3. Сотрудничество Верховной Рады Украины с Межпарламентской ассамблеей

Между государствами-членами СНГ 27 марта 1992 было заключено Соглашение о Межпарламентской ассамблее (далее - МПА). Украина в ней принимала участие как наблюдатель до 13 заседания, открывшемся в Санкт-Петербурге - штаб-квартире МПА в апреле 1999 г. Это случилось после того, как Верховная Рада Украины 3 марта 1999 230 голосами - за, против - 42 приняла Постановление "О присоединении к МПА". Украина стала полноправным членом Межпарламентской асамблеи.
Возникает вопрос: целесообразно вступление Украины в этот кон-сультативно-совещательного института? Единодушия здесь нет. Несомненно, сотрудничество с МПА нужна для более реального влияния Украины на процесс реформирования СНГ, отстаивания собственных позиций, прежде всего в блоке экономических вопросов, учитывая объем нашего участия в экономическом рынке Спивдружности.
Однако насколько эффективна роль МПА в налаживании или решении межгосударственных конфликтов на территории СНГ? Армения и Азербайджан так и не смогли продвинуться с помощью МПА в решении проблемы Карабаха, провалилась попытка ее миротворческой функции в Приднестровье, Абхазии. За время существования МПА ни разу не рассматривала на заседаниях вопрос о вмешательстве России во внутренние дела государств Содружества, в частности Украины, геноцид России против собственного народа в Чечни.
Возникают возражения. В МПА являются комиссии, деятельность которых противоречит действующей Конституции Украины. Выдвигается требование провести экспертизу национальных законодательств стран-участниц СНГ с целью согласования и проверки на соответствие норм международного права, а Украина уже является членом Совета Европы. Она имеет дружеские отношения с Узбекистаном, Туркменистаном, другими странами; 22 января 1993 была заключена Конвенция о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах. Но почему мы должны синхронизировать законотворческую деятельность с этими странами?
В марте 1996 г. по инициативе Г. Зюганова Государственная Дума РФ приняла Постановление "О денонсации Беловежских соглашений", которыми юридически прекращалось существования СССР. Этот акт поставил под сомнение легитимность государственных инстанций самой России и СНГ. Реальный смысл отмены Беловежских соглашений заключался в официально за-законодательном признании восстановления имперского курса и притязаний России. Опасность скрывается и в попытке расширить функции МПА в качестве Евразийского парламента, где решения будут приниматься квалифицированно или большинством голосов. По сути - это попытка реанимации надгосударственного органа, но МПА не является органом СНГ, а лишь консультативно-совещательным институтом. Об этом заявил Президент РФ В.Путин, сообщив, что Содружество направит в марте 2002 г. на парламентские выборы в Украину своих наблюдателей. В рекомендациях МПА, принятых в Санкт-Петербурге на очередном заседании в марте 2002 p., Отмечалось, что именно в Украине, на основе базового закона о выборах, впервые будет проверена концепция демократических выборов в странах СНД.
Украина не принимает участия в наднациональных структурах - в Объединенном командовании коллективных миротворческих сил, Совету министров обороны, Экономическом суде. В Ташкенте 15 мая 1992 г. в рамках СНГ был подписан Договор о коллективной безопасности. Несмотря на давление, Украина не поставила подпись под этим документом. Она является внеблоковым государством, поэтому не должна быть заложницей нет "натовской зонтики", ни Ташкентского договора и Совместной военной организации.
Новой попыткой втянуть Украину в военно-политический блок стала Алмаатинська соглашение (февраль 1995). его подписал тогдашний министр обороны Украины В. Шмаров, сделав оговорки "с учетом национального законодательства". Подписание соглашения вызвало резкое осуждение ряда политических сил и общественных организаций. Премьер-министр Украины Е. Марчук вынужден был по окончании встречи глав правительств СНГ 12 апреля 1996 внести разъяснения, что Украина будет выполнять их лишь в области военно-технического сотрудничества. В октябре 1997 г. во время Кишиневский саммита глав правительств стран СНГ было отвергнуто предложение России о создании комитета СНГ из конфликтных ситуаций, предусматривавший объединение военных сил, их финансирование, техническое обеспечение для осуществления операций в "горячих точках" Содружества (Карабах, Таджикистан, Абхазия и т.д.).
2. Участие Украины в Экономическом Союзе Содружества 4. Проблема границ в СНГ