Ближний и Средний Восток в Международных отношениях первых послевоенных лет

Ближний и Средний Восток Занимает значительное место в тот борьбе, которая развернулась в послевоен-: ный период между силами социализма, мира и демократии и силами империализма, войны и реакции.
Значение этого района в Международных отношениях определяется его стратегического положением. Он примыкает к южным границам СССР и находится на стыка трех континентов - Европы, Азии и Африки. Через Ближний и Средний. Восток проходят наземные, морские и воздушные пути, связывающие Эти континенты и Атлантический и Индийский океаны.
На Ближнем и Среднем Востоке сосредоточено 2 / з разведанных запасов нефти в капиталистических мире. Империалистические державы - США, Англия и Франция взяли курс на создание на Ближнем и Среднем Востоке плацдармов для борьбы против Советского Союза и стран народной демократии.
Советский Союз и народно-демократические государства всемерно противодействовалы империалистам США, Англии и Франции в осуществлении их экспансионистской политики на Ближнем и Среднем Востоке. Они оказывалы Активную политическую и моральную поддержку арабам и другим народам, населяющих данный район, в завоевание и упрочениы Национальной независимости.
Ко второй мировой войны СССР имел политические и торговые связи с Турцией, Ираном и Афганистаном. Во время Великой Отечественной войны расширились его связи с арабским странами. В 1943 г. Советское государство установило Дипломатические отношения с Египтом, а в 1944 г. - с Ираком, Сирии и Ливаном.
Первые Послевоенные годы ознаменовались нарастанием национально-освободительной борьбы народов стран Ближнего и Среднего Востока, что создало непосредственную угрозу позициям империалистов Англии, Франции и США в этом районе. Национально-освободительная борьба развертывалась в обстановке общего ослабления сил капитализма и резкого обострения межимпериалистических противоречий на Ближнем и Среднем Востоке. Англия и Франция стремились сохранить здесь прежние сферы влияния, а если удастся, то и расширить их. Но в Этот район устремился более сильный соперник - американский империализм, Который взял курс на установление своего господства на Ближнем и Среднем Востоке и вытеснение английского и французского капитала. И США многого добились. Если в 1945 г. Нефтяные компании США добылы здесь 2,5 млн. тонн нефти, а английские и голландские компании в 7 раз больше, то в 1949 г. США добылы почти 40 млн. тонн. К концу 40-х годов по сравнение с довоенным периодом доля США в импорте стран Ближнего Востока возросла в 2,5 раза, а доля Англии резко сократилась.
Несмотря на соперничество в борьбе за господство на Ближнем и Среднем Востоке, империалисты США, Англии и Франции ни были едины в своем стремлении не допустит победы национально-освободительного движения народов. Для этого использовались различные средства борьбы - сотрудничество с местными наиболее реакционными силами (феодальная и религиозная верхушка, проимпериалисгическая часть буржуазии) подкупы Правящий кругов, а также организация государственных переворотов с целью насаждения марионеточных режимов; разжигание Национальной, племенной и религиозной вражды внутри отдельных стран или в границах целого района и т. д.
По вине империалистических государств в первые Послевоенные годы на Ближнем и Среднем Востоке возник ряд сложных Международных конфликтов, угрожавших всеобщему миру и безопасности. Один из таких конфликтов разразился в связи с отказом Франции от ранее данного обязательства предоставить независимость Сирии и Ливану.
В мае 1945 г. французские войска высадились в Ливане, а авиация начала бомбардировку сирийского городов. Франция спешила оккупировать Сирию и Ливан, Чтобы силой оружия восстановить свое господство в ЭТИХ странах. Но на сирийской и ливанской территории оказались и английские войска. Лондон намеревался создать из Сирии, Ливана и Палестины «великую Сирию». Несмотря на обострение противоречий между Англией и Францией, они сумели в конечном итого договориться о том, Чтобы как можно дольше затянуть оккупацию.
