Реферат: Франчайзинг

Продолжение (Франчайзинг в инфо-бизнесе Часть 2)

ГЛАВА 6

Франчайзинговый договор

"Сердце" франчайзинговыquot; франчайзинговых взаимоотношений:

Комментарии основных элементов франчайзингового договора.

Франчайзинговый договор, как и любой официальный договор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат для уточнения взаимоотношений в течении небольшого периода времени. После завершения сделки такой контракт больше не имеет силы.

Франчайзинговый же договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.

Основные элементы

Франчайзор подписывает франчайзинговый договор со многими франчайзи, поэтому было бы неразумно каждый раз менять какие-то пункты по запросу отдельного франчайзи.

Франчайзор должен с самого начала подготовить франчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его.

Если кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как не совсем совершенный. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.

Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.

Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.

Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены семьи следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.

ГЛАВА 7

Франчайзинг в России

* В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания "Дока-пицца", возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи "Дока-Пиццы" с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули.

В сфере информационного бизнеса по схеме франчайзинга работают фирмы:

Компания "Вист" - производство и сборка компьютеров, продажа комплектующих

Лишь частично работает по типовой схеме франчайзинга: более 150 партнеров компании являются классическими дилерами техники компании, а головная компания - типовым вендором. По словам Николая Кислицына, PR-менеджера компании "Вист", безусловным для "Вист" являются требования входного контроля компонентов, качественной технологии сборки, установки программного обеспечения и тестирования готовой продукции. Также необходимым и являются сервис и дальнейшее сопровождение.

* Николай Кислицын, PR-менеджер компании "Вист": "Прямое делегирование технологии и торговой марки, то есть создание сети держателей франшизы в компании, весьма ограничено. Франчайзинг в чистом виде применим только к достаточно простым технологиям. Известный пример в России - стагнирующая деятельность франчайзинговой сети "Дока-Пицца". Но технология производства компьютеров является делом намного более сложным, поэтому "Вист" всегда доказывала и будет доказывать, что повышение качества техники под силу только серьезному производству".

Очевидно, что в чистом виде компьютерный франчайзинг почти невозможен. Однако некоторые шаги в данном направлении компанией осуществляются. "Вист" предоставляет ряду дилеров оттестированную комплектацию, технологию и ПО для сборки техники в сертифицированных сервис-центрах регионов. Как правило, это необходимо для редких и нестандартных конфигураций техники, сетевых и корпоративных решений. Главное условие здесь - надежность и квалификация дилера.

Компания "Лампорт" - сборка и продажа компьютеров и комплектующих

* Тимур Ардаширов, коммерческий директор компании "Лампорт": "Все остальное франчайзи обязан делать сам, при этом головная контора следит за соблюдением всех условий, чтобы франчайзи не позорил "родительскую" марку. Это предполагает "прозрачность" дочерней компании. Схема франчайзинга в идеале не предполагает инвестирования, тем более 100-процентного. Основная идея: фирма - собственность франчайзи, он должен развивать свой бизнес на свои деньги".

Компания "Mobil TeleCom" - услуги пейджинговой связи

* Александр Колчин, вице-президент пейджинговой компании Mobile TeleCom: "В наших условиях эффективно управлять из центра сразу несколькими десятками филиалов практически невозможно. Поэтому франчайзинг, пожалуй, пока единственный выход. Что же касается регионалов, то если бы им с нами было невыгодно работать, у нас бы не было 76 городов в роуминговой сети, которая построена преимущественно по принципу франчайзинга".

Компания "1С" - комплексы автоматизации бухучета, документооборота и делопроизводства

Наиболее ярким претендентом на звание лидера по созданию национальной франчайзинговой цепочки - компания "1С". Она установила наименее жесткий ценз вхождения в систему как для организаций, так и для частных предпринимателей, готовых оказывать услуги по продаже, установке и сопровождению программ "1С" и других наиболее популярных программных продуктов. В рамках программы "1С:франчайзинг" предлагается заниматься распространением и внедрением системы "1С:Предприятие".

