2. Центрально- Восточная Европа и Украина

Украина относится к Центрально-Восточной Европы, поэтому уделяет большое внимание отношениям с государствами региона, которые являются своеобразным мостиком между Украиной и Западом. Сотрудничество с ними существенно расширяет полосу стабильности мира вокруг Украины, способствует ее утверждению как влиятельного европейского государства. Разнообразные и длительные отношения Украины с государствами региона - важное условие ее интеграции в европейское сообщество и активного участия в региональной и субрегиональной спивпраци.
Становление и развитие отношений Украины с государствами ЦВЕ, по ряду исторических, геополитических, культурных и других факторов, имеют свои особенности. Это, прежде всего, сходство социально-экономических и политических проблем, которые приходится решать на пути коренной трансформации обществ; общая заинтересованность в скорейшем и полномасштабном привлечении к европейских интеграционных процессов, признание того обстоятельства, что, принадлежа географически к упомянутому региона и принимая непосредственное участие в преобразованиях, происходящих в государствах ЦВЕ, Украина является серьезным фактором восточноевропейского розвитку.
Украина - Польща
Во внешнеполитической деятельности Украины в отношении государств Центральной Европы перестройке связей с Республикой Польша принадлежит ли не самое главное место. Такое отношение к западному соседу предопределено не только многовековой традицией украинских-польских взаимоотношений, территориальной близостью, общими демографическими корнями и тесными культурными связями, а, прежде всего, общностью политико-стратегических интересов, активным сотрудничеством во всех сферах общественной жизни между двумя державами.Module . Украинский-польские отношения в посткоммунистический период характеризовались разной степенью активности. Так, на начальном этапе (1989 г. - середина 1992 г.) отношения между двумя государствами существенно активизировались. Первыми шагами польских политиков в направлении налаживания тесных взаимоотношений с украинскими политическими кругами стало участие группы их парламентариев в работе первого съезда НРУ осенью 1989 p., Они решительно поддержали свободолюбивые стремления национал-демократических сил Украины, и встреча парламентариев обеих стран в яблоней во Варшавой. Это сближение было закреплено подписанием Декларации о принципах и основных направлениях развития украинской-польских отношений 13 октября 1990 Польша официально признала независимость Украины 2 декабря 1991 p., A 4 января 1992 были установлены дипломатические отношения между двумя державами.
Итак, Польша первой из стран признала независимость Украины, тем самым отделив себя от России новообразованным государством, что сразу вызвало недовольство Запада. Варшава, требуя его поддержки в реализации своего стремления относительно вступления в НАТО и интеграции в Европу, начала сворачивать работу в налаживании отношений с Киевом. Значительной преградой в развитии украинской-польских отношений было недовольство Москвы, что, несмотря на пребывание российских войск на территории Польши, было весомым аргументом.
По этим причинам руководство Республики Польши не дало согласия на помощь Украине с вхождением в Вышеградской группы и в реализации проекта создания зоны безопасности и стабилизации в Центра-льно-Восточной Европе, пропагандируемое Президентом Украины Л. Кравчуком 1993 время, реализуя свои внешнеполитические приоритеты, ориентированы на развитие отношений с Брюсселем, Польша присоединилась к позиции Запада о ядерном разоружении Украины. Все это и обусловило ту пассивность в украинском-польских отношениях, которая наблюдалась до 1995 р.
Совместное заявление США, России, Украине о ядерном оружии на территории Украины была принята в январе 1994 г. Визит Президента Украины Л. Кучмы в Вашингтон, подписание Украиной Договора с НАТО о сотрудничестве в рамках программы "Партнерство ради мира" и ряд действий украинской дипломатии, направленных на сближение с Европой, вывели государство из состояния международной изоляции и совсем по-другому расставили акценты относительно нее Запада. Учитывая эти шаги украинского руководства и на гарантии своей безопасности, которые Польша получила от западных государств, и видя угрозу собственным национальным интересам в возможности украинских-российско-белорусского сближения, Республика Польша резко активизировала отношения с Украиной, предлагая ей ряд инициатив.
