Италия и международные конфликты

Италия, если учесть объективные параметры ее экономической и военной мощи и масштабы ее международно-политического влияния, не может быть поставлена в один ряд с великими державами, оказывающих решающее или важнейшее воздействие на ход Международных событий. Тем не менее, будучи «средней» державой капиталистического мира, Италия стала в последние десятилетия важным фактором Международных отношений не только в Европе, но и в других регионах.
Подход итальянских Правящий кругов к Международным конфликтам в целом определяется Основными целями и направлениями внешней политики Италии, сформулированнымы после второй мировой войны. Серьезное внимание при этом уделяется и расширению сферы экономических отношений, и укреплению престижа Италии на международной арене. Наряду с традиционными направлениями внешней политики послевоенной Италии - Атлантического, западноевропейского, средиземноморским, «восточным» - довольно широкой сферой внешнеполитической деятельности Рима провозглашаются отношения с развивающимися странами.
Конкретные позиции Правящий кругов Италии по конфликтным ситуациям оказываются связанными с тем или иным сочетанием традиционных внешнеполитических приоритетов, их возможным пересмотром или модификации, открытием новых направлений деятельности на международной арене или активизация тех из них, кото рые не получала должного развития в прошлом.
Процесс разрядки международной напряженности 70-х Родоп усилили в рамках традиционных направлений итальянской внешней политики и некоторую тенденцию к большей самостоятельности и активности, к поиску общих позиций с социалистических странами по Важнейшим вопросам международной жизни, в том числе по Международным конфликтам. Подтверждаю в целом приверженность политике разрядки, итальянское правительство выражает озабоченность тем, что существует ряд очагов напряженности в мире, на которые не распространяется процесс разрядки. При этом обычно подчеркивается, что Лишь уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств может обеспечить мир и стабильность в районах напряженности. Италия выступает за активизацию процесса разрядки и дальнейшее укрепление международной безопасности. В коммюнике по Итогам визит в Италию министра иностранных дел СССР А. А. Громыко в январе 1979 г. обе стороны выразилы намерение «делать все от них зависящее для того, Чтобы процесс разрядки наполнялся все более конкретным содержанием, становился поступательным и прочным, всестороннее и всеобщим по охвату »105. Жизнь подтвердили, что у Правящий кругов Италии есть прямая и достаточно прочная заинтересованность в развитии разрядки.
Вместе с тем итальянское руководство постоянно указывает, что политика разрядки для Италии неразрывно связана с лояльным членством в НАТО и участием в «европейском строительстве». Официально Рима не всегда удается безболезненно сочетать верность двум «китам» итальянской внешней политики - «атлантизма» и «европеизме». Это приводить часто к противоречивости и нелогичносты официальных позиций по Международным конфликтам. Наряду с реалистическим высказываниями и оценками конкретных конфликтных ситуаций правящии круги Италии нередко выступают с установками, извращающимы политику социалистических стран.
Диалог между США и СССР, неоднократно подчеркивал Рим, имеет решающее значение для проведения политики разрядки напряженности. 1 марта 1979 г. исполняющий обязанности министра иностранных дел Италии А. Форлани, Выступая в комиссии по иностранным делам палаты депутатов, сказал: «... я считаю, что мы стали бы на абстрактный путь, если бы в отношении очагов напряженности и существующих сейчас кризисов Мы не учитывалы того влияния, которое могут безотлагательно оказать Соединенные Штаты и Советский Союз для того, Чтобы ограничить Эти очаги и устранить Эти кризисы ... Игнорировать такую действительность - значило бы он не отдавать себе отчета в катастрофических опасностей, которыми подвергаемся мы все, когда ослабляются или полностью отсутствуют совместные действия Москвы и Вашингтона, направленные на преодоление Международных кризисов ».
Позиция Италии в отношении конфликтных ситуаций прежде всего значима в средиземноморском регионе. Как средиземноморская держава, занимающая важное стратегическое положение на южном фланга НАТО и связанная экономическими и политическими отношениями с развивающимися странами Средиземноморья, Италия жизненно заинтересована в решении возникающих в регионе проблем, прежде всего в урегулирование локальных конфликтов. Кроме того, Средиземноморье является для Италии тем районом мира, где она может наиболее полно реализовать Свои возможности по оказания влияния на ход Международных событий. Именно поэтому подход Италии к взрывоопасным конфликтным ситуациям наиболее важен в практическом плане применительно к зоне Средиземноморского бассейна.
Свою конкретную миссию в урегулирование конфликтных ситуаций правительство Италии видит в посредничество между конфликтующимы сторонами. Наиболее ярким примером посреднической ролиьРима является его деятельность на Ближнем Востоке. Такого рода посредническая деятельность Италии в локальных конфликтах, по мнениям Правящий кругов, отвечает стратегическому целям итальянской внешней политики - расширению экономических отношений, укреплению ее международного престижа. Особенно заинтересована Италия, бедная природными ресурсами, в расширении контактов с нефтедобывающимы странами. Италия сумела достичь здесь определенных успехов. Будучи далеко не самой богатой страной капиталистического мира, она обеспечила себе довольно прочные позиции в арабском мире, дела ставку на два аспекта: профессиональную подготовку и осуществление множества мелких проектов, Которые приносят больший успех, по мнениям Правящий кругов, чем стремление к грандиозным планам. В свою очередь, политика экономического проникновения диктует итальянскому руководству Определенный характер его поведения в период обострения локальных кризисов среды развивающихся стран.