* Андрей Буров, начальник отдела франчайзинговой сети компании "1С", считает, что все трения в франчайзинговой цепочке можно урегулировать дипломатическими методами: "Обычно мы решаем вопросы с партнерами путем переговоров - нужды в силовых методах пока не возникало. Пока".

Компания "Xerox" - копировальная и офисная техника

Компания Xerox также использует франчайзинг в своей деятельности в России. По словам Елены Кузнецовой, PR-менеджера Xerox, из сотни подразделений-франчайзи, размещенных в странах Восточной Европы, треть работает в России. Особенно характерен франчайзинг в региональных компаниях, где партнеры становятся дилерами по поставке оборудования документооборота: копировальной техники, сложных комплексов по обработке документации. Инвестиционный ценз для вхождения в сеть франчайзи Xerox Елена Кузнецова очертить затруднилась, поскольку он существенно зависит от задач, которые ставит перед собой предприниматель: перечень задач обуславливает как набор оборудования, так и его качество.

Причем "если потенциальный партнер с достойным годовым отчетом не дотягивает до желаемого инвестиционного ценза по некоторым показателям, ему идут навстречу - оборудование можно взять в лизинг", - отметила Елена Кузнецова.

Компания "Sovam Teleport " - услуги связи

Телекоммуникационная компания Sovam Teleport осуществляет программу заключения франчайзинговых договоров с партнерами в регионах. В рамках этой программы партнеры-франчайзеры получат право использовать региональные сети Sovam Teleport для передачи данных и предоставлять своим клиентам доступ к системе "Россия-Он-Лайн". Кроме того, при соблюдении стандартов качества, принятых в Sovam, они получат право использовать торговую марку "Россия-Он-Лайн". Естественно, партнерам по франчайзингу обеспечена рекламная, техническая и информационная поддержка.

Ценз на вхождение в группу франчайзи

Когда компания формирует франчайзинговую цепочку, то первое, чем обычно интересуются ее потенциальные партнеры, - это условия работы. Иными словами - каков ценз вхождения новой компании во франчайзинговую сеть головного предприятия. Причем этот ценз у каждого франчайзера может быть разный - финансовый, квалификационный, организационный, а для пейджинг-операторов, возможно, и частотный.

Прежде всего это квалификация, но на практике - целый комплекс требований, считает представитель "Вист". По словам Андрея Бурова, начальника отдела франчайзинговой сети компании "", финансовый ценз вхождения в "1С" невысок. На начальном этапе от партнера-франчайзи требуется приобретение так называемых NFR-комплектов соответствующих программных продуктов "1С" (not for resale - не для продажи) для подготовки специалистов, которые будут заниматься внедрением этих программных продуктов. Стоимость одного NFR-комплекта колеблется от 150 до 300 долларов. В зависимости от того, внедрением каких продуктов собирается заниматься партнер, зависит и общая стоимость приобретения NFR-комплектов. Эта сумма может составить от 150 до 750 долларов.

После заключения договора франчайзинга партнер должен подтвердить квалификацию своих специалистов, аттестовав их в фирме "1С" (два специалиста по каждому программному продукту). За каждую аттестацию уплачивается по 50 долларов. Впоследствии партнер-франчайзи ежеквартально платит по 100 долларов за право использования торговой марки "1С" в своей деятельности, а также за рекламную, технологическую и методическую поддержку.

Тимур Ардаширов, коммерческий директор компании "Лампорт", выделяет в качестве одного из важных приоритетов ассортиментное единство: "Мы сотрудничали и сотрудничаем с компаниями, схожими по ассортиментному набору продуктов с головной "Лампорт".

