Процесс управления организацией имеет циклический, непрерывный характер и протекает

Процесс управления организацией имеет циклический, непрерывный характер и протекает во времени и пространстве (рис. 12).

По своей технологичности управленческая деятельность персонала управления делится на три цикла, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры, реализуются функции управления. Большинство специалистов в области управления сходятся во мнении, что основными функциями управления являются: принятие решения и планирование, организация, мотивация, контроль и координация (рис. 13).

Координирующую функцию выполняет менеджер. Иногда эту функцию называют интегрирует. И это тоже правильно, потому что она и объединяет, и согласует, и синхронизирует выполнение всех инших.

Решение задач в объеме названных функций выполняется различными методами.
Наиболее разработаны методы теории решений. Она, в свою очередь, включает в себя не менее 25 известных теорий [55]. Основные из них ранее были представлены двумя научными направлениями - исследованием операций (изучались вопросы принятия решений на основе критерия эффективности) и системным анализом (основой принимаемых решений было исследование системных свойств объектов). В соответствии с этими направлениями разработаны соответствующие методы решения задач.

3.1.1. Методы решения задач при реализации

функции принятия управленческих ришень

Человек в своей жизни принимает множество решений дома, на работе, вне дома и организации, но далеко не все они относятся к управлинських.

Важным признаком управленческого решения является его направленность на организацию коллективного труда. Далее, управленческое решение, как основной "инструмент" управляющего воздействия на коллективный труд, принимается не всеми в организации, а лишь руководителями, менеджерами или коллегиальным органом. Управленческое решение принимается только в случае возникновения проблемы. Проблемой обычно называют ситуацию, характеризующуюся таким различием между необходимым (желаемым) и существующим положением управляемой системы, что препятствует ее нормальному функционированию, развития, достижения мети.

Принятия управленческого решения связано с переработкой информации, относящейся к решаемой проблеме, и выбором на основе анализа информации наиболее приоритетным варианты дий.

Система критериев, принципов, методов принятия решения базируется на знании объективных закономерностей деятельности организации и учета условий и особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение. Поэтому процесс принятия решения с использованием при этом приемов, способов, методов содержит в себе элементы научного знания и элементы творчества, мистецтва.

Управленческие решения принимаются на всех стадиях управленческого цикла (рис. 12) и в зависимости от стадии могут классифицироваться как начальные (исходные), оперативно-регулирующие, корректирующие и решения, связанные с осуществлением функций управлиння.

В этом разделе пособия мы выкладываем методы решения задач, возникающих при принятии управленческих ришень.

В зависимости от полноты информации, которая имеется в распоряжении менеджера, решения могут приниматься в условиях определенности и неопределенности. Решение, принятое в условиях определенности, характеризуется точным знанием менеджером каждого из альтернативных вариантов вибору.

Например, менеджер достаточно точно может определить затраты на производство и перевозку продукции к месту сбыта на ближайшую перспективу.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда трудно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для решений, принимаемых в быстро меняющихся обставин.

К такому решению можно отнести принятие решения на разработку нового автомобиля в реальных умовах.

Данный путь классификации значительной мере определяет и методы решения. В связи с этим различают программируемые и непрограммируемый решения. К первым относят стандартные и повторяющиеся решения, ко вторым - рядовые, слабо структурированные решения, связанные с неизвестными факторами, требующих творческого подхода, в значительной мере зависят от здравого смысла и интуиции.

Примером программируемого решение может быть определение количества пылесосов в 16-этажной гостиницы, если определено, что на каждом этаже их должно быть два.

К числу непрограммируемый решениям можно отнести: как улучшить структуру системы управления, как усилить мотивацию подчиненных ит.п.

На практике редко встречаются в чистом виде программируемые или непрограммируемый решения. Как правило, все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами.

Выбор методов решения задач при принятии решений зависит от самого подхода к принятию и реализации решений. В качестве примеров мы приведем два подхода на основе системного и процессного анализив.

А. Системный анализ

Системный анализ, как теория решений, имеет значительное количество системных концепций и теорий, которые применяются во всех отраслях экономики и хозяйства последние 30 лет. Это отражено на рис. 14.

Эти теории в большинстве своем изложенные в том или ином аспекте, в специальных дисциплинах. Мы не станем пересказывать имеющуюся учебно-методическую литературу. Исключение будет сделано для методов, объединенных под названием "Исследование операций".

В начале 60-70 лет системный подход и системный анализ рассматривались как "нормативная методология" принятие ре-
шений. Однако принятие решений на базе системного подхода выявило теоретические и практические трудности, связанные с неопределенностью, присущей природе вещей. Например - неопределенность факторов планирования и стоимости, техническая и статистическая неопределенности. Это привело в дальнейшем к кризису системного подхода и выдвижение предложения неиспользования системного подхода и общей теории систем как системной методологии и научной стратегии керивникив.

Б. Процессный анализ

Основная цель процессного анализа в области управления - помочь решать и анализировать задачи, связанные с условиями запредельного риска и максимальной неопределенности. Примерами таких задач могут быть уменьшение роста аварийности и повышения уровня безопасности полетов или уменьшения сепаратистских тенденций в любом регионе страны. В условиях кризисных явлений таких задач становится все больше и бильше.