Посредничество Италии в спорных вопросах, которое обычно сопровождается декларацией о «равноудалениы» от конфликтующих сторон, до сих пор не давало практических результатов с точки зрения урегулирования конфликтов. Оно было скорее полезно для самой итальянской дипломатии с точки зрения контактов на высоком уровне, определенного роста популярности в конфликтующих и прилежащих к ним странах, завязыванием отношений и т. д. Однако и здесь Италию нередко постигалы неудачи.
Пристальный интерес итальянской внешней политики к проблемам безопасности и разрядки в Средиземноморье побуждает правящии круги к тщательному исследованию причин перманентно сохраняющейся напряженности в этом районе, к выявление путей контроля над существующими кризиснымы ситуациями. По мнениям итальянских политиков и политологов, идеальным средством для «разминирования» взрывоопасных ситуаций в этом регионе было бы проведение по образцу общеевропейского совещания средиземноморского совещания по безопасности и сотрудничеству с участием «всех прибрежных стран». Эта инициатива была выдвинута представителями Италии еще в 1972 г. на майской сессии Совета НАТО в Бонне. Формулируя свое предложение, Италия претендовала на роль «миролюбивой посредницы» между странами европейского берега Средиземным моря и ближневосточно и Африканского проявят. Однако практическая реализация Этой идеи связывалась Правящий кругами Италии с урегулирования на Ближнем Востоке и на Кипре. Тем Самым образовался Замкнутый круг: для того Чтобы провести совещание, на котором будут рассматриваться наиболее острые проблемы Средиземноморья, прежде всего локальные конфликты, необходимо разрешить существующие конфликтные ситуации. По словам видного итальянского политолог С. Сильвестри, такое совещание можно было бы рассматривать «не столько как форум, где дадут рецепты на будущее, сколько как форум, где закрепят уже Достигнутые договоренности» 107.
Вместе с тем позиция Правящий кругов Италии по конфликтным ситуациям в Средиземным море полна скрытых и явных противоречий. Важной мерой для укрепления безопасности в Средиземноморье и для «профилактики» возможных конфликтов, Считают Представители не только академический, но и политичесских кругов Италии, было бы осуществление военной разрядки и в первую очередь укрепление режима нераспространения ядерного оружия, нестабильная обстановка и существование «пороговых» или «околэя-дерных» государств, способных в короткий срок создать собственное оружие, порождают, по мнение Рима, опасность для равновесия во всем мире. Появление ядерного оружия в конфликтующих сторон «привнесло бы ядерный элемент в локальные кризисы, размывая грань между локальнымы и всеобщей войнами, увеличивая риск вовлечения в них великих держав» 108. Однако Официальные круги Италии обходят молчанием такую важную инициативу, направленную на ослабление напряженности в Средиземноморье, как предложение Советского Союза, внесенное на рассмотрение XXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в выводе из Средиземным моря всех несущих ядерное оружие американских и советских кораблей и подводных лодок.
Итальянские правящии круги в принципе одобрили предложение о распространении согласованных на Общеевропейском совещания мэр доверия на район Средиземноморья, которое содержалось в Декларации политического консультативного комитета Организации Варшавский Договора от 24 ноября 1978 г. Однако они Считают, что в современных условиях, когда в Средиземноморье продолжают сохраняться очаги напряженности, эта инициатива столкнется с множеством трудностей.
Серьезные проблемы с точки зрения Национальной безопасности страны, и в этом отдают себе отчет в Правящий кругах, связаны с использованием в критических ситуациях Атлантического и американских баз, дислоцированных на ее территории. Этот вопрос остается открытым и даже приобретает новое звучание в связи с решением итальянского правительства о предоставление территории Италии для размещения крылатых ракет наземного базирования большой дальности.
"Политика Италии в ближневосточно вопросе, решение которого по сей день остается одной из важнейших задач в Международных отношениях, совершила несколько крутых поворотов. Ближневосточный конфликт на разных фазах своего развития вызывали более болезненные разногласия между империалистическим государствами и Италией. Явный раскол внутри НАТО Произошел во время ближневосточной войны 1973 г., когда США приняли решение перебросом в Израиль по воздуху военную технику и боеприпасы. Все западноевропейские союзники США по НАТО, кроме Португалии и Нидерландов, отказались предоставить Свои аэродромы США для наведения «воздушного моста». Они опасались, что Нефтяной эмбарго, установленной арабским странами, распространится на них за оказание помощи Израиля и парализует западноевропейскую энергетику. Италия, не желая быть втянутой в военный конфликт и испортить Свои отношения с арабским странами, открыто заявила о недопустимости использования расположенных на ее территории военных баз США и НАТО переброскы военной силы на Ближний Восток.
