3. Государственное регулирование международных миграционных процессов

Как уже отмечалось, международная миграция рабочей силы вызывает не только положительные, но и негативные социально-экономические последствия. Поэтому в основном под давлением общественного мнения и профсоюзов страны вынуждены осуществлять регулирование миграционных процессов. Несистематические попытки отдельных стран ограничить въезд нежелательных лиц или воспрепятствовать выезда отдельных категорий работников, а также заключение двусторонних соглашений по регулированию миграции наблюдались в Европе еще в XVIII веке. Например, в Англии в конце XVIII века были приняты законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние соглашения по регулированию миграции, некоторые из которых действуют и в наше час.
Конец широкомасштабной свободной миграции населения было положено в 20-х годах XX века, когда в большинстве стран утвердилось иммиграционное законодательство и появились международные соглашения, регулирующие перемещение населения. С тех пор правовые акты, регулирующие миграцию населения, развивались в направлении внедрения более жестких ограничений для международного передвижения рабочей силы. При этом, несмотря на то, что иммиграционное законодательство отдельных стран не унифицированное, в нем можно заметить некоторые общие риси.
Кратко остановимся на характеристике таких общих черт о трудовой миграции, которая с экономической точки зрения представляет наибольший интерес.
Прежде иммиграционное законодательство большинства стран четко разграничивает выезжающих в страну на иммигрантов - людей, которые въезжают в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантив - приезжающих в страну временно и не претендуют на постоянное место жительства. К неиммигрантив относятся те лица, которые прибыли в страну на более или менее длительный срок, но не претендуют на постоянное место проживання.
Скажем, законодательством США въезд неиммигрантив регулируется с помощью виз, классы которых четко определяют перечень лиц, которые являются неиммигрантамы. К неиммигрантив с соответствующим классом виз относятся: послы и консулы и члены их семей, другие иностранные государственные служащие и члены их семей; временные посетители с целью бизнеса или отдыха; иностранцы, проезжающие транзитом, члены экипажей морских и воздушных судов и члены их семей; студенты , сотрудники международных организаций и члены их семей; иностранный специалист, временные работники, выполняющие работы, которые отсутствуют в США, представители зарубежных средств массовой информации и члены их семей; невеста или жених гражданина США; посетители по обмену и т. ин.
Как правило, государственное регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соответствующих программ, направленных на ограничение иммиграции рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Различают несколько уровней регулирования международной миграции рабочей силы, в частности: национальный, международный, интеграцийний.
Национальный уровень регулирования международной миграции рабочей силы представляет собой совокупность мероприятий отдельного государства по регулированию миграции в своей стране. Международный уровень представляет собой совокупность мероприятий стран мирового содружества по регулированию миграции рабочей силы в рамках мирового сообщества. Интеграционный уровень представляет собой совокупность мероприятий группы стран по регулированию миграции рабочей силы между странами - участниками интеграционного объединения.
Большинство стран применяет выборочный метод при регулировании иммиграции. Суть этого метода заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, и ограничивает въезд всех остальных. Перечень желательных иммигрантов каждое государство определяет с учетом конкретной экономической, демографической, социальной и политической ситуации в стране в тот или иной период. Однако, как показывает практика, для каждой страны желанными являются, как правило, такие категории иммигрантов:
работники, которые соглашаются минимальной заработной платы выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу (строительные рабочие, сезонные работники, подсобные рабочие и т.д.);
специалисты новых и перспективных отраслей народного хозяйства (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие)
представители редких профессий (обработчики ценных камней, реставраторы картин)
специалисты с мировым именем (музыканты, врачи, писатели, ученые, артисты, спортсмены)
крупные бизнесмены, которые инвестируют свой капитал в чужую страну, создавая новые рабочие мисця.