Важное значение для развития двусторонних отношений имело подписание 25 июня 1996 Совместной Декларации Президента Украины и Президента Республики Польша, где четко сформулирована идея о стратегическом партнерстве между Украиной и Польшей. С этого момента двусторонние отношения начали приобретать динамики.
Польша и во времена Л. Валенсы, и во времена А. Квасьневского очень много сделала для продвижения Украины на Запад и активно поддерживала ее намерения в направлении интеграции в Европу. Такой подход Республики Польши к отношениям с Украиной был обусловлен, прежде всего, предостережением Польши к усилению влияния России на Украину и переориентацией последней на северного соседа, а затем, после вхождения Республики Польша в НАТО и ЕС, превращения польско-украинской границы на новую линию разделения между двумя блоками, а это лишило бы Польшу большого рынка сбыта, каким является для нее Украина. Поддержку украинской дипломатии Республикой Польшей можно еще объяснить особенностью ее внешней политики, где приоритетное значение придается западному вектору. Его продолжает восточный внешнеполитическое направление, находящейся под значительным влиянием США, Германии, Франции, Англии, ЕС и НАТО. Польская восточная политика состоит из системы внешнеполитических отношений со странами Восточной и Центральной Европы, в которых она, несмотря на свой авторитет на пути сотрудничества с ЕС, НАТО, "Веймарского треугольника" и другими значительными международными организациями, выступает как региональный лидер и посредник между этими странами с Западом. Особенно это стало ощутимо после предоставления альянсом стопроцентной гарантии ее вступу.
Украина принадлежит к тем государствам региона, с которыми Республика Польша активно развивает отношения, выступая в уже упоминавшейся роли посредника. После изменения статуса Белоруссии ее антиевро-Европейская политика и возможность возникновения белорусско-российско-украинской военной оси рассматривалась Европой как стратегическая опасность, ведь Запад прекрасно осознает ту решающую роль, которую может сыграть Украина в восстановлении Российской империи. Именно поэтому Европа, а прежде всего ЕС, поддерживала Польшу в развитии ее связей с Украиной. Республика Польша сама заинтересована в статусе государства, распространяет западноевропейскую политику на постсоветские страны, поскольку именно этот статус дает весомости ее голоса на международной арени.
Время украинская дипломатия имела возможность рационально использовать поддержку Польши в воплощении своих внешнеполитических ориентиров, в частности в реализации сотрудничества в предлагаемых Польшей "треугольниках" (Украина - Польша - США, Украина - Польша - Германия, Украина - Польша - Франция, Украина-Польша - Литва, Украина - Польша - Италия). Ощутимой была помощь Польши во вхождении Украины в европейские организаций.
Российско-американское сближение, помощь Российской Федерации США в проведении антитеррористической кампании, усиления отношений между Германией и Россией, выведя Российскую Федерацию в круг активных геостратегических игроков, значительно трансформировали расстановку сил на международной арене. Польша, воспользовавшись этим, стала посредником с Западом. Такое изменение польских внешнеполитических ориентиров обусловлена стремлением Республики Польша остаться геостратегическим игроком, поскольку со вступлением в НАТО Польша перестает играть важную роль в регионе и имеет лишь один выбор - быть интегрированной на Захид.
Активизация отношений между Польшей и Российской Федерацией автоматически ликвидирует угрозу для польской национальной безопасности со стороны России. В этой ситуации украинские-русское сближение перестает иметь опасность для Польши. Время попытки Украины стать посредником между Россией и Западом могут внести определенный элемент соперничества в ее отношения с Польшей. Хотя недостатком внедрения системы посредничества может быть то, что Россия, несмотря на свой престиж и значимость в международных отношениях, вряд ли согласится на посредничество двух несколько менее авторитетных государств. Все эти факторы в целом могут негативно отразиться на уровне украинских-польских видносин.