Наконец, Александр Колчин, вице-президент пейджинговой компании Mobile TeleCom, полагает, что отрицательный ответ - тоже ответ. "Как такового фиксированного ценза вхождения в франчайзинговую сеть Mobile TeleCom нет. Мы открыты к сотрудничеству с любыми партнерами. Если скажем, в городе N. у нас есть приоритетные интересы, мы стремимся сами найти подходящего партнера. Нет у нас и частотного ценза, поскольку все наши города работают на одной частоте, и практически во всех из них как лицензия, так и частотное разрешение принадлежат Mobile TeleCom", - сообщает он.

Ценообразование в условиях франчайзинга

Наиболее интересно во франчайзинге ценообразование в канале "держатель марки - ее арендодатель - розничный покупатель или дилер". Интересно хотя бы потому, что иногда франчайзер и не преследует прямой цели получить выгоду от таких отношений.

По словам Андрея Бурова, партнер-франчайзи имеет только одно ограничение: продавать сетевые версии компонент системы "1С:Предприятие" можно по ценам не ниже рекомендованных "1С" для конечного пользователя. То есть он не вправе демпинговать.

Напротив, по мнению Тимура Ардаширова, следует уделять ценообразованию и канальной политике между франчайзи и головным офисом максимум внимания: это как раз то, на чем и ломаются национальные франчайзинговые системы. "Раскинув сеть франчайзинга, мы столкнулись с тем, что франчайзи требовали товарного кредита: пытались работать под названием "Лампорт", используя ресурсы головной "Лампорт". Согласно классической схеме и заключенному договору они должны были платить за имя и получать продукты по себестоимости с нашего склада, однако большинство свело отношения тому, что требовало продукты в кредит, не инвестируя собственных средств. Фактически каждый раз запрашивались те или иные отступления от оригинальной схемы, оцениваемые в неких процентах от закупаемой техники. Таким образом, на деньги головной "Лампорт", под риски головной "Лампорт" периферийные партнеры пытались развивать собственный бизнес с некими отчислениями за использование имени. Это не есть франчайзинг в понимании компании "Лампорт". Поэтому мы и ушли от франчайзинга к филиальной схеме".

Однако для многих практика франчайзинга является know-how, которым они отнюдь не склонны делиться. По словам Александра Колчина, принцип ценообразования - достаточно сложный вопрос, "отчасти это также know-how нашей компании. Естественно, что мы не определяем цены на сами пейджеры и обслуживание в регионах - это дело наших партнеров". Компания стремится предлагать партнерам широкий спектр моделей, в том числе более доступных в ценовом отношении - для небогатых региональных покупателей. Ведь ситуация с платежеспособностью в России сильно разнится - то, что для одного города кажется доступным, для другого - слишком дорогим. Кроме самих пейджеров, фирма предлагает своим партнерам разнообразные аксессуары, то, что называется promotion items, - сувенирную и рекламную продукцию.

Что поделаешь: на рынке много конкурентов, у каждого свои интересы...

Какие интересы преследует головная фирма открывая сеть дочерних предприятий?

К слову, об интересах сторон. Ведь франчайзинг - непростая форма отношений, и возникает вполне резонный вопрос: для чего это нужно "материнской" компании и что дает "дочерней"?

Франчайзинг в частичной форме позволяет франчайзи сократить складские запасы готовой техники, но расширить комплектацию. Результат - более гибкое реагирование на пользовательские запросы, особенно нестандартные. Налицо экономия, поскольку средства не "замораживаются". Для франчайзера франчайзинг менее интересен. Ему выгоднее сбыт массовой типовой готовой продукции с мощного конвейера. Однако франчайзинг дает возможность продавать больше, чем если бы таких отношений не было вообще, и поэтому имеет право на существование.