Нарады Сирии и Ливана отстаивалы свою независимость. Большую моральную и политическую поддержку им оказали Советский Союз. Уже в мае 1945 г. Советское правительство предложили великим державам принять срочные меры для прекращения военных действий в Сирии и Ливане и Влад Возникший конфликт мирным путем. В феврале 1946 г., когда в Совете Безопасности ООН обсуждалась жалоба сирийского и ливанского правительств на действия Франции и Англии, СССР поддержал Сирию и Ливан. Сопротивление сирийского и ливанского народов, поддержка СССР их правого дела, давление мировой общественности вынудилы Англию и Францию в апреле 1946 г. вывести Свои войска с территории обеих стран.
Борьбу против английских колонизаторов вел и египетский народ. Он требовал отмены англо-египетского кабального договора 1936 г. и вывода английских войск из Египта. Отказ Англии удовлетворить Эти требования вынудил правительство Египта Обратиться с жалобой в Совет Безопасности. При обсуждении Этой жалобы СССР поддержал законной право египетского народа на независимость.
Для упрочения Своих позиций в арабском странах Ближнего Востока Англия пыталась использовать даже стремление ЭТИХ стран к единству. Она хотела иметь контролируемые ею «арабский блок», в котором задавали бы тон не антиимпериалистические силы, а послушный Лондона феодальные круги. На них английский империализм и рассчитывал опереться не только в борьбе против национально-освободительного движения, но и против усиливавшегося нажимаем американского капитала на Ближний Восток. Именно Англия оказали некоторое содействие в образовании в марте 1945 г. Лиги арабский стран. В нее вошли Египет, Ирак, Трансиордании, Йемен, Саудовская Аравия, Сирия и Ливан. Но Англия просчиталась, ей не удалось удержать Лигу под своим влиянием. Хотя и не всегда последовательно, но Лига способствовала развитию борьбы арабского народов против империалистических гнета.
В первые Послевоенные годы возник вопрос о судьбе Палестины, управлявшейся с 1920 г. Англией по манда-\ ту Лиги наций. В 1947 г. в Палестине проживали 1 237 тыс.. арабов и 608 тыс.. евреев. Народ Палестины требовал ликвидации английского господства и предоставления стране независимости. Его поддерживала вся демократическая общественность мира, Советский Союз и страны народной демократии.
В ликвидации английского мандата на Палестину ни были заинтересованы и США, Которые рассчитывал закрепиться в стране, опираясь на ее сионистские круги. Палестинского вопрос обсуждался на двух сессия Генеральной Ассамблеи ООН - в мае, а затем в сентябного движения арабского народов и удержания Ближнего Востока под своим влиянием.
В первые Послевоенные годы заметно укрепились позиции американского империализма в Турции. США стали преемником Англии, которая длительное время оказывала влияние на политику, проводимую турецких Правящий кругами. В 1947-1948 гг. США подписавшего с Турцией ряд военных, экономических достойной соглашений. В результате страна оказалась в зависимости от империализма США.
В обмен на американскую «помощь» кредитами правительство Турции согласилось на реорганизации и перевооружение турецкой армии при участии специалистов США. Таким образом, турецкая армия оказалась под американским контролем. На турецкой территории было создано несколько американских военных баз: военно-морская - в Искендероне, военно-воздушные - в Адане, Диарбеиире и другие. Все они стали «государством в государстве». Американские власти на базах не считались с турецкого законами. Военнослужащие США получили право экстерриториальность, т. е. неподсудносты турецких судам по совершенные преступления против турецкого государства или его граждан. Американский капитал проник почти во все отрасли экономики страны. США требовали от Турции расходов Предоставляемые ей кредиты главным образом на военное строительство. Это ложилось дополнительным тяжелым бременем на турецкую экономику.
По короткое время США превратилы Турцию в свой военно-стратегический плацдарм, предназначенный для войны против СССР достойной европейских стран социализма. В этом соединенным Штатам помогали правящии круги Турции.
Осуществление агрессивных, антисоветских планов в Турции американский империализм прикрывал разнузданной клеветой на СССР, которому необоснованно приписывались захватнические намерения в отношении Турции. Для этого ни были использованы, в частности, и советские предложения о режиме Черноморского проливов от 8 августа 1946 г.