За последние десятилетия процессный анализ подвергался различным преобразованиям и изменениям по мере расширения его сферы применения, в частности в промышленности. В настоящее время, по мнению авторов [73], как специальная теория решений, он представляется в следующем виде (рис. 15).

Наиболее разработаны и применяются два научных направления - исследования операций (изучаются вопросы принятия решений на основе критерия эффективности) и системный анализ (базисом принятых решений является исследование системных свойств объектов).

Процессный анализ, как специальная теория решений, сейчас рассматривается как комплексный подход к анализу любых производственных процесив.

В. Методы исследования операций

Исследование операций - наука о обоснования и принятия решений, составная часть выработки и принятия решений. Она основана на точном, формализованном описании ситуации, качественном анализе факторов, определяющих возможности достижения поставленных целей. Это совокупность математических, количественных методов, позволяющих осуществлять сравнение затрат и результатов при выработке и реализации
оптимальных решений в организационных системах. Исследование операций основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистики, теории игр, экспертные оценки, эвристическом программировании и т. д.

На выбор и применение каждого метода влияет особенность поставленной завдання.

Задачи, отличаются ясностью и однозначностью целей, решаются с применением розрахункив.

Например, расчеты потребностей в оборудовании, материалах и т. д., исходя из плана организации, выполняются: методами прямого счета, нормирования; балансовыми, статистическими методами; методами анализа и прогнозування.

Задача многовариантные по сути, хорошо количественно сформулированные, где зависимости выявлены и могут быть выражены в числах и символах, решаются построением и оптимизацией детерминированной экономико-математической модели с единственным критерием оптимальности.

Примером таких задач являются: транспортные задачи, задачи ассортиментной загрузки производственных потужностей.

Они решаются оптимизационными методами детерминированных процессов: оптимизации; вариационного исчисления; линейного и нелинейного программирования; дискретного, геометрического и динамического программирования; детерминированными методами математической теории оптимальных процесив.

Задачи, связанные с выработкой перспективных направлений развития организаций, решаются с помощью количественно-качественного анализа, методов векторной оптимизации, математических расчетов с выполнением экспертных оцинок.

Задачи, характеризуются значительной неопределенностью, решаются на основе опыта и интуиции руководителей и специалистов. К названным можно отнести формирование долгосрочных планив.

Они решаются методами принятия решений в условиях неопределенности (теории игр), экспертных оценок, эвристического программирования, теории адаптации и навчання.

Методы исследования операций изложены в многочисленных учебниках и пособиях. Применение этих методов и моделей требует математической подготовки и навыков [10, 11, 64].

Познакомимся с основными понятиями и методами науки "Исследование операций".

Операцией называется любое управленческое мероприятие (система действий), направленное на достижение какой-то цели. Цель исследования операций - предварительное количественное обоснование оптимальных решений (лучших в любом отношении).

Иногда в результате исследования удается выявить единственное строго оптимальное решение, но чаще - выделить область равноценных оптимальных решений. В пределах этого участка лицу, принимающему решение, предоставляется возможность сделать свой выбор. Для иллюстрации выбора используем примеры:

План снабжения предприятия. Задачи операции - обеспечение сырьем при минимальных затратах на перевозку. Показателем эффективности является минимальные затраты на мисяць.

Продажа сезонных товаров. Как показатель эффективности можно взять среднюю ожидаемую прибыль от реализации товаров за сезон.

Медицинское обслуживание. Показателю можно определить средний процент (долю) больных и носителей инфекции, которых удалось виявити.

В большинстве задач выбор показателя эффективности не простой и решается неоднозначно.

Бегло рассмотрим некоторые из математических методов, широко применяемых в исследовании операций.

Линейное программирование На практике часто приходится решать задачи оптимизации решений, для которых характерны следующие черты:

показатель эффективности Z представляет собой линейную функцию от элементов решения х1, х2,

ограничительные условия, налагаемые на возможные решения, которые имеют вид линейных равенств или неривностей.

Такие задачи принято называть задачами линейного програмування.

Приведем несколько примеров таких задач, взятых из популярных учебников по математическому программированию [9, 47, 58].

1. Задача оптимального использования ресурсу

Предприятие может производить четыре вида продукции П-1, П-2, П-3, П-4. Сбыт любого ее объема обеспечен. Предприятие располагает течение квартала трудовыми ресурсами в 100 человеко-смен, полуфабрикатами массой 260 кг, станочным оборудованием в 370 станко-смен. Нормы расхода ресурсов и прибыль от единицы каждого вида продукции представлены в табл. 9.
Необходимо:

Определить план выпуска продукции, максимизирует прибуток.

Решить задачу требованиям комплектации, чтобы количество единиц третьего продукции было в 3 раза больше количества единиц першим.

Выяснить оптимальный ассортимент при дополнительных условиях: первая продукта выпускать не менее 25 единиц, третьего - не более 30, а второго и четвертого - в отношении 1:3.

Под методами работы в литературе чаще всего понимают методы организации труда. Это, 3. Задача о раскрое материалив Рациональный раскрой промышленных материалов - важный