Реферат: Решение транспортной задачи методом потенциалов

 

Курсовая работа

на тему:

"Решение транспортных задач

методом потенциалов"

 

Содержание.


1. Линейная транспортная задача                        

2. Составление опорного плана                         

3. Метод потенциалов                                                

3. Список  использованной литературы               

1. Транспортная задача.

 

    Транспортная  задача  ставится  следующим  образом: имеется  m  пунктов  отправления,   в  которых  сосредоточены  запасы  каких-то  однородных  грузов. Имеется   n  пунктов  назначения  подавшие  заявки  соответственно  на  груза. Известны  стоимости р i j перевозки  единицы   груза    от  каждого  пункта  отправления    до  каждого   пункта  назначения. Все  числа  р i j, образующие   прямоугольную  таблицу  заданы. Требуется  составить  такой  план  перевозок   (откуда, куда  и  сколько  единиц  поставить), чтобы  все  заявки  были  выполнены, а  общая  стоимость  всех  перевозок  была  минимальна.

      Далее, предполагается, что

                                                                  1

где bi есть количество продукции, находящееся на складе i, и aj – потребность потребителя j.

      Замечание. Если  то количество продукции, равное  остается на складах. В этом случае мы введем "фиктивного" потребителя n +1  с потребностью  и положим транспортные расходы pi,n+1 равными 0 для всех i.

      Если  то потребность не может быть покрыта. В этом случае начальные условия должны быть изменены таким образом, чтобы потребность в продукции могла быть обеспечена.

      Обозначим через xij количество продукции, поставляемое со склада i потребителю j. В предложении (1) нам нужно решить следующую задачу (математическая модель транспортной задачи):

                              

             2

 

                   

      Транспортную задачу мы можем характеризовать транспортной таблицей и таблицей издержек:

 

а1

аn

b1

.

.

.

bm

.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

.

p11

p1n

.

 

.

.

 

.

.

 

.

pm1

pmn

      Допустимый план перевозок будем представлять в виде транспортной таблицы:

 

а1

аn

b

.

.

.

bm

.

 

.

.

 

.

.

 

.

      Cумма элементов строки i должна быть равна bi, а сумма элементов столбца j должна быть равна aj, и все должны быть неотрицательными.

      Пример 1.

     

 

20

5

10

10

5

15

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

5

6

3

5

9

6

4

7

3

5

2

5

3

1

8

      Мы получаем следующую задачу:

х1112131415                                                                                                                                                                         =15,

                                                                      х2122232455                                                                                   =15,    

                                                                                                                                                                        х3132333435                 =20,

      х11                                                                        21                                                                  31                                                           =20,

      х12                                                +х22                                                                  32                                                 =5,

             х13                                                +х23                                            +х33                        =10,

                     х14                                                                          24                                                               +х34                =10,                                                             

                           х15                                                 +х25                                           +х35                 =5;

хij  0 для i = 1,2,3; j = 1,2,3,4,5;

                   Кmin=11+6х12+3х13+5х14+9х15+6х21+4х22+7х23+3х24+5х25+2х31+5х32+3х3334+8х35;

          Такие задачи целесообразно решать при помощи особого варианта симплекс-метода – так называемого метода потенциалов.

      Все транспортные задачи имеют оптимальное решение. Если все значение aj и bi в условиях транспортной задачи целочисленные, то переменные xij во всех базисных решениях (а так же и в любом оптимальном базисном решении) имеют целочисленные значения.

2. Составление опорного плана.

Решение  транспортной  задачи   начинается  с  нахождения  опорного  плана. Для  этого  существуют  различные  способы, рассмотрим  простейший, так  называемый  способ  северо-западного  угла. Пояснить  его  проще  всего  будет  на  конкретном  примере:

Условия  транспортной  задачи  заданы транспортной  таблицей.

