6.1. Общая характеристика систем обработки сообщений

Компьютерные системы начали использоваться как среда для связи между людьми с середины 70-х годов. Одной из первых сетей такого рода была сеть ARPA. Именно тогда Hitz i Turoff начали свои эксперименты по исследованию возможностей компьютерной связи между людьми на базе электронных информационных систем обмена (ЕIES), которые были предшественниками современных систем обработки сообщений типа DIALKOM, GEOMAIL, KOMECX, UNIX MAIL, USENET и комп ' компьютерных систем телеконференций типа BLEND, COM, FORUM.
Со временем стало понятно, что компьютерные системы для обмена текстовой информацией между людьми должны обеспечивать связь пользователей не только в пределах локальной модемной структуры, но и взаимодействовать с другими системами сообщений. Первые попытки показали, что для индивидуальных систем эту проблему можно решить с помощью шлюзов. Однако многие системы обработки нуждались создание большого количества шлюзов. Поэтому встал вопрос кардинального решения этой проблемы разработкой универсальных стандартов для компьютерных систем сообщений. Работы в этом направлении была начата в 1979 г. Международной федерацией обработки информации (IFIP). Эти работы были поддержаны Международной координационной комиссией по телеграфии и телефонии (МККТТ) и одновременно Международной организацией стандартизации (МОС).
В 1984 г. в Красной книге МККТТ представил первую версию стандартов компьютерных систем обмена информацией между людьми, которые получили название «системы сообщений» - рекомендации МККТТ серии Х.400.
В 1988 г. распространенная версия рекондаций Х.400 была опубликована в Голубой книге МККТТ как совместный стандарт МККТТ и МОС.
Основной целью рекомендаций этой серии было определение концепций, архитектуры, протоколов и служб транспортировки текстовых сообщений между независимыми системами с различными технологиями передачи и доставки повидомлень.
Системы транспортировки сообщений между людьми с помощью компьютеров известные под названием электронной почты. Далее будем считать, что термин «электронная почта» (ЭП) касается прикладного аспекта систем сообщений вообще, а не только по МККТТ Х.400. В ЭП транспортная служба имеет дело с файлами, которые обрабатываются компьютерами, а не с бумагами, транспортируемых с помощью различных технических средств (машин, поездов, самолетов), как это делается в классических почтовых системах. С учетом этого ЭП определен как службу почтовой связи, в которой доставка сообщений осуществляется электронными методами с помощью компьютеров. Для пользователей ЭП - это совершенно новая служба связи, которая обеспечивает более надежное и качественное обслуживание по сравнению с обычной почтовой службою.
Сегодня в мире существует большое количество систем ЭП, базирующихся как на рекомендациях МККТТ Х.400, так и на других протоколах. Но последние более распространены в так называемых частных сетях - академических и исследовательских структурах.
В контексте проблем систем обработки сообщений можно выделить три группы задач: транспортировка, переприйом и адресация.
Одной из главных особенностей большинства систем обработки сообщений (СОП) является асинхронная природа связи между пользователями, обеспечивает ряд преимуществ. Во-первых, асинхронный связь не требует присутствия участников. Это очень важно при связи между пользователями, которые находятся в слишком разных часовых поясах, когда связь по телефону или невозможен, или неудобен. Во-вторых, с технической точки зрения асинхронная передача позволяет использовать принцип коммутации сообщений (КП) до самых верхних протокольных уровней семиуровневой модели. Преимущества метода КП - это высокая степень использования ресурсов, можливиcть преобразования форматов, кодов и т.п.. Эти качества обеспечивают функционирование СОП при высоком уровне неоднородности систем на нижних уровнях протоколив.
Второй особенностью СОП есть возможность эффективных двусторонних (1:1) и многосторонних (1: N, N: N) связей. Передача сообщений одновременно многим пользователям обеспечивается с помощью специальных механизмов - формирования адресов на конверте или службы распределительных листив.
Третья важная особенность состоит в том, что СОП - это одна из главных составляющих системы автоматизации учреждений, с помощью электронных систем обеспечивает обмен сообщениями, генерируемых обрабатываются, передаются, принимаются и архивуються.