До 2001 г. польское руководство больше ориентировалось на Запад, украинская же дипломаты, развивая связи с Западом, поддерживали отношения с Россией. Это приводило разногласия во внешнеполитических ориентирах государств. Усиление сотрудничества между Польшей и Россией ликвидировали последние противоречия во внешнеполитических ориентирах Украины и Польши. Теперь Украина, как и Польша, развивая отношения с США и европейскими государствами, активно сотрудничает с Российской Федерацией. Однако целесообразно отметить, что уровень сотрудничества каждого государства в реализации восточного и западного внешнеполитических направлений разный. Время, когда Польша достигла значительных успехов в развитии взаимосвязей с Западом, Украина вывела на сравнительно высокий уровень свои отношения с Российской Федерацией. Поэтому развитие украинской-польских отношений может быть благоприятным для Польши в реализации отношений Варшава - Москва, а Украина может рассчитывать на углубление польской помощи в ее стремлении к интеграции с ЕС. Реализация этого направления, кроме ликвидации опасности украинских-польского удаления, может значительно повысить международный авторитет двух государств. Падение престижа Украины, в результате "дела кольчуг", противостояние двух блоков государств в Совете Безопасности ООН и война в Ираке значительно видоизменила систему международных отношений, нарушив украинских-польские связи. Польша как проамериканская государство сразу заявила о поддержке действий США. Украина, активизируя отношения с Российской Федерацией и находясь в связи с "делом кольчуг" стороне Запада, задекларировала, что выступает за мирное решение конфликта. В дальнейшем официальный Киев принял решение о направлении 5-й отдельной механизированной бригады Вооруженных Сил Украины к возглавляемой Польшей международной дивизии в составе стабилизационных сил в Ираку.
Украинский-польские отношения активно развиваются и в других сферах. Так, достигнуты значительные успехи в экономическом сотрудничестве. Товарооборот между Украиной и Польшей с 1992 г. начал резко расти и увеличился в 6 раз. Однако до сих пор в товарообороте между Украиной и Польшей польский экспорт значительно превышает импорт. Это одна из причин, что заставляет Польшу ценить связи с Украиной, поскольку нарушение отношений между двумя государствами приведет потерю для Польши большого рынка сбыта для своей продукции.
Реально действует почти 600 украинских-польских предприятий, общий объем капитала которых составляет более 37 млн долларов США. Польша имеет возможность инвестировать ряд украинских проектив.
Экономическое сотрудничество между Украиной и Польшей продолжает в дальнейшем активно развиваться. Это прежде всего касается таких отраслей, как сельское хозяйство и сферы переработки его продукции, машиностроения, самолетостроения, энергетика, теплоснабжение, военно-промышленный комплекс, фармация и медицинское оборудование. Именно вследствие развития взаимовыгодного сотрудничества в указанных областях и многих других перспективных направлениях можно в несколько раз увеличить долю продукции в украинском-польской товарооборота, предотвратить его зниженню.
Увеличению товарооборота значительно способствовала работа постоянных украинских-польских экономических форумов и семинаров, организатором которых в основном была Польша. Она передает опыт в реформировании экономики Украины, активно способствует развитию экономических отношений, деятельности украинских-польской Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического и научно-технического спивробитництва.
Положительно повлияли на экономическое сотрудничество соглашения о сотрудничестве между министерствами, правительственными организациями и подписание Меморандума о мерах, направленных на либерализацию торговли между Украиной и Польшей, но на современном этапе, когда Польша готовится к вступлению в ЕС, а разница между украинской и польской экономиками увеличивается, они уже выполнили свою роль. Именно поэтому экономическое сотрудничество нуждается переоценки права-экономических основ обоих государств и создания более современной нормативной основы, в частности по улучшению условий функционирования банков, неофициальной торговли. Меморандум о мерах, направленных на либерализацию торговли между Украиной и Польшей, целесообразно заменить Договором о либерализации торговли, который нужен для вхождения Украины в зоны свободной торгивли.