Проблемами трудовой миграции на национальном уровне занимаются министерства труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел через свои структуры. Все они реализуют национальное законодательство как в области эмиграции, так и в области иммиграции. Национальное иммиграционное законодательство каждой страны имеет свои особенности. Однако в большинстве стран иммиграционное законодательство и подзаконные акты имеют следующие основные черты. Во-первых, устанавливает жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образовательному уровню является общее среднее образование или профессионально-техническое образование, подтвержденное соответствующими документами. В большинстве случаев Диплом необходимо перезахищаты (переоценивать) на предмет соответствия требований к специалисту в данной стране и в стране экспортере рабочей силы. Во многих странах, кроме диплома, при найме на работу необходимо иметь соответствующий стаж работы, а на отдельные виды работ - еще и рекомендательного листа.
Во-вторых, законодательства стран-импортеров предъявляют жесткие требования относительно здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны, в которую они въезжают, или пройти специальное медицинское обследование. Кроме того, устанавливают определенные требования относительно возраста иммигрантов, их политического и социального положения (как правило, запрещается въезд членам террористических и профашистских организаций, лицам, привлекались к уголовной ответственности).
В-третьих, страны-импортеры, как правило, устанавливают количественные квоты на иммигрантов. Квотирование может касаться всей экономики, отдельных отраслей, отдельных пидприемств.
В-четвертых, законодательство многих стран предусматривает меры по экономическому регулированию иммиграции. К таким мерам относятся: установление минимального объема товарооборота фирмы, по достижении которого он имеет право нанимать иностранных работников; разрешение на иммиграцию только тем физическим лицам, которые-способные инвестировать в экономику страны определенную законом сумму, предварительно договорив ее легальное происхождение, и создать определенное количество рабочих мест. Кроме того, в отдельных странах за оформление иммиграции и трудоустройство на местные предприятия; иммигранты обязаны внести плату.
В-пятых, законодательство большинства стран устанавливает максимальные сроки пребывания иностранных работников на щ территории, по истечении которых необходимо покинуть страну, или получить разрешение на продление пребывания в ний.
В-шестых, в законодательстве каждой страны имеет место явная и скрытая запрет нанимать иностранную рабочую силу, оформлена в виде запрета иностранцам заниматься определенным видом дияльности.
Страны-импортеры рабочей силы под давлением профсоюзов; осуществляют меры по стимулированию реэмиграции, есть; возвращение иммигрантов на родину. К таким мероприятиям относятся:, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции,! профессиональная подготовка иммигрантов, выплата иммигрантам специальной допомоги.
Экономическая помощь сводится к предоставлению инвестиций странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых предприятий, на которых могли бы работать реэмигранты. Наибольшее развитие такая помощь приобрела в отношениях ФРГ с Туреччиною.
Профессиональная подготовка иммигрантов сводится к предоставлению иностранным рабочим возможности получить профессиональное образование, которая позволяла бы им получать высокооплачиваемую работу на родине. В этом плане многие делают ФРГ, Франция, Швеция и некоторые другие краини.
Оказание специальной помощи иммигрантам вводится в тех случаях, когда иностранные работники соглашаются добровольно уволиться и уехать на родину. Такая форма стимулирования реэмиграции применяется в Нидерландах, ФРГ, Франции.
Следует иметь в виду, что все эти меры не смогли полностью решить проблемы реэмиграции. Поэтому многие государства принимает комплекс административных ограничений с целью уменьшения притока иностранных робитникив.
На международном уровне регулирование миграции рабочей силы осуществляет Международная организация труда (МОТ), которая в определенной мере регламентирует набор рабочих, способствует созданию более или менее нормальных условий жизни эмигрантов и их социальную защиту. Вопросами миграции рабочей силы занимается и Международная организация миграции (MOM), которая разрабатывает долгосрочные программы по регулированию миграционных потоков, оказание помощи в организации миграции, предотвращения "утечки умов", развития технического сотрудничества в области миграции тощо.
Регулирование международной миграции рабочей силы на интеграционном уровне осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил и контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения. Оно сводится главным образом к обеспечению безвизного передвижения населения в рамках интеграционного объединения, создание общих информационных систем по миграции рабочей силы, совместных мер по недопущению нелегальной иммиграции из третьих стран. Иначе говоря, регулирования миграции рабочей силы на интеграционном уровне призвано защитить общий рынок рабочей силы от нежелательных иммигрантов.
2. Масштабы , направления и последствия международной миграции рабочей силы ТЕМА 6. Международное движение капитала