Внутри страны благоприятное отношение к Израилем в 1967 г., характерное для всех политических сил Италии (за исключением ИКП и течения А. Фанфан в ХДП), сменилось в 70-е годы линией на «равноудаление» от конфликтующих сторон. С 1970 г. итальянские правящии круги начинают говорит о необходимости выполнения резолюции 242, принятое Генеральной Ассамблеи ООН, в политическом решении палестинской проблемы. Несмотря на то что «равноудаление» в ближневосточно конфликте открывало перед Италией широкие возможности для посредничества, к чему так стремилась итальянская дипломатия, Этот курс существенно ограничивал значение официальных заявлений и позиций. Политический словарь ЭТИХ заявлен оставался расплывчатым. Говоря о необходимости применения резолюции «во всех отношениях» для решения ближневосточной проблемы, правительство Италии НЕ проясняли, выступает ли оно за полное или частичное освобождение занятых Израилем территорий.
Линия Италии на Ближнем Востоке во время событий 1973 г. характеризовалась более явной ориентацией итальянского правительства на арабские государства. В Этот период наиболее остро проявляются итало-Израильские противоречия. Сознавая, какой урон может нанести Италии, импортирующей более 80% нефти из арабского стран, эмбарго на поставки нефти, итальянское правительство выдвигает в апреле 1973 г. предложение освободить захваченную Израилем часть Синая, оказать международную помощьгрежиму А. Садата и решить проблему Суэцкого канала. Эти предложения НЕ ни были приняты всерьез ни Израилем, ни США. Не могли они удовлетворить и арабские государства, главные требования которых ни были обойдены в итальянских предложениях. Политика «равноудаления», проводившаяся Италией, потерпелаьфиаско. Италия не была включена в список дружественных арабским мира государств на совещаниях в Алжире в декабре 1973 г.
Итальянский Правящий кругам Пришлось пойти на определен-ный] пересмотр своейтближневосточной политики. В течение 1974 г. отстаиваемые Италией принципы урегулирования ближневосточной проблемы ни были дополнены требованием полного освобождения оккупированных территорий. При голосовании в ООН 14 октября 1974 г. Италия высказалась за признание прав народа Палестины. Инициатива Италии, последовавшей примеру Франции, противоречила позиции США достойной Западных государств. В Этот период четко прослеживается ориентация Италии в ближневосточно вопросе на Францию. Обострение Нефтяной проблемы толкает правительство Италии к заключению с арабским странами двусторонние соглашений по типу договора, заключенного между Францией и Ираном и предусматривающего поставки промышленного оборудования в обмен на нефть.
С 1973 г. Италия выступает активным сторонникам выработки общей позиции ЕЭС по ближнему Востоку, Объясняя это заботой о таком решении конфликта, «котороеьне было" бы навязано двумя сверхдержав, но явилось бы результатом открытий обсуждения между заинтересованнымы странами ... »Итальянские политики надеялись также, что установление более прочных связей между ЗападнойьЕвропой и арабским миром, согласованная политика стран "ЕЭС в этом плане будет способствовать превращение Средиземноморья в сферу преобладающего политического и экономического влияния« девятки ». Несмотря на стремление к двусторонним связям, Италия в действительности располагает довольно слабыми средствами для их поддержания. Эта слабость также объясняет одновременное обращение правительства Италии к многосторонни переговорам через ЕЭС.
Вместе с тем Италия, вступил в широкие контакты на Ближнем Востоке, внесла немалый вклад в формирование «общей» ближневосточной политики ЕЭС. Определенными успехом итальянской дипломатии было одобрение в июне 1977 г. европейским советом нового заявления «девятки» в принципах урегулирования арабо-израильского конфликта, в котором нашли отражение основные положения итальянской позиции, прежде всего требования ухода израильтян со всех арабский территорий, захваченных Израилем в июне 1967 г., недопустимости принятия каких-либо резолюций, подтверждающих статус-кво оккупации и нарушающих ход переговоров, уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран этого района в признанных всем миром и гарантированных границах, обеспечения законных прав палестинского народа с Созданием их собственного государства. В частности, об этом публично говорилось во время визитов премьер-министра Италии Дж. Андреотти в Саудовскую Аравию в августе 1977 г.
С подписания кэмп-дэвидских соглашений в ближневосточной политике Италии Произошел новый поворот. Италия одобрила соглашения в целом, квалифицировав их «как первый шаг на пути полного урегулирования ближневосточной проблемы». В Этой оговорки отражается вся особенность итальянского курса по ближневосточно конфликту. Одобрил кэмп-дэвидское соглашение, Италия официально стала в этом вопросе на "позицию США. Однако, Опасаясь новых санкций со стороны арабского государств, осудив египетско-израильскую сделку, итальянская дипломатия НЕ вставали подчеркива, что это« Лишь первый шаг ». В целях зондажа отношения арабского государств к Италии после Кэмп-Дэвида Был совершен ряд поездок видных деятелей Рима в арабские страны. Итальянские эмиссары избегалы затрагивать во время бесед «египетскую тему». Когда же в марте 1979 г. в Италии находился с визитом X. Мубарак, бывший в
Япония и международные конфликты Нейтралистские страны И международные конфликты