В управлении актом развитием персонала важную роль играют законодательные и нормативные

В управлении актом развитием персонала важную роль играют законодательные и нормативные акты Украины. Они состоят из Конституции Украины, законов Украины, указов Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, приказов, инструкций, положений других органов исполнительной власти держави.
Статьей 43 Конституции Украины определено, что государство реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Время статья 53 гарантирует каждому гражданину право на образование. Полное общее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам [1].
Кодекс законов о труде Украины устанавливает гарантии для работников, которые направляются для повышения квалификации, льготы для работников, совмещающих работу с обучением. Кодекс законов определяет организацию производственного обучения персонала за счет предприятия, создание необходимых условий для совмещения работы с обучением, а также осуществление производственного обучения в рабочее время. Он предусматривает поощрение работников, совмещающих работу с обучением, предоставление рабочего места или должности работнику в соответствии с приобретенной квалификацией, льгот и отпусков в связи с обучением в общеобразовательных школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях [2].
Закон Украины «Об образовании» определяет право граждан на образование и государственную политику в этой области. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и общественно-политическую деятельность в учреждениях образования, определяет государственные органы управления образованием [3]. Указанный Закон устанавливает государственные стандарты образования, условия создания учебных заведений, научное и методическое обеспечение освити.
Раздел III Закона Украины «Об образовании» среди участников учебно-воспитательного процесса выделяет представителей предприятий, учреждений, кооперативных, общественных организаций, участвующих в учебно-воспитательной работе. Вместе раздел IV Закона регулируется финансово-хозяйственная деятельность учреждений образования и учреждений, организаций, предприятий системы образования, определяются дополнительные источники финансирования учебных заведений, финансирование научных исследований тощо.
Закон Украины «Об общем среднем образовании» определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества [6].
Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» устанавливает правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы профессионально-технического образования, создание условий для профессиональной самореализации личности и обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных рабочих [5]. Он определяет общие положения о профессионально-техническом образовании, ее управления и организации, типы профессионально-технических учебных заведений, организации учебного процесса, содержание профессионально-технического образования, ее субъекты, социальную защиту учеников, слушателей, педагогических работников, а также финансово- экономические отношения в области профессионально-технического освити.
Время Закон Украины «О высшем образовании» направлен на урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Он определяет структуру и стандарты высшего образования, управления в сфере образования, организации учебно-воспитательного процесса, подготовку научных и научно-педагогических работников и финансово-экономические отношения в системе высшего образования [7].
Весомым законодательным актом по вопросам развития персонала является Закон Украины «О занятости населения». Он вмещает разделы о занятости населения, право граждан на занятость, регулирования и организации занятости населения, компенсации и гарантии при потере работы, контроль и ответственность за нарушение законодательства о занятости населения [4]. Среди обязанностей и прав государственной службы занятости Законом предусмотрено, что эта служба организует при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, ведущие подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и перенавчання.
Статьей 20 Закона Украины «О занятости населения» установлено, что предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, их должностные лица обязаны содействовать проведению государственной политики занятости на основе организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также профессионального переобучения тех, кто подлежит высвобождению из виробництва.
Профессиональное развитие персонала регулируются и другими законодательными актами. Это, прежде всего. Закона Украины «О предприятии», «О предпринимательстве», «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «О внешкольном образовании», «О государственной службе», «О научной и научно-технической деятельности »тощо.
Среди указов Президента Украины, регулирующих развитие персонала, важное место занимает Указ Президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине». В нем сформированы основные направления реформирования высшего образования путем решения следующих задач: разработки стратегических направлений развития высшего образования, усовершенствовании сети высших учебных заведений, структуры подготовки специалистов и эффективности их использования, качества образовательной деятельности.
В Указе особое внимание уделено реформированию финансовой, хозяйственной деятельности высших учебных заведений и социальной защите участников учебно-воспитательного процесса. Новый механизм финансирования образования и науки предполагает элементы прямого нецентрализованного финансирования высших учебных заведений, определяет перечень бесплатных и платных образовательных, бытовых и других услуг для участников учебно-воспитательного процесса, источники и механизмы финансирования государственной системы последипломной подготовки и переподготовки кадров, включая аспирантуру и докторантуру.
С целью создания предпосылок для формирования и реализации долгосрочной государственной политики по развитию трудового потенциала Указом Президента Украины «Об основных направлениях развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года» одобрены основные направления развития трудового потенциала [9]. В сфере развития образовательной базы Указом предусмотрен всестороннее развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей личности, обеспечения рынка труда высококвалифицированной рабочей силою.
В связи с этим сформулированы направления формирования рынка образовательных услуг, усиление ориентации системы профессионально-технического, высшего и последипломного образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями прежде всего региональных рынков труда. В Указе значительное внимание уделено формированию непрерывного обучения путем внедрения ступенчатой подготовки персонала, совершенствованию нормативно-правовой базы для профессионального обучения персонала на предприятиях в соответствии с их планами социального развития, предоставления таким предприятиям государственной пидтримки.
Указом Президента Украины «Об основных направлениях социальной политики на период до 2004 года» определены приоритетные направления в области общего среднего, профессионально-технического и высшего образования [10]. Поставлена задача по трансформации существующей сети профессионально-технических учебных заведений с созданием соответствии с европейскими стандартами ступенчатой профессионально-технического образования с целью удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных технических кадрах, совершенствование сети отраслевых (ведомственных) учебно-курсовых комбинатов; приведение объемов подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка праци.