       а

b

20

5

10

10

5

15

5

6

3

5

9

15

6

4

7

3

5

20

2

5

3

1

8

Будем  заполнять  таблицу  перевозками  постепенно  начиная  с  левой  верхней ячейки ("северо-западного угла" таблицы). Будем  рассуждать  при  этом  следующим  образом. Пункт  а1   подал  заявку    на  20 единиц груза. Удовлетворим эту заявку за счёт запаса 15, имеющегося  в  пункте  b 1 , и  запишем  перевозку  15 в  клетке (1,1). После  этого  дополним заявку за счет заявка  пункта b 2, и запишем  5 в клетке (1,2), теперь заявка  удовлетворена, но  в  пункте  b 2  осталось  ещё  10  единиц  груза. Удовлетворим  за  счёт  них  заявку  пунктов а2 (5 единиц клетка 2,2) и а3  (5 единиц клетка 2,3). На складе b 3  есть запас в 20 единиц, за счет его мы удовлетворим оставшиеся заявки а3 (оставшиеся 5 единиц клетка 3,3),  а3 (10 единиц клетка 3,4) и  а(5 единиц клетка 3,5).

5

 

 

 

 

6

4

7

 

 

 

 

3

1

8

На  этом  распределение  запасов  закончено;  каждый  пункт  назначения   получил  груз,  согласно  своей  заявки. Это  выражается  в  том, что  сумма  перевозок  в  каждой  строке  равна   соответствующему   запасу, а  в  столбце - заявке. Таким  образом, нами  сразу  же  составлен  план  перевозок,  удовлетворяющий  балансовым  условиям. Полученное  решение  является  опорным  решением  транспортной  задачи.

Составленный нами план перевозок, не является оптимальным по  стоимости, так  как  при  его   построении  мы  совсем  не  учитывали  стоимость   перевозок  Сij .

3. Метод потенциалов.

      Пусть имеется транспортная таблица, соответствующая начальному решению, хil =  для базисного решения переменных, хil = 0 для свободных переменных (ячейки, соответствующие свободным переменным, остаются пустыми). Далее, нам требуется таблица расходов с заданными pij.

      Отыскание симплекс множителей. Заполним таблицу расходов, оставив ячейки, соответствующие свободным переменным, пустыми. В крайний правый столбец внесем значения неизвестных u1,…,um, в нижнюю строку – значения неизвестных v1,…,vn,. Эти   m + n неизвестных для всех (i, j), соответствующих базисным переменным, должны удовлетворять линейной системе уравнений ui + vj = pij.

pll

 

plj

 

pln

ul

 

.

.

 

.

       .

 

.

.

.

pil

 

pij

 

pin

ui

 

.

       .

 

.

       .

 

.

.

.

pml

 

pmj

 

pmn

um

vl

      …

vj

      …

vn

 

      Для всех базисных решений эта система имеет треугольный вид, ранг её матрицы равен  n + m – 1. Следовательно, систему всегда можно решить следующим способом.

      Полагают vn = 0. Если значения k неизвестных  определены, то в системе всегда имеется уравнение, одно из неизвестных в котором уже найдено, а другое ещё нет.

      Переменные ui и vj симплекс - множителями. Иногда они называются также потенциалами, а этот метод решения называют методом потенциалов.

      Пример 2.

5

 

 

 

 

u1

6

4

7

 

 

u2

 

 

3

1

8

u3

v1

v2

v3

v4

v5

 

v5 = 0 ® u3 = 8, так как u3 + u5 = p35 = 8, ® v4 = -7, так как u3 + v4  = p34 = 1,  ® v3 = -5, так как u3 + v3  = 3, ® u2 = 12  ® v2 = -8, ® v1 = -6  ® u1 = 11.

Симплекс – множители нужны для того, чтобы найти свободную ячейку (i, j), которая при замене базиса переходит в базисную (это соответствует отысканию разрешающего столбца в симплекс – методе).

Для определения симплекс – множителей мы вносим на свободные места в таблице значения

p¢ij = pijuivj

(коэффициенты целевой функции, пересчитанные для свободных переменных). Если все  p¢ij  0, то базисное решение оптимально. В противном случае мы выбираем произвольное p¢ab  < 0, чаще всего наименьшее. Индексом ab помечено свободное переменное хab , которое должно войти в базис. Соответствующую ячейку транспортной таблицы мы отметим знаком +.

Пример 3.

