10.2. СЭЗ на Украину

Свободная экономическая зона - это часть территории страны, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, порядок применения и действия законодательства. На территории свободной экономической зоны внедряются льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических осиб.
Основанием для создания специальных экономических зон (ВОЗ) в Украине является Закон Украины от 13.1092 г. № 2673-XII «Об общих принципах создания и функционирования свободных экономических зон». Законом определен порядок создания, ликвидации и механизм функционирования СЭЗ, общие правовые и экономические основы, а также общие правила регулирования отношений субъектов этих зон с местными советами народных депутатов, органами исполнительной власти и других органов. Срок функционирования СЭЗ определяется законами об их створення.
Согласно закону на территории Украины предусмотрено создание свободных экономических зон: свободных таможенных зон и портов; экспортных зон; таможенных складов; технологических парков; технополисов; комплексных производственных зон; туристско-рекреационных; страховых; банковских и других. Кроме этого, СЭЗ могут сочетать в себе функции, присущие разных типов специальных экономических зон. Льготный режим налогообложения каждой зоны устанавливается индивидуально, исходя из условий, времени функционирования и цели створення.
На территории Украины законодательно определено существование семи свободных экономических зон: «Сиваш», «Донецк», «Азов», «Закарпатье», «Яворов», «Славутич», «Курортополис Трускавец».
Специальные (свободные) экономические зоны создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов народных депутатов Украины и местной государственной администрации.
В случае создания специальной экономической зоны по инициативе Президента или Кабинета Министров Украины решения о создании СЭЗ принимается после получения письменного согласия местного совета народных депутатов Украины и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить свободную экономическую зону.
Как правило, на территориях, функционирующих в режиме специальной экономической зоны, управления осуществляют органы хозяйственного развития и управления - администрации, являющиеся юридическими лицами и создаваемых субъектами зоны по согласованию с местными советами, на территории которых создана СЭЗ. Орган хозяйственного развития, управления и субъекты экономической деятельности свободной экономической зоны являются самостоятельными в осуществлении своей дияльности.
Создание первой в Украине экспериментальной таможенной зоны «Сиваш» вызвано необходимостью выработки новых подходов в осуществлении экономических реформ в Украине, внедрение новых форм предпринимательской деятельности. Внедрение специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области и в специальной зоне «Славутич» предусматривает создание рабочих мест и трудоустройство высвобождаемых в связи с закрытием нерентабельных шахт и Чернобыльской АЭС. Зона «Яворов» была создана с целью обеспечения трудоустройства работников Яворивского государственного горно-химического предприятия «Сера», решение экологических проблем, использования потенциальных возможностей экономики региона благодаря выгодному пограничном розмищенню.
Наиболее привлекательное в свободных экономических зонах - наличие налоговых льгот. Законодательством о СЭЗ не определен единый, одинакового для всех, шаблона относительно предоставления льгот в оподатковуванни.
Существует различие и в подходах в лицензировании видов деятельности и перемещении отдельных видов товаров, внесении платежей в различные фонды, налогообложении доходов нерезидентов, взимании таможенных платежей и НДС при ввозе товаров для использования на территории зон.
В случае рассмотрения вопроса налогообложения в СЭЗ, имеют статус свободной таможенной зоны, стоит обратить внимание на то, что есть некоторые общие моменты при перемещении товаров через их границы. Характерной чертой свободных таможенных зон является признание их законодательством как таких, которые не являются составной таможенной территории Украины, поэтому режим налогообложения при перемещении товаров через границу этих зон общий для всех, за исключением Автопорт "Краковец"; к товарам окончательно переделанным или сделанных на его территории при ввозе на таможенную территорию Украины не применяется освобождение от таможенных оплат.
10.1. Понятие свободных экономических зон 10.3. Современные типы экономических зон