Приоритетными направлениями в области высшего образования Указом определены следующие: завершение перехода на подготовку специалистов по ступенчатой системе образования согласно новому перечню направлений и специальностей, обеспечение современной фундаментальной научной, общекультурной и практической подготовки специалистов; упорядочения сети высших учебных заведений и заведений последипломного образования с учетом социально -экономического развития и потребностей государства в конкурентоспособных специалистах соответствующей квалификации, обеспечение переподготовки специалистов по специализациям, необходимыми для работы в новых хозяйственных образованиях и для развития малого бизнеса; внедрение механизмов льготного кредитования студентов высших учебных заведений на период их обучения, создание государственного фонда содействия способной молодежи в получении высшего образования по кордоном.
Для совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Указом Президента Украины "О Комплексной программе подготовки государственных служащих» утверждена Комплексная программа подготовки государственных служащих [11]. Указанная программа содержит основные цели и задачи по совершенствованию профессионального обучения работников органов государственной власти и органов местного самоуправления; концептуальные основы подготовки специалистов для профессиональной деятельности в государственном управлении, совершенствование общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; ресурсное обеспечение финансирования общенациональной системы обучения государственных служащих, управление програмою.
Нормативно-правовых актов по вопросам развития персонала относятся также Указы Президента Украины «Об утверждении Программы кадрового обеспечения государственной службы и Программы работы с руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций», «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений» , «Об основных направлениях реформирования профессионально-технического образования в Украине», «О стратегии реформирования системы государственной службы в Украине» и инши.
Между нормативных актов по развитию персонала ведущее место занимают постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины. Это, в частности, Постановления Кабинета Министров Украины «О государственной национальной программе« Образование »(« Украина XXI века »)», «О проведении аттестации государственных служащих органов исполнительной власти», «О порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу »,« Об утверждении Положения об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование) »и инши.
Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу» утвержден Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу. Он содержит общую часть, права и обязанности заказчиков и выпускников учебных заведений, порядок трудоустройства выпускников, которые учились по государственному заказу, социальные гарантии и компенсации молодым специалистам [12].
Распоряжением Кабинета Министров Украины «О мерах содействия предприятиям в организации профессионального обучения кадров на производстве» от 24 января 2001 года № 13-р намечено разработать необходимые нормативно-правовые, инструктивные и методические материалы по вопросам профессионального обучения кадров на производстве, создать межведомственную консультативный совет по вопросам подготовки кадров на производстве, создать региональные ассоциации предприятий различных форм собственности по вопросам профессионального обучения персонала на виробництви.
Указанным распоряжением предусмотрено разработать механизм стимулирования персонала предприятий с целью усиления их заинтересованности в непосредственном совершенствовании своих знаний и умений, внести изменения в государственную статистическую отчетность по информации о состоянии подготовки и повышения квалификации кадров в области економики.
В управлении развитием персонала существенную роль играет классификатор профессий, представляет собой составную часть государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации [16]. Классификатор профессий используется в автоматизированных системах управления для решения следующих задач развития персонала:
расчетов численности работников, учета состава и распределения персонала по профессиональным группировкам разных уровней классификации;
планирование общей и дополнительной потребности в персонале в профессиональном разрезе;
прогнозирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персоналу.
Квалификация в Классификаторе профессий определяется уровнем образования и специализацией. Необходимый уровень образования достигается благодаря реализации образовательных, образовательно-профессиональных и образовательно-научных программ подготовки и в целом соответствует кругу и сложности профессиональных задач и обязанностей. Специализация связана как с необходимой отраслью знаний, используемыми инструментами или оборудованием, так и с производимой продукцией или предоставляемыми услугами и соответствует в основном детализированном кругу профессиональных заданий и обязанностей.
К нормативным актам по вопросам развития персонала относится справочник квалификационных характеристик профессий работников. Он представляет собой систематизированный по видам экономической деятельности сборник описаний профессий, приведенных в Классификаторе профессий. Справочник состоит из выпусков и разделов, которые сгруппированы по основным видам экономической деятельности, производства и работ [14].
Каждый выпуск или раздел выпуска содержат обязательные части, соотносятся с разделами классификации профессий по Классификатору профессий. Содержание выпуска или раздела выпуска состоит из введения, квалификационных характеристик. А также вспомогательных указателей перечней профессий с диапазонами разрядов. В свою очередь квалификационная характеристика профессии имеет следующие разделы: задачи и обязанности, должен знать, квалификационные требования, специализация, примеры робит.
Для управления профессиональным развитием персонала особое значение имеет раздел квалификационные требования. В нем определенный уровень специальной подготовки работника, который необходим для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы. Так, для профессиональной группы «Руководители» установлены три типа требований, обязательных для руководителей первичных подразделений, руководителей структурных подразделений высшего уровня, руководителей пидприемств.
Справочники широко применяются при анализе спроса на профессионально-подготовленную рабочую силу, определении квалификационного статуса работника, его профессионально-квалификационном продвижении, присвоении квалификационных разрядов (категорий) по профессии, организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, готовящих рабочих и специалистов по профессиям или специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней.
Для анализа факторов, влияющих на формирование направлений маркетинга персонала ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА