Тема 5. Регулирование фондовых рынков Германии и Франции

Особенности функционирования акционерных обществ и корпоративного управления в Германии. Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Место фондовых бирж и образованных ими институтов в организации фондового рынка страны. Специфика построения системы регулирования учитывая федеративное устройство Германии. Взаимодействие федеральных и местных органив.
Виды и формы выпуска ценных бумаг во Франции. Участники рынка ценных бумаг. Парижская фондовая биржа. Органы регулирования фондового ринку.
Европейский фондовый ринок
Характерные современные особенности:
• рынок акций незначительно по сравнению с объемами экономики (кроме Великобритании) в результате применения универсальной банковской системы;
• реформирования рынка капитала в связи с интеграционными процессами в ЕС, в частности с введением в обращение евро;
• проведение активных переговоров по объединению фондовых бирж, унификации правил, требований, времени работы и т.д..;
• создание совместных торговых систем, в частности торговли опционами EUREX (на базе немецкой DTB)
• развитие Европейского клирингового депозитария «Европейский клиринговый дом (ECH) (на базе« седел »и« Немецкая биржа - клиринг АГ »)
• создание европейского рейтингового агентства «Еврорейтинг»;
• создание FESCO - Европейской ассоциации регуляторов рынка капиталив.
Двойное членство в немецком и швейцарской фьючерсных EUREX биржах и является примером реализации новых стратегий. Обе фондовые биржи используют единую техническую платформу и имеют таким образом объединенные силы во внедрении технического и организационного злиття.
EUREX является одной из первых совместных биржевых организаций с опционной электронной фьючерсной торговли, которая охватывает две юрисдикции. Похожий стратегический альянс было недавно заключено между Лондонской и Франкфуртской фондовыми биржами.
Регулирование фондового рынка Нимеччини
• Особенности организации рынка:
• особая роль банков в экономике и на фондовом рынке;
• ценные бумаги на предъявителя;
• преобладает рынок облигаций, прежде всего государственных;
• определенное недоверие населения к акциям;
• ограничение на приобретение контрольных пакетов, практическое отсутствие «вражеских» поглинань.
Лишь 6% населения Германии обладает акциями.
• В Германии существуют восемь фондовых бирж: во Франкфурте, Дюссельдорфе, Берлине, Гамбурге, Ганновере, Мюнхене, Бремене, Штутгарте. Наибольшей является Франкфуртская фондовая биржа (ФФС), на которую приходится более 75% всей биржевой торговли. Согласно нет-германской законодательством фондовая биржа является учреждением публичного права - некоммерческой организацией. Члены биржи делятся на три категории: банки, официальные маклеры (Kursmakler) и свободные маклеры (Freimakler). В целом на бирже доминируют три крупнейшие немецкие банки: Дойче банк, на который приходится 1/3 всего оборота ФФС, Дрезднер банк и Коммерцбанк. Первые два в начале 2000 г. объявили о слиянии, в результате чего может образоваться одна из крупнейших финансовых учреждений в свити.
Все биржи объединены в Акционерном обществе «Немецкая биржа АГ». В уставном капитале общества 80% принадлежит банкам, 10% - биржам, 10% - маклерам.
Основными задачами общества являются:
• объединение ведущих институтов фондового рынка в единую систему;
• создание торгово-информационных систем;
• использование единой депозитарно-клиринговой установи.
Центральный депозитарий «Немецкая биржа - клиринг АГ» - дочернее предприятие «Немецкая биржа АГ». Сегодня в рамках европейских интеграционных процессов началось его объединения с депозитарием «седел».
Основной фондовый индекс - DAX30.
Законодательная база регулювання
• Биржевое право Германии является федеральным, хотя надзор за его исполнением входит в компетенцию земельных урядив.
В 90-х годах в Германии изменились представления о регулирующие механизмы рынка ценных бумаг. «Если бы в Германии действовали такие же жесткие правила злоумышленников, как в США, - отметил один из американских брокеров в начале 90-х годов, - то все немецкие торговцы ценными бумагами давно сидели бы за решеткой».
После снятия границ на передвижение капиталов в объединенной Европе требовалось привести национальное законодательство в соответствие с общепринятыми европейскими юридическими нормами (директивами Европейского Союза). В 1994 г. был принят Закон о торговле ценными бумагами, в котором внедрены положения о запрете операций с ценными бумагами с использованием информации, неизвестной широкой публике. Вследствие принятия Закона был создан федеральный орган - Комиссия по ценным бумагам (BAWe), насчитывавшая в середине 1999 г. более 150 работников, основной задачей которых является борьба с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг. Нарушители (инсайдеры, использовавших информацию в корыстных целях) могут быть заключены на срок от 1 до 3 рокив.
