Условия функционирования предприятий и организаций сейчас резко меняются на макро-и

Условия функционирования предприятий и организаций сейчас резко меняются на макро-и микроэкономическом уровне. Так, предприятия в условиях централизованно-плановой экономики отличались от аналогичных ориентированных на рынок предприятий как по отдельным характеристикам, например по размерам (в СССР преобладали крупные, иногда гигантские предприятия), так и за «поведением» во внешней среде. Даже в условиях переходной экономики, не говоря уже о рыночной, неприемлемыми становятся жесткое администрирование, традиционно «социалистические» методы планирования на перспективу на основе достигнутого уровня и экстраполяционных моделей, ориентация не на рыночные потребности, а лишь на возможности производства и т.п.. Это означает, что каждому предприятию теперь нужно самостоятельно решать проблемы, которые раньше не возникали, или решались другим способом на другом ривни.
Сейчас существует несколько «концепций предприятия»: ресурсная, информационная, поведенческая и т.д.. Все больше сторонников приобретает концепция предприятия как «открытой системы» (рис.1.1). В табл.1.1 приведена сравнительная характеристика «закрытого» и «открытого» предприятий, которая позволяет определить преимущества останнього.
Деятельность любого предприятия можно описать с точки зрения модели «вход - выход»: на входе предприятия есть все виды материальных и нематериальных ресурсов (сырье, техника, персонал, финансы, информация и т.д.), а на «выходе» - товары, услуги, высококвалифицированный персонал и ин.
Деятельность - это согласованный во времени и пространстве поток ресурсов (сырья, материалов, оборудования, денег, трудовых ресурсов, информации), а также их запасов, которые помогают балансировать и поддерживать эти потоки для получения запланированных результатов дияльности.
Каждое предприятие «отвечает» за свою перспективу самостоятельно, а в рыночной экономике может быть перспективой как успех, так и розорення.
Самостоятельное «открытое» предприятие в переходной и рыночной экономике предстает перед решением следующих задач:
исследования рынка и выявления потребностей потребителей для обеспечения существования предприятия в долгосрочной перспективе;
самостоятельное определение целей развития и поддержания собственной жизнеспособности;
определения необходимых объемов производства, структуры снабжения и поставщиков;
налаживание эффективных связей с партнерами и организациями-регуляторами; общественностью для формирования позитивного имиджа - главного «капитала» предприятия;
создание и постоянное пополнение собственных банков данных и знаний, которые бы обеспечивали обоснования решений, принимаемых и защита информации (коммерческой тайны) от конкурентов;
обеспечения конкурентоспособности предприятия благодаря выбору адекватных стратегий и накопления (поддержки) конкурентных преимуществ тощо.
инвестирования (определение источников и направлений использования инвестиций) и управления финансами предприятия с целью получения высоких экономических результатов деятельности (прибыльность)
определение необходимого для существования и развития предприятия кадрового состава с конкретными количественными (численность) и качественными (квалификация) показателями;
использование достижений научно-технического прогресса благодаря налаживанию (или без него) специальной инновационной подсистемы управлиння.
Указанные задачи не охватывают всего перечня, которому каждое предприятие сегодня сталкивается в своей деятельности, однако основные перечислены. Главное здесь - изменение концепции предприятия и управления им: с «основного звена социалистического производства», размещенной «внизу» иерархии управления, предприятие становится самостоятельным ключевым, центральным элементом экономической деятельности государства.
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ : СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Каждое предприятие или организация является уникальной, «открытой» системой, имеет