Необходимо пересмотреть и систему кредитования совместных украинском-польских предприятий и искать возможности для углубления их сотрудничества. Несмотря на то, что Польша сейчас получает значительные иностранные инвестиции, которые составляют более 30 млрд долларов США, особое внимание нужно обратить на расширение сотрудничества с привлечением третьей сторони.
Украина может воспользоваться вхождением Республики Польши в ЕС, что, учитывая украинскую-польское сотрудничество, в будущем сможет облегчить доступ украинской продукции на европейский рынок и способствовать поступлению качественной европейской продукции на украинских ринок.
Политические деятели Украины могут использовать поддержку Польши о вступлении в ВТО, налаживании отношений Украина - МВФ и развития торговли с третьими краинами.
Значительное место в украинской-польском сотрудничестве занимает межрегиональное сотрудничество, благодаря которой и работе, проводимой в рамках деятельности еврорегионов "Карпаты" и "Буг", происходит нормализация пограничных отношений. Это дает гарантию избежать пограничных конфликтов. Способствуя активизации бизнеса в приграничных областях, созданию совместных предприятий с капиталом польских и украинских предпринимателей, развития туризма, культурной, научной и образовательной сотрудничества, оба государства тем самым предопределяют интенсификацию общественной жизни на своих периферийных частинах.
Участие украинских и польских пограничных территорий в европейских проектах, к работе которых принадлежат еврорегионы "Карпаты" и "Буг", является правильным выбором на пути к объединенной Европе. Деятельность еврорегионов позволяет привлечь средства ЕС через программы INTERREG, TACIS, PHARE на их развитие, что значительно уменьшит государственные расходы на развитие этих регионов и поможет использовать их для развития других отсталых областей.
Существование еврорегионов, активная межрегиональное сотрудничество значительно способствуют формированию общей политики в сфере охраны окружающей среды. Перспективными в этом аспекте является реализация проекта "Чистый Буг", программы освоения озера Свитязь, деятельность Карпатского экологического заповидника.
Учитывая то, что Украина расположена на пересечении важных транспортных путей, соединяющих Европу с Азией, увеличение количества автомобильных переходов и их пропускной способности, улучшения работы таможен, обслуживание на них, развитие и реконструкцию транспортной сети на территории Украины, она может стать важным источником поступлений в бюджет страны. Это значительно усилит значимость углубления межрегионального спивпраци.
Например, в рамках проекта "Обустройство международного автомобильного пункта пропуска" Ягодин - Дорогуск "(осуществляется посредством программы приграничного сотрудничества TACIS) построена подъездная дорога в районе украинской-польской границы, выделено 2,75 млн евро на строительство соответствующей инфраструктуры в Ягодине; построен также новый мост через реку Западный Буг. Проект строительства Рава-Русской таможни уже разработан и достигает 9 млн евро.
украинского-польский культурное сотрудничество, несмотря на ряд проблем прошлого, продолжает развиваться. Обе страны, кроме реализации запланированных проектов, разрабатывают новые , популяризируя свои культурные достояния. Это способствует ликвидации недоразумений, создает основу для будущих достижений. Важность развития сотрудничества в сфере культуры усиливается через распространение среди населения Польши стереотипа "Украинский-мафиози" и "бандита", обусловленного украинских организованной преступностью на территорию Польщи.

Важное значение для сближения обоих народов мало памяти тех, кто погиб во время волынских событий 1943-1944 pp. Президенты Украины и Польши 11 июля 2003 выступили на кладбище села Павловка Волынской области (бывший Порицк) с совместным заявлением " О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни "." Склоняя головы перед жертвами злодеяний и всех трагических событий, имевших место в общей истории, мы убеждены, что взаимное прощение будет первым шагом к полному примирению молодых поколений украинских и поляков,
1. Двусторонние связи вязки с государствами Западной Европы Глава XI. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