В годы войны Турция грубо нарушал Конвенцию о режиме проливов Босфор и Дарданеллы, подписанную в 1936 г. на конференции в швейцарских городке Монтрё. Она пропускала в Черное море военные корабли фашистских стран. Учитывая это и стремясь укрепить безопасность южных рубежей СССР, Советское правительство еще на Потсдамской конференции глав правительств трех великих держав 22 июля 1945 г. предложили отменить, как не соответствующую современным условиям, Конвенцию о режиме Черноморского проливов; установление режима проливов должно стать компетенцией Турции и СССР . Конференция приняла решение о пересмотре конвенции о проливах. В августе 1946 г. СССР внес конкретные предложения об изменениях режима проливов. Предложение СССР было рассчитана Исключительно на взаимное согласие с Турцией по этому вопросу. Но согласия со стороны Турции не последовало. Правительство Турции восприняло советские предложения болезненно.
Для развития нормальных советско-турецких отношений правительство СССР в мае 1953 г. заявило, что оно Считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции.
Большие события произошли в первые Послевоенные годы в Иране. Во время войны в Этой стране заметно окреплы позиции демократических сил. Особенно значительных успехов они добились в иранских Азербайджане и Северном Курдистане. В Иране в целом сложилась революционная ситуация.
Стремясь сохранить свое господство, реакционные круги стали искать повод для расправы со своим народом. При прямом подстрекательстве со стороны Англии и США они развернулы антисоветскую клеветническую кампанию, необоснованно обвинив Советский Союз во вмешательстве во внутренние дела Ирана. Иранской правительство, возглавлявшееся Хаким, не без подсказки Своих союзников из Лондона и Вашингто-. на обратилось в Совет Безопасности ООН с антисоветское кляузой. Но ее обсуждение ничего не дало иранской реакции.
Пришедшее в январе 1946 г. к власти правительство А. Кавама-эс-Салтане предприняло Обманные маневр. С целью выиграть время для подготовки удара по революционным силам оно прекратили антисоветскую клевету, заявило о своем стремлении к улучшению ираносоветских отношений, а 4 апреля 1946 г. даже подписавшего с СССР соглашение о создание смешанного Советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. Но как только в начале мая 1946 г. из Ирана ни были выведены все советские войска, находившиеся там с 1941 г., правительство Кавама, поощряемое Англией и США, учинило жестокую расправ над демократическими силами страны, а затем отказалось ратифицировать советско-иранской Нефтяной соглашение, хотя оно было весьма выгодно для Ирана и являлось первым в его истории равноправным соглашением о нефти.
Обострение иранской реакцией отношений с СССР сопровождалось открытой демонстрации сближения Ирана с западными государствами, в первую очередь с США. Это сближение носило не только антинациональный, но и антисоветских характер. В Иране усилили свою деятельность американские военная и экономическая миссии. Военная миссия занималась реорганизации и перевооружения иранской армии по американскому образцу. С согласия властей Ирана она развернула строительство военных объектов Вблизи границ СССР. Грубо вмешивались в экономическое развитие Ирана, его торговые отношения с СССР американские советники по финансовым и второго вопросам.
Военные отношения Ирана и США приняли характер, противоречащий духу советско-иранского договора о гарантии и нейтралитете 1927 г. В связи с этим правительство СССР 31 января и 24 марта 1948 г. заявило протест иранскому правительству, в котором подчеркнуло, что военные мероприятия США на территории Ирана носят антисоветскую направленность и иранские правящии круги поощряют это.
Встав на путь подрыва отношений с Советским Союзом, правящии круги Ирана нанесли большой ущерб национальным интересам своей страны, способствовали обострение обстановки на Среднем Востоке.
Выход на мировую арену молодых независимых государств Юго- Восточной Азии Зарождение и развитие отношений дружбы и братского сотрудничества между СССР и европейскими народно- демократическими государствами