При описании СОП используются базовые термины, среди которых необходимо выделить две группы. Первая содержит общие термины, которые обычно используются в вычислительных сетях, вторая состоит из терминов, характерных только для электронной пошти.
Среди терминов первой группы выделим следующие: вычислительная сеть, узел, хост и шлюз. Учитывая специфическую функцию, рассмотрим подробнее понятие «шлюз».
Шлюз - это оборудование, предназначенное для соединения двух сетей, заметно пользователям этих сетей (в отличие от моста, присутствие которого, как правило, незаметна). Введение шлюза может потребоваться, если необходимо учитывать одну или несколько перечисленных далее разногласий между сетями, которые он соединяет:
а) разница адресации - если адресация в соединяемых сетях определяется различными организациями, то шлюз может потребоваться для преобразования адресов сообщений, через него проходят;
б) разница способов оплаты - если в соединяемых сетях реализовано различные способы оплаты (например, локальная сеть, в которой оплата не производится, может соединяться с глобальной сетью, в которой оплачивается передача каждого пакета), то шлюз может использоваться для проверки полномочий пользователей и учета использования ресурсов;
в) разница протоколов - если в соединяемых сетях реализовано различные протоколы, то в шлюзе можно осуществить необходимые преобразования протоколов (если это возможно) или предотвратить попытку пользователя одной сети воспользоваться средствами, которые недоступны во второй сети, и выдать соответствующие повидомлення.
В контексте СОП различают три типа шлюзов, которые представляют собой систему для соединения разнородных мереж.
Адресный шлюз соединяет сети с различными пространствами адресов / имен. Обычно такие шлюзы используются между сетями с одинаковыми протоколами нижних уровней начиная с транспортного, которые отличаются правилами адресации и присвоения имен.
Протокольный шлюз, соединяя сети с разными протоколами на всех уровнях, обеспечивает преобразование сервисных элементов одной сети в сервисные элементы другой. Элементы, которые не могут быть преобразованы, игнорируются. Так, шлюз между системой по МККТТ Х.400 и не-Х.400 - системой сообщений превращать сервисный элемент «уведомление о недоставке» и пропустит сервисный элемент «задержана доставка», поскольку подобный элемент в не-Х.400 - системе отсутствует.
Шлюз форматов обеспечивает преобразование форматов различных стандартов систем ЭП (МККТТ Х.400, RFC-822, UUCP и др.)., Первичных кодов (ASCII, EBDIC, МККТТ Т.73) и т.д. Шлюзы форматов должны быть полностью прозрачными для користувачив.
Иногда шлюзы поддерживают комбинацию перечисленных служб.
Вторая группа терминов связана с проблемой адресации и сопроводительными питаннями.
Имя (идентификатор) однозначно определяет ресурс (кто, что), который относится к некоторой специфической системы координат, которая формируется определенным пространством имен. Имя пользователя «Постевий», например, однозначно идентифицирует персону, связанную с пространством имен в определенной вычислительной системи.
Пространство имен может быть либо плоским, или иерархическим. Плоский пространство имен требует наличия центральной системы для того, чтобы избежать конфликтов при использовании имен, тогда как в иерархическом пространстве имен управления может быть распределенным. Иерархический пространство имен может использоваться для отображения организационной или топологической структуры систем.
Адрес определяет место размещения ресурса (где) относительно некоторой системы координат, которая формируется определенным адресным пространством. Адресное пространство, как и пространство имен, может быть плоским или иерархичним.
Путь указывает на то, как найти ресурс. В системе обработки сообщений используется два различных метода маршрутизации (в определенном выше смысле):
- Маршрутизация от источника. В этом случае отправитель определяет весь путь прохождения сообщения от получателя (при этом он использует информацию о структуре сети и линий между узлами)
- Внутренняя маршрутизация. В этом случае отправитель не определяет маршрут доставки сообщения получателю. Время должна действовать система отображения «адресного маршрута» с тем, чтобы в каждом промежуточном узле путь к следующему узлу определялся автоматически.
6. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА НА БАЗЕ СТАНДАРТА Х.400 6.2. Стандарт электронной почты Х.400