Реферат: Влияние школы и сверстников на формирование и развитие личности

На тему: «Влияние школы и сверстников на формирование и развитие личности»

Авторы: студентки 2 курса группы Г-Э

Знания,  которые  получает  подросток  в  процессе  учебной  деятельности  в   школе,  также  могут  приносить  ему  удовлетворение,  но  если  подросток  не  видит  жизненного  значения  определенных  знаний,  то  у  него  исчезает  интерес,  может  возникнуть  отрицательное  отношение  к  соответствующим  предметам.  Успех  или  не  успех   в  ученье  также   влияет  на  формирование  отношения  к  учебным  предметам.  Успех  вызывает  положительные   эмоции,  отрицательное   отношение  к  предмету  и  желание  прервать  занятия. Важным  стимулом  к  учению  являются   притязания   на  признание  среди  сверстников.  Высокий   статус  может  быть  достигнут   с  помощью  хороших  знаний:  при  этом  для  подростка  продолжает  иметь   значение  оценки.  Высокая   оценка   дает  возможность   подтвердить  свои  способности. Совпадение  оценки  и  самооценки  важно  для  эмоционального   благополучия подростка. В  противном  случае  могут  возникнуть  внутренний  дискомфорт  и  даже   конфликт. Овладение  учебным   материалом   требует   от   подростков  более  высокого уровня учебно-познавательной   деятельности,  чем  в  младших  классах.  Им предстоит усвоить научные понятия, системы  знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

 Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности , а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания.

Учебная и внеучебная деятельность учащихся будет эффективной в воспитательном отношении тогда, когда психологический смысл формы ее организации имеет объединяющий характер, то есть для осуществления деятельности требуется объединить усилия членов коллектива. Особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые максимально следует создавать и использовать как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, также побуждать ребят к обсуждению между собой наиболее острых проблем их жизни.

Важнейшее психологическое условие эффективности деятельности коллектива – это общественная направленность дел, особенно основных, ведущих. Например, при организации общественно-полезной деятельности учащихся большую роль играет такое средство, как поручения. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми и коллективными. Учитывая психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, очевидно целесообразно часто использовать и групповые поручения.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классе, объединять симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Педагогу надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т.д. Учет этих особенностей при распределении функций в организации и выполнении деятельности значительно повышает ее эффективность.

Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, с – составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

Общение, как канал управления, «предшествует» деятельности, в которую педагоги включают школьников: через общение дается определенная инструкция по организации деятельности и вносятся нормы отношения в процессе ее реализации. Общение, как канал управления, сопровождает деятельность школьников: через общение педагог корректирует способы ее организации и реализации, координирует усилия отдельных групп учащихся, коллектива в целом, корректирует отношения. которые складываются между участниками деятельности.

Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.