По мнению Андрея Бурова, фирме "" франчайзинг нужен для того, чтобы иметь партнеров, способных грамотно и на высоком технологическом уровне сопровождать программные продукты "1С". Партнерам фирмы франчайзинг позволяет использовать в своей деятельности раскрученную торговую марку, дает возможность пользоваться дополнительной рекламной, технологической и методической поддержкой. В части, касающейся рекламы, это - поддержка в центральной прессе, на выставках, получение компенсации затрат на региональную рекламу, а также возможность совместно с "1С" работать на крупных компьютерных выставках. В части методологии - это возможность аттестовать своих сотрудников в фирме "1С" и регулярно получать актуальную технологическую информации, помогающую в практической работе с клиентами. И, наконец, франчайзи имеют более высокие скидки на приобретаемые в "1С" программные продукты, чем те партнеры, которые не располагают таким статусом.

Тимур Ардаширов считает, что в классическом варианте франчайзи получает имиджевое преимущество перед теми конкурентами, которые не пользуются такой схемой работы. Идея франчайзинга заключается в том, что компания-франчайзи пользуется своими ресурсами, но использует имя франчайзера, раскрученное в том регионе, где она работает. Это дает франчайзи большую устойчивость на локальном рынке. Что же касается выгоды франчайзера, то франчайзи вынужден отдавать ему оговоренный процент за использование логотипа, то есть некий налог за франшизу.

Идеальным примером в части франчайзинга, по мнению Ардаширова, является McDonalds - он дает технологию, рецептуры, стратегию поведения на рынке и свой логотип с именем за определенные деньги. Однако все российские рестораны, работающие под логотипом McDonalds, пока юридически принадлежат совместному российско-канадскому предприятию "Москва-McDonalds". Иностранные компании не хотят "наступать на грабли", о которые раз споткнулась "Дока-пицца". Однако Ардаширов прямо подчеркивает, что развитие бизнеса вменяется в обязанность младшему партнеру.

Итак, арендатору франшизы это выгодно по многим причинам: магия "раскрученной" торговой марки, ее стоимость - ведь владелец торговой марки, как правило, затрачивает огромные средства на ее раскрутку и поддержку. Сюда Александр Колчин относит также опыт проведения рекламных, маркетинговых и PR-кампаний, доступ к широкому ассортименту печатной и рекламной продукции, спектру товаров и аксессуаров.

"А вот зачем это нужно владельцу торговой марки - странный вопрос, - замечает он. - Наша компания таким образом строит свою региональную сеть. Вполне естественно, что мы заинтересованы в ее расширении. Для нас появление нового города в длинном списке - не самоцель, мы просто хотим, чтобы всем нашим клиентам, в том числе часто путешествующим, было удобно пользоваться нашими услугами". Здесь Александр Колчин не акцентирует внимание на выгоде материнской компании, поэтому чуть ниже мне придется сделать это за него.

А пока резюмирую: "дочерней" фирме франчайзинг дает стабильность. Это подтверждают цифры по американскому рынку: число компаний, прекративших свою деятельность в течение первых пяти лет работы, для франчайзи и иных организационных форм составляет 14 и 65 процентов соответственно. А "материнская" компания при большом числе франчайзи получает вполне осязаемую прибыль, поскольку срабатывает закон больших чисел. Это характерно для фирм компьютерного профиля.

Что же касается лидера российского пейджинга - компании Mobile TeleCom, то для нее франчайзинг является инструментом конкурентной борьбы за регионы: данный маркетинговый прием я классифицирую как "вертикальный охват". Для тех, кто не знает, поясню, что вертикальный охват - это маневр, используемый войсками НАТО в случае, когда нанесение ударов с фронта, с флангов и с тыла (в результате обхода) не приводят к разгрому противника. Тогда применяются воздушно-десантные или аэромобильные подразделения, которые наносят удар с воздуха - то есть совершают этот самый вертикальный охват. Изюминка заключается в том, что роуминг на базе франшиз не дает франчайзеру напрямую денег из регионов, зато позволяет формировать региональную политику компании. Это, в свою очередь, используется в качестве мотивации для потенциальных клиентов, которым важно максимально большое число обслуживаемых городов, что и дает опосредованную, но вполне осязаемую прибыль.