5

6

3

5

9

6

4

7

3

5

2

5

3

1

8

pij:

5

 

 

 

 

11

 

6

4

7

 

 

12

®

 

 

3

1

8

8

 

-6

-8

-5

-7

0

 

 

 

 

5

3

-3

1

-2

®

6

4

7

-2

-7

 

0

5

3

1

8

          Минимальный элемент –7 ®   (a, b) = (2,5).

          Кроме ячейки (a, b) транспортной таблицы, мы пометим значками – и + другие занятые числами ячейки таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбце транспортной таблицы число знаков + было равно числу знаков -. Это всегда можно сделать единственным образом, причем в каждой строке и в каждом столбце будет содержаться максимум по одному знаку = и по одному  знаку -.

                Пример 4.

15

 

 

 

 

 

5

5

5

 

+

®

 

 

5

10

5

 

 

 

15

 

 

 

 

®

5

5

5-

 

+

 

 

 

5+

10

5-

 

            Знак + поставлен в ячейке (2,5). Соответственно в последнем столбце должен быть поставлен знак -,  это можно сделать только в ячейке (3,5). Следовательно, знак + должен быть поставлен в последней строке. В ячейке с числом 10 этого сделать нельзя, так как тогда в соответствующем столбце не было бы знака -, и д.т.

          Затем мы определяем минимум  М из всех элементов, помеченных знаком -, и выбираем ячейку (g, d), где этот минимум достигается.

            В нашем примере с М = 5 можно выбрать (g, d) = (2, 3); при этом (g, d) определяет базисное переменное, которое должно стать свободным, т.е. базисное переменное, соответствующее индексу разрешающей строки симплекс – метода.

 

20

5

10

10

5

15

15

 

 

 

 

15

5

5

5-

 

+

20

 

 

5+

10

5-

 

¯

15

 

 

 

 

5-

5

 

 

5+

+

 

10

10

0-

¯

15-

 

+

 

 

5

5

 

 

5

0+

 

10-

10

 

¯

5

 

10

 

 

5-

5

 

+

5

10+

 

 

10-

 

¯

5

 

10

 

 

 

5

 

5

5

15

 

 

5

 

Копт = 150

          Переход к новой транспортной таблице (замена базиса) происходит следующим образом:

          а). В ячейку (a, b) новой таблицы записывается число М.

          б). Ячейка (g, d) остается пустой.

          в). В других ячейках помеченных знаками – или +, число М вычитается из стоящего в ячейке числа (-) или складывается с ним (+). Результат вносится в соответствующую ячейку новой таблицы.

          г). Непомеченные числа переносятся в новую таблицу без изменений. Остальные ячейки новой таблицы остаются пустыми.

          Пример 5.

15

 

 

 

 

 

5

5

5-

 

+

®

 

 

5+

10

5-

 

 

15

 

 

 

 

®

5

5

 

 

5

 

 

10

10

0

         

Получается новая транспортная таблица, и повторяется ход предыдущих рассуждений. После конечного числа шагов критерий минимальности будет выполнен (если не учитывать теоретически возможного зацикливания в случае вырождения).

          Пример 6. Ниже воспроизведен  ход решения примера 1.

5

3

-3

1

-2

11

6

4

7

-2

-7

12

0

5

3

1

8

8

-6

-8

-5

-7

0

 

 

5

3

4

8

5

4

6

4

7

5

5

5

-7

-2

3

1

8

8

-1

-1

2

0

0

 

 

5

3

-3

1

5

4

6

4

0

-2

5

5

2

5

3

1

7

1

1

-1

2

0

0

 

 

5

3

3

1

5

4

6

4

3

-2

5

5

2

5

3

1

7

1

1

-1

-1

0

0

 

 

5

1

3

1

3

6

2

4

5

3

5

5

2

3

3

1

5

3

-1

-1

-3

-2

0

 

 

            Первая транспортная таблица была получена в 1 главе (составление вспомогательной таблицы и второй транспортной таблицы описано выше). Затем по очередно находятся новая вспомогательная таблица и новая транспортная таблица до тех пор, пока (после четырех замен базисов) не будет достигнут минимум.

          В вырожденном случае, как и в симплекс – методе, особый метод для предотвращения зацикливания применяется только тогда, когда после нескольких последовательных шагов М становится равным 0.

