14.4. Международная логистика

Логистика (от гр. Logistike) означает "искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития практической логистики уходит далекого прошлого. Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул "логисты" или "логистики", они занимались распределением продуктов питания. Со временем логистика переросла в науку благодаря военному делу и начала включать в себя не только перевозку, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог тощо.
На практике логистика стала активно применяться в период Второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволяла своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Со временем во многих западных странах логистику поставили на службу управления материальными потоками в экономике, она постепенно стала переходить из военной сферы в хозяйственную практику. Первоначально она оформилась как новый вид теории о управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и виробництва.
Идеология логистики предполагает интеграцию в единый комплекс производственной технологии предприятия, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции. Современная логистика - это наука о планировании, организации, управления, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника. Законы и технология логистики вступают в силу на "стыке" различных процессов - конвейерного производства и отгрузки готовой продукции, поставки и хранения комплектующих, формирования товарно-материальных запасив.
Для торгового предприятия логистика решает задачу координации оптовых закупок, разделения оптовых партий, транспортировки, хранения и реализации товара. Логистика обеспечивает также учет и оптимизацию товарно-финансовых потоков, возникающих в процессе функционирования такого предприятия. В связи с этим оказывается один из основных принципов логистики - в ее основе лежит так называемый "потоковый" подход. Логи-соприкасающаяся деятельность базируется на трех составляющих:
- Техника как совокупность всех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные потоки;
- Информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;
- Экономика предприятия и инфраструктури.
Основной задачей логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С выполнением этой задачи тесно сочетается решение следующих проблем:
- Соответствие материальных и информационных потоков;
- Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;
- Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
- Разработка способов управления операциями товародвижения;
- Установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
- Определение объема производства, транспортировки и складирования;
- Преодоление разногласий между намеченными целями и возможностями закупки и виробництва.
Соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятий, складов. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к споживачив.
К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработки данных, касающихся заказов и потребностей клиентури.
Сегодня теоретики и практики выделяют несколько видов (подсистем) логистики: логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика), производственная логистика, сбытовая (маркетинговая или распределительная логистика) и транспортная логистика, которая, по сути, является составной частью каждого из трех видов логистики.
Транспортная логистика в условиях глобализации международной экономики приобретает первостепенное значение. Интеграционные процессы в экономике развитых стран кардинально меняют место и роль транспорта. Этот вид коммуникаций становится структурно-технологической частью экономики государств и международного сообщества в целом, а высококачественное и эффективное удовлетворение потребностей в перевозках выступает на первый план. В рамках межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все виды транспорта, принимающих в них участие, управляются с одного центру.
Транспортная логистика решает сегодня следующие задачи:
- Выбор вида транспортных средств;
- Выбор типа транспортных средств;
- Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- Определение рациональных маршрутов доставки.
При реализации готовой продукции предприятию приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, и, в первую очередь, выбирать вид транспорта, методы организации перевозок и тип транспортных средств. При выборе рациональных транспортных средств руководствуются соответствием их типа свойствам грузов и другим критериям, о которых говорилось выше. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбиновани.
Развитие транспортной логистики должна основываться на сочетании экономических интересов отправителя, транспортного предприятия и получателя на базе создания комплексных транспортно-технологических систем, при которых подвижной состав производителей, потребителей и транспортников используется кооперовано.
На фазе транспортной логистики (магистрального транспорта) ее функции заключаются в управлении материальными потоками от производителя до потребителя графику. Для того чтобы реализовать фундаментальный принцип логистики доставки грузов "точно в срок", добиться высокой эффективности системы, должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс всей производственно-транспортной системы на основе интеграции производства, транспорта и потребления. Однако это не тот единый технологический процесс, заканчивающийся на подъездных путях и станциях, или в транспортных узлах, а это комплексная технология, в рамках которой, руководствуясь системным подходом, осуществляется четкое взаимодействие всех элементов логистической системи.
Идеи логистики используются при организации перевозки массовых грузов технологическими маршрутами, в единых технологических процессах транспортных узлов, железнодорожных станций и подъездных путей предприятий при транспортно-экспедиционном обслуживании, организации контейнерных и пакетных перевозок. Наиболее эффективно и сравнительно просто проблемы логистики решаются при перевозке массовых грузов: каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и т.д. в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки между отправителями и получателями. Так, в Канаде и США для движения тяжеловесных поездов массой 10-25 тыс. т, доставляющих сырье и топливо потребителям, иногда выделяются специализированные пути промышленного назначения. На таких линиях не сооружают дорогие станции, не применяют сложные средства автоматической сигнализации и блокировки. Загрузка и разгрузка таких поездов вполне автоматизуеться.
Концентрация мощных и стабильных материальных потоков - это прогрессивное мероприятие в технологии перевозок. Время в отдельных случаях, при сравнительно небольших потоках, концентрация противоречит принципам логистики, отдает бесспорные приоритеты потребителю. Накопление грузов сопровождает концентрацию, увеличивает время доставки, уровень запасов и уменьшает эффективность от сокращения времени продвижения грузов по железной дороге или морским транспортом. Концентрация в этом случае снижает доступность транспорта для его пользователя. Поэтому при определении эффективности концентрации материальных потоков необходимо рассматривать всю логистическую цепь в целом от источника материального потока, предприятия, производящего продукцию или добывает сырье, к потребителю продукции.
Значительно сложнее являются структура и функции логистической системы, когда распределяются товары широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей десятков, а то и сотен потребителей. При доставке такой многономенклатурными продукции появляются дополнительные операции: упаковка, пакетизации, контейнеризация, разделение на группы партий грузов, выбор вида транспорта и типа транспортных средств, сортировка грузов на пути следования и т.д.. В отдельных случаях на направлениях грузопотоков приходится создавать большие распределительные складские базы и решать вопросы выбора рациональных зон обслуживания потребителей складскими распределительными центрами.
Ориентированная на потребителя система логистики - это динамическая система оперативного планирования транспорта и производства. Оперативный цикл планирования обычно принимается равным одному или двум неделям. Течение цикла проверяется несколько задач по удовлетворению спроса. К основным показателям задачи относят:
- Географию перевозки груза;
- Вид транспорта (общего пользования или экспедиторской организации)
- Срок перевозки с точностью до нескольких часов;
- Ранние и поздние сроки передачи груза на транспорт;
- Возможные приоритеты;
- Условия погрузки и тип транспортных засобив.
При разработке и реализации оперативного плана пытаются достичь равномерной загрузки технических средств, минимизации транспортных расходов, обеспечения сроков доставки груза с точностью до нескольких часов. Технологический процесс по выполнению заказа включает следующие операции:
- Оформление заказа, поступившего на предприятие и уточнения его спецификации;
- Разработка и утверждение плана выполнения заказа;
- Детальное логистическое планирование выдачи продукции предприятием;
- Складское хранение;
- Учет;
- Комплектация и погрузки грузов на транспортные средства;
- Транспортировка;
- Поступления продукции потребителю;
- Выгрузка грузов и расчеты с поставщиком;
- Обратная информационная связь заказчика с видправником.
Динамическая модель планирования учитывает непрерывный процесс приема новых заказов, изменение мощности задействованных технических средств, контроль конфликтных ситуаций, которые возникают. Этим процедурам уделяется первостепенное внимание, потому что речь идет об управлении недостаточно структурированной, подверженной случайных воздействий системой.
14.3. Специфика деятельности транспортно -экспедиционных предприятий Тема 15. СТРАХОВАНИЕ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