Некоторые итоги работы по системе франчайзинга

В 1998 году объем розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более 1 триллиона долларов. Согласно данным министерства труда США, в 1999 году он вырастет на 10%. Сейчас доля франчайзинговых компаний превышает 40% общего объема торговли американского рынка, суммарно в них задействовано 7,2 млн. сотрудников.

В Европе в части, касающейся франчайзинга, лидирует Германия - там 530 франчайзеров лицензировали 22 тыс. франчайзи. А в роли аутсайдера выступает Дания - там насчитывается 98 материнских компаний и 2 тысячи "дочек".

На государственном уровне франчайзинг очень выгоден: к примеру, в США эта форма малого бизнеса дает свыше 13% валового национального продукта. Воистину курочка по зернышку клюет. Сравните: автомобильный бизнес дает родине Генри Форда 4% ВНП - в три раза меньше. Именно поэтому как в США, так и в Западной Европе существует четко отлаженное законодательство, регламентирующее прозрачный доступ франчайзера к информации о состоянии дел в компании-франчайзи, равно как и право отозвать у нее лицензию за нарушения обязательств.

В России дела обстоят по-иному. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в нашей стране данную форму работы используют всего 26 компаний. Препятствием на пути реализации возможностей франчайзинга у нас является отсутствие соответствующих правовых норм, то есть необходимой юридической базы.

К сожалению, в последнее время достаточно реальна следующая ситуация. Партнер поначалу выполняет требования, предъявляемые головной фирмой ко всем держателям франшизы, а потом перестает. В России нет пока правовой базы для урегулирования таких проблем. Как франчайзер может прекратить работу франчайзи под отданной ему на откуп торговой маркой?

По мнению Александра Колчина, это возможно, поскольку отношения с партнерами четко определены в договоре: "Все наши региональные представители подписывают "Конвенцию по роумингу", тем самым соглашаясь на определенные условия, правила игры. Возникновение конфликтных ситуаций с партнерами Mobile TeleCom - достаточно редкий случай и поэтому невозможно говорить о каком-то едином правиле, которым руководствуется компания. В любом случае она стремится найти компромиссное решение, которое позволит в дальнейшем исключить конфликты".

"Вист", по словам Николая Кислицына, имеет много рычагов влияния на дилера, который попытается нарушить правила игры. Практики серьезных нарушений пока нет, кроме подделок под "Вист" на "сером" рынке. Зарегистрированная торговая марка дает и юридические возможности ее защищать.

Андрей Буров считает, что все трения в франчайзинговой цепочке можно урегулировать дипломатическими методами.

Как видите, представители трех компаний единодушны во мнении, что техногенные рынки, на которых они работают, являются более цивилизованными, чем общепит, в том числе и в правовом отношении. Возможно, поэтому подобных неприятных ситуаций в части, касающейся разрешения франчайзинговых споров, пока не возникало. Но факт остается фактом - согласно действующему законодательству России, франчайзеры не вправе контролировать партнеров. Дав разрешение на использование собственного brand equity, франчайзер может осуществлять контроль за франчайзи лишь полюбовно, но если франчайзи стал нарушать правила ведения бизнеса - запретить использование материнского логотипа практически невозможно. Опыт "Лампорт" является ярким примером. Тимур Ардаширов говорит: "На сегодняшний день сохранилось лишь несколько франчайзи, которые корректно продолжают работать по той модели, которую мы предложили. Существует и ряд компаний, ведущих себя по-иному - экс-франчайзи, которые перерегистрировали имя, но продолжают в устных и закулисных переговорах использовать имя "Лампорт". Пока нас это не особенно волнует, так как ни один из закрываемых нами экс-франчайзеров не является крупным игроком на рынке, а те, которые являются, - выполняют установленные нами правила игры.