          Если дана вырожденная транспортная таблица (её можно узнать   по     имеющемуся 0, то заменив am  на am + ne  и  все  bj  на bj + e , где e >  0 подразумевается очень малым, исправим значения  базисных переменных так, что бы для новых ai и bj получилось базисное решение. Это всегда можно сделать единственным способом (как и при отыскании симплекс – множителей).

15

 

 

 

 

5

5

 

 

5

 

 

10

10

0

 

 

20 + e

5 + e

10 + e

10 + e

5 + e

15

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

20 + e

 

 

 

 

 

 

15 + 2e

 

 

 

 

5 - e

5 + e

 

 

5 - 2e

 

10 + e

10 + e

3e

 

          Если полученный таким образом элемент окажется отрицательным, то в этой же строке должен найтись положительный (ещё до изменения) элемент  и в этом же столбце – положительный элемент . Тогда ячейка (s, r) свободна, отмечаем её знаком + и проводим замену базиса. Так можно избавиться от всех отрицательных значений*[1].

          Затем при помощи метода потенциалов расчеты продолжают дальше (вырождение уже никогда больше не встретится). Устремляя e ® 0, приходим к оптимальному решению исходной задачи.

Список использованной литературы:

 

          1. Еремин И.И., Астафьев Н.Н. Введение в теорию линейного и выпуклого программирования М.; Наука, 1976г.

          2. Карманов В.Г. Математическое программирование. – М.; Наука, 1986г.

          3. Моисеев Н.Н., Иванов Ю.П., Столярова Е.М. Методы оптимизации. – М.; Наука, 1978г.

          4. Иванов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. – М.; Наука, 1979г.

          5. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. – М.; Наука, 1986г.



[1] Часто бывает достаточно везде заменить e на -e.

Создание транспортных коридоров
Санкт - Петербургский государственный университет НИИ географии ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ Отчет Санкт-Петербург ...
ВАКАНТНОЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - тип пространства, встречающийся на ранних стадиях освоения, который характеризуется либо необитаемостью территорий, либо базисным уровнем ...
Думается, что есть определенная конкуренция на транспортные перевозки и в этой связи нужно наладить систему мониторинга за состоянием иных коридоров.
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат
Решение оптимизационной задачи линейного программирования
Название работы: Раздел: Задачи оптимизации Курсовая работа WinWord Автор - Журавкин Антон Минск, БГУИР, кафедра информационных технологий и ...
Х1,X2,X3,X4,X5,X6) = (0,0,0,0,0,0), целевая функция Е=0. Теперь переходим к реализации второго этапа: вычеркиваем из таблицы строку искусственной целевой функции и столбцы ...
Aij - коэффициент, стоящий на пересечении строки i-ой базисной переменной и столбца j-ой небазисной переменной;
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат
Совершенствование деятельности транспортно-логистической компании ООО ...
Введение Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики, которая играет исключительно важную роль в развитии экономики ...
Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного ...
в заявке на перевозку груза (Приложение Б). При отсутствии единообразных материально - правовых норм обращаются к нормам транспортных конвенций или национального законодательства.
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: дипломная работа
Решение транспортной задачи линейного программирования в среде MS ...
... КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ Дипломная работа ПО ТЕМЕ: "Решение транспортной задачи линейного ...
Результатом решения транспортной задачи являются найденные оптимальные значения переменных: х11=0, х12=1,5, х13=8,5, х14=0, х21=14, х22=0, х23=0, х24=0, х31=1, х32=10,5, х33=0, х34 ...
После исключения строки или столбца из дальнейшего рассмотрения происходит нахождение среди свободных ячеек следующего минимального значения сij и заполнение найденной ячейки ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: дипломная работа
Транспортная задача линейного программирования
... отделение Специальность-менеджмент Курсовая работа по дисциплине экономико-математические методы Транспортная задача линейного программирования
В системе (2.3) выделен указанный выше базис: базисные неизвестные из первых т уравнений образуют первый столбец матрицы перевозок, а базисные неизвестные остальных уравнений ...
Если вершине цикла, находящейся в строке и столбце таблицы перевозок, приписан знак "+", то значение неизвестного , находящегося в этой вершине, увеличивается на , что в свою ...
Раздел: Рефераты по математике
Тип: курсовая работа