Информатика и менеджмент на современном уровне развития общества не только взаимосвязаны,

Информатика и менеджмент на современном уровне развития общества не только взаимосвязаны, но и взаимосвязаны. Так, с помощью информатики организуется полная и всесторонняя информированность (информационное обеспечение) всего руководящего состава и специалистов о внутреннем состоянии предприятия, процессы и явления в их взаимосвязи, которые происходят или находятся на объекте управления, а также о внешней среде. Кроме того, система объективного информационного обеспечения менеджмента позволяет не только своевременно и полно информировать менеджеров, но и дает им возможность получать необходимые консультации при выработке и принятии управленческих решений благодаря системе «подсказок», советников и т. ин.
Поэтому для выработки и принятия конкретного управленческого решения тот или иной менеджер должен быть обеспечен объективной, полной, достоверной и предоставленной в нужное время релевантной информацией. Несмотря на то, что управление является процессом непрерывным, он непрерывно получать такую информацию. Но субъект управления - управляющая система, только тогда и может влиять на объект управления - управляемую систему, если она (первая) будет непрерывно получать полную и объективную информацию о ее (второй) состояние, процессы и явления, происходят или есть, а также о внешней среде, трансформируя эту информацию в управленческие решения, команды и т.д., которые затем передает на объект управления, корректируя его поведение и обеспечивая полное и своевременное выполнение завдання.
Первоначальный управленческий цикл, как известно, начинается с сбора и обработки первичной информации и заканчивается получением (после анализа) такой информации (принятием решения), который нужно передать на объект управления для выполнения, а затем и проконтролировать выполнение решения. Потребность в информации разных уровней, субъектов управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые выполняет в процессе управления тот или иной менеджер на основе полномочий или должностных прав и функциональных обязанностей, которые он имеет. Эта потребность всегда конкретна благодаря конкретной задачи, которую решает данный менеджер.
Объемы и содержание информации, нужной разным менеджерам (субъектам управления), зависят также от:
масштаба и важности управленческого решения, которое принимает тот или иной менеджер;
количества и характера параметров, которые управляются и регулируются в управляемой системе (объекта управления)
количества вариантов возможного состояния и поведения управляемой системы (объекта управления)
величины и разнообразия создаваемых внутренних и внешних воздействий;
количества и качества показателей, характеризующих результаты работы системы;
структуры системы управления и количества уровней в ней, т.е. иерархичности;
инших.
Сюда следует отнести и ту информацию, которую получают менеджеры от советников, консультантов, других специалистов и профессионалов при выработке и принятии соответствующих управленческих решений, а также информацию, характеризующую внешнее середовище.
В условиях рыночной экономики немалое значение для менеджера приобретает обеспечение его информации о внешней среде. Менеджеры различных сфер деятельности вынуждены приспосабливаться к внешней среде, использовать его, чтобы выжить и эффективно работать. Однако изучение внешней среды должно быть ограничено только теми аспектами, от которых кардинально зависит успех эффективного действия объекта управления:
информации о потребителях, поставщиков, конкурентов;
сведениями о правительственных и финансовых учреждений;
об источниках трудовых ресурсов;
о другие релевантные относительно осуществляемых этим объектом операций аспекти.
Надо учитывать и то, что среди указанных аспектов есть и имеющие прямое и косвенное воздействие на объект управления ззовни.
Среда прямого воздействия включает такие факторы, которые непосредственно влияют на те операции, которые выполняет данный объект управления, и которые испытывают на себе прямое влияние тех операций, которые выполняют его партнеры (поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законодательный пространство, учреждения государственного регулирования и т.п.).
Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, выполняет данный объект управления, но все же сказываются на них (состояние экономики и инфляционные процессы, научно-технический прогресс и новые технологии, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов, существенные события в других странах и т.д.).
Надо учесть и то, что отдельные процессы, происходящие во внешней среде, взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, повышение цен на продукты нефтепереработки (бензин, масла) приводит общее повышение цен на большинство товарив.
Чтобы своевременно обеспечить менеджеров объективно нужной достоверной информации, необходимо создать соответствующие коммуникации (сети) как для внутриобьектного пользования, так и для надежного прямого и обратного связи с внешней средой. Речь идет об обеспечении своевременного обмена информацией между менеджерами и другими лицами не только разных уровней, но и различных объектов управления. Понятно, что такие коммуникации играют важную роль при исполнении этими менеджерами и другими лицами функциональных обязанностей и пользовании своими должностными правами (см. п. 5.3).
Известно, что наиболее эффективно работают те менеджеры, которые эффективно используют в своем деле коммуникации. Они знают суть коммуникационных процессов, имеют развитое умение устного и письменного общения и понимают, каким образом внутреннее и внешнее среда влияет на обмен информациею.
Современные электронные вычислительные машины, объединенные сетями, могут собрать, обработать и предоставить менеджерам такие объемы информации, которые ... невозможно осознать, а затем и использовать в процессе управления. В таком случае информация бесполезной или приводить информационная перегрузка менеджера. Информационная перегрузка может произойти и тогда, когда менеджер захвачен анализом информации, что к нему поступает в чрезмерные объемах, а также должен постоянно поддерживать информационный обмен - он не всегда в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Поэтому нужно делать отбор данных с целью выделения релевантной информации, касающейся проблемы, которую он именно в это время виришуе.
Все указанное способствует улучшению управления и позволяет с меньшими затратами достичь поставленной цели.
Термин «менеджмент» (management) определяется как наука о наиболее рациональную систему 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАЗ ДАННЫХ