К сожалению, когда мы начинали работу, мы не думали об этом. Экс-франчайзеры посчитали себя вправе изъять собственные деньги из оборота и пытаться вращать деньги головной компании".

Что будет дальше?

Какова оценка перспектив развития франчайзинга на компьютерном рынке?

ПРОТИВ

Франчайзинг на компьютерном рынке в чистом виде малоприменим, весьма ограничен и малоперспективен, считает Николай Кислицын. Причины этого кроются в пока еще советском менталитете предпринимателей. "В России компьютерные фирмы не понимают понятия франчайзинг как следует, - говорит Тимур Ардаширов. - Россия просто пока еще не готова к этому. Основной принцип бизнеса заключается в схеме: вложи деньги - получи прибыль, а у нас в стране отдельные люди и компании желают получать ее, не рискуя собственными средствами. Разумеется, есть иной вариант - взять кредит, но это тоже риск, только более опосредованный".

ЗА

Александр Колчин считает, что за франчайзингом в России - будущее. По его мнению, технологичность отраслей - тот фактор, который может перевесить советский менталитет, а региональные сети высокотехнологичных компаний (пейджинговых, сотовых, компьютерных) могут строиться только на принципе франчайзинга.

Мнения разделились.

На мой взгляд, франчайзинг на техногенных рынках как форма партнерских отношений вполне реален, но стороны должны доверять друг другу и четко соблюдать правила игры. Как у Ильфа и Петрова: "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". Но ведь техногенный бизнес, в котором мы работаем, должен же отличаться от торговли пиццей способами достижения этого согласия? Или нет?

ДОПОЛНЕНИЕ

љГлоссарий

Слова, наиболее часто встречающиеся во франчайзинге и их значения.

Франчайзинг (Franchising) Система, состоящая как минимум из двух уровней:

  • Франчайзор (Franchisor), кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

  • Франчайзи (Franchisee), кто платит франчайзору первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.

Франчайзор (Francbisor) Владелец прав на франшизу, штаб-квартира компании. Права обычно предоставляются на торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франчайзи (также, Франчазиат, Оператор) (Franchisee) Частное лицо, товарищество или корпорация, которые приобретают согласно соглашению права на франшизу на определенной территории.

Франшиза (Franchise) Предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором. Франшиза - это термин, под которым понимается вся система, например франшиза Pizza Hut.

Франчайзи систем филиалов (Multi Unit Franchisee) Частное лицо, товарищество или корпорация, которые покупают права у франчайзора на ведение бизнеса на определенной территории и управляют всеми франчайзинговыми предприятиями самостоятельно. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию территории. Если франчайзи систем филиалов не выполняет этих требований, франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Разработчик территории (Area Developer) Частное лицо, товарищество или корпорация, купившие права на разработку определенной территории путем нахождения франчайзи на этой территории для франчайзора. Первоначальная выплата за эту территорию будет определяться оценкой числа потенциальных франшиз на ней. Каждый раз, когда разработчик территории находит нового франчайзи, он получает часть его первоначальной платы, так что к моменту достижения намеченного числа франчайзи он получает обратно внесенную франчайзору первоначальную плату. У него также будет доход в виде процента от сервисной платы (роялти), и он должен будет оказывать поддержку франчайзи и следовать указаниям франчайзора. У него нет никаких контрактных отношений с франчайзи. Франчайзи заключают договор напрямую с франчайзором. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию. Если разработчик территории не выполняет этих требований, франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Мастер aранчайзи (Master Franchisee/Licensee) Частное лицо, товарищество или корпорация, купившие права на разработку большой территории, часто другой страны путем продаж франшиз в ней. Франчайзинговая плата выплачивается франчайзору за права на разработку территории, и при этом часто мастер франчайзи должен выплачивать франчайзору роялти или следовать соглашению о поставках. Фактически мастер франчайзи является франчайзором на этой территории, так как он напрямую заключает договоры с франчайзи и получает их первоначальные взносы и сервисные выплаты. Однако, он должен обеспечить обучение, маркетинг, поддержку на месте и все остальные услуги в таком же объеме и качестве, как и франчайзор. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию. Если мастер франчайзи не выполняет этих требований франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Интеллектуальная собственность (Intellectual Property) Эксклюзивная информация, разработанная франчайзором, включающая, но не ограниченная: операционные системы, пособия по функционированию, обучающие видеокассеты, печатные материалы и компьютерные программы.

Ноу-хау (Know-How) см. Интеллектуальная собственность.

Первоначальный взнос (Up Front fees) Первоначальный взнос, который франчайзи обычно выплачивает только один раз франчайзору за лицензию на использование торговой марки, операционной системы и "секретных" рецептов и технологий бизнеса. Оплата обычно происходит при заключении контракта.

Сервисная плата (Роялти) (Royalty) Периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзору за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса. Сервисная плата обычно рассчитывается как процент валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или быть встроенной в стоимость товара. Последний вариант особенно характерен для случая, когда франчайзор одновременно является и поставщиком товара.

Эффективность роялти (Royalty Efficiency) Момент, в который операционные расходы франчайзора полностью покрываются доходами от сервисных выплат (роялти), получаемых от существующих франчайзи.

Франчайзинг продукта и имени (Product and Name Franchising) Франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса с использованием его имени. Франчайзи/лицензиат при этом обладает меньшими правами, чем во франчайзинге бизнес формата. Франчайзинг продукта и имени может варьироваться от простого вывешивания фирменного знака над предприятием до полного бизнес пакета.

Франчайзинг бизнес формата (Business Format Franchising) Франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и обеспечивает полную основу для деятельности франчайзи.

Корпоративная индивидуальность (Corporate Identity) Эксклюзивные черты, отличающие предприятие и которые могут включать в себя, но не быть ограниченными: цветовые схемы, надписи, надписи на машинах, внешний и внутренний дизайн, мебель, канцелярские товары и упаковку,

Лого (Logo) Эксклюзивный символ, число или символы, используемые предприятием для самоидентификации.

Торговая марка (Trademark) Отличительный Лого, символ или марка, используемая предприятием для самоидентификации и являющаяся официально зарегистрированной на территории всей страны и по возможности интернационально. Она может быть использована франчайзи по лицензионному соглашению с франчайзором.

Надпись на этикетке (Таg lines) Эксклюзивные слова, используемые предприятием в добавлении к своему корпоративному имени и Лого для самоидентификации и усиления их продуктов услуги. Например, 'Всегда Кока-кола', "Фастфрейм, искусство в рамке', 'Жилет - лучше для мужчины нет.

Связи с прессой (Public Relations) Реклама услуг или предприятия через общение с местными, региональными и общенациональными средствами массовой информации.

Территория (Territory) Район, в котором франчайзор предоставляет эксклюзивные права на рынок его предприятия. Его конфигурация может быть определена множеством способов: по географическим границам, почтовому индексу, радиусу от предприятия и даже по числу ключевых клиентов в этом районе.

Поддержка на месте (Field Support) Поддержка, оказываемая франчайзи франчайзором путем общения по телефону, личных посещений и региональных встреч.

База данных клиентов (Client Data Base) Банк информации о посетителях. Запись обычно производится во время продажи. Банк данных может быть в последствии использован для получения различных типов справок.

Маркетинговые услуги (Marketing Services) Маркетинговые и рекламные услуги, предоставляемые франчайзором за отдельную постоянно взимаемую плату. Обычно % от валовых продаж или фиксированная периодическая плота.

Вопросы

1. Выберите одно правильное предложение

После подписания договора, франчайзи получает право собственности на товарный знак

Право собственности на товарный знак остается у франчайзи после окончания выплат всех платежей

Право собственности на товарный знак регулируется франчайзинговым договором

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

2. Выберите несколько правильных ответов

Преимуществами для франчайзи являются:

Top of Form 1

Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.

Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса.

Определение финансовой мощи франчайзора.

Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса


Bottom of Form 1

3. Вопрос - запись правильного ответа (впишите правильный ответ)

Top of Form 2

Франчайзи платит франчайзору первоначальный взнос и сервисную

плату ( ) за права на бизнес.

Bottom of Form 2

4. Выберите один правильный ответ

Франчайзор может предоставить фирме (своему франчайзи) право быть франчайзором в своем регионе. Это называется...

Субфранчайзинг

Аренда

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

Супервизор-франчайзи

5. Выберите несколько правильных ответов

Ценообразование в 1С строится с учетом того, что...

Top of Form 3

Франчайзи обязан установить цену на товар не ниже цены другого франчайзи из его региона.

Франчайзи не вправе продавать продукты "1С-Предприятие" по цене, ниже рекомендуемой.

Франчайзи предоставляется относительная свобода в ценообразовании (в пределах договора).

Цены на продукты строго фиксированы франчайзором и не должны изменяться.


Bottom of Form 3

6. Вопрос - запись правильного ответа (впишите правильный ответ)

Top of Form 4

- эксклюзивный символ, число или символы, используемые предприятием для самоидентификации

Bottom of Form 4

7. Выберите одно правильное предложение

Ограничиваются ли платежи франчайзи вступительным взносом (цензом)

ДА

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

8. Выберите несколько правильных ответов

Обязаностями франчайзора является ...

Top of Form 5

Следование производственным стандартам

Контроль качества

Документация всех правил и положений.


Bottom of Form 5

9. Вопрос - запись правильного ответа (впишите правильный ответ)

Top of Form 6

( ) - термин, под которым понимается вся система, существующая в соответствии с франчайзинговым договором.

Bottom of Form 6

В начало

Литература и источники информации:

Международный предпринимательский франчайзинг

http://www.br.minsk.by/archive/28-98/beh30562.php

Что такое франчайзинг?

http://www.halyava.ru/mindtransfer/1.php

ФРАНЧАЙЗИНГ: процветание за чужой счет ("ЭЖ-Инвестиционный вестник")

http://www.riac.ryazan.su/pressa/erus/5-98/15.php

Report Card 1996

http://www.a-z.ru/raf/rep_card/card_ru.php

SIORA - Поддержка предпринимательства - Методические материалы: франчайзинг

http://www.chelyabinsk.ru/sme/franch/1.shtm

Learn More About RFA Russian

http://www.a-z.ru/raf/more/more_ru.php

Franchising

http://www.rosinter.ru/franchising.php

Российская ассоциация развития франчайзинга, Торговое представительство Российской Федерации во Франции,

http://www.binec.ru/delcont/fr_lett.php

На пороге принятия решения

http://smesupport.leontief.ru/105cat/prin_re.php

Информационная система ПАРК: экономика, право, бизнес, закон, рынок, новости, политика \ ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГ)

http://is.park.ru/parknoframes/document.asp?dno=25...

Краткое пособие по франчайзингу

http://www.freebee.techno.ru/mindtransfer/

Комиссия по лизингу и франчайзингу Общественно

http://smesupport.leontief.ru/105cat/lis_comp.php

Франчайзинг

http://www.delo.ru/Metod/franchaising.php

1C News

http://www.1c.ru

Некоторые сведения о франчайзинге

http://www.chelyabinsk.ru:81/equipnet/franchise/in...

ФОНД РАЗВИТИЯ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ФРАНЧАЙЗИНГА

http://www.INFOSITE.ru/exhibitions/online/smallbus...

САЛОН ГАРУС

http://www.vis.infotel.ru/garus/franch.php

Что мне еще почитать про франчайзинг

http://smesupport.leontief.ru/105cat/read_fra.php