• Согласно Закону 1994 г. до компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, предъявляются следующие требования:
1) вести операции в интересах своих клиентов на должном профессиональном уровне, надежно и тщательно;
2) преодолевать конфликтные ситуации и беспокоиться о том, чтобы при неизбежности конфликта интересов поручения клиента был выполнен с максимальным учетом интересов последнего;
3) доводить до сведения клиента информацию относительно вида и объемов будущего соглашения в той мере, в какой она необходима для обеспечения его интересив.
В то же время таким компаниям запрещается давать клиентам рекомендации по покупке-продаже ценных бумаг или деривативов, если они не согласуются с интересами клиентов, заключать сделки за свой счет на основании сведений, полученных из клиентских поручений и могут нанести ущерб этим клиентам.
Права акционеров в Германии закреплены в Законе об акционерных обществах, в котором оговаривается право акционеров на получение информации о деятельности общества от Совета директоров. Все немецкие акционерные общества обязаны публиковать годовой отчет, должен обязательно содержать отчетность о прибылях и убытках, баланс, описание деятельности за год, отчет Наблюдательного совета и предложение совета директоров о распределении чистой прибутку.
Система регулювання
• В рамках четырехуровневой структуры контроля и надзора за фондовым рынком (федеральные органы - органы биржевого надзора федеральных земель - комитеты по контролю на фондовых биржах - управления внутреннего контроля коммерческих банков и других участников рынка) налажено взаимодействие на каждом уровне при четком распределении функций.
В связи с особенностями организации рынка значительная роль в регулировании фондового рынка принадлежит:
• земельным органам надзора за биржами;
• органам регулирования банковской дияльности.
Ведомства по надзору за рынком:
• Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами (BAWe)
• Федеральное ведомство по надзору за деятельностью финансовых учреждений (BAKred)
• земельные органы биржевого надзора;
• биржевые органы по надзору за торговлей (HUST).
Представителями земельных правительств на биржах является назначены государственные комисари.
Основные функции и полномочия земельных надзорных учреждений:
• разрешение на открытие и закрытие бирж (§ 1 ст. 1 Биржевого закона)
• правовой надзор за биржей (§ 1 ст. 2 Биржевого закона)
• наблюдение за рынком на бирже (§ 1 ст. 2 Биржевого закона)
• привлечение и отзыв курсовых маклеров и их заместителей (§ 30 Биржевого закона)
• наблюдение за платежеспособностью маклеров (§ восьмой Биржевого закона)
• наблюдение за Палатой курсовых маклерив.
• Традиционно регулировании рынка ценных бумаг в Германии было децентрализовано и осуществлялось специальными земельными органами.
Федеральное ведомство по надзору за деятельностью финансовых учреждений (ВАКгеd)
Задача:
• обеспечение функционирования кредитной системы;
• наблюдение за платежеспособностью банков;
• выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, лицензия руководителя банка;
• соблюдение принципов по собственному капиталу и ликвидности кредитных институтов;
• контроль соблюдения обязанностей кредитных институтов по регистрации, отчетности и предоставлению информации;
• плановые и специальные ревизии.
Полномочия:
• денежные штрафы в случае нарушения законодательства;
• освобождение от должности руководителей банков;
• отмена лицензии на осуществление банковской деятельности;
• другие мероприятия.
• В общеупотребительной терминологии для обозначения организации внутреннего надзора используется специальное понятие - комплайнс. В широком смысле под ним понимается порядок ведения фондовых операций в соответствии с действующим законодательством; в узком - это система мероприятий, начатых на солидарной и доверительной взаимодействия клиентов, банка и его работников, обеспечивающих защиту инвесторов в рамках принятых законов и других нормативных актив.Module . Поскольку у коммерческих банков существуют широкие возможности обмена между сотрудниками конфиденциальной информации, которая может быть использована в корыстных целях, главная функция комплайнс заключается в управлении информационными потоками и контроле за надлежащим поведением служащих, занятых операциями с ценными бумагами. Для этого в банках создаются специальные подразделения (контрольные службы), непосредственно подчиненные керивництву.
К компетенции таких служб входит сбор и накопление нераскрытой информации, которая способна стать объектом злоупотреблений сотрудников при заключении сделок и операций, к которым такая информация относится. Определенной степени контрольные службы выполняют функции подразделений внутренней финансовой безопасности и управления организацией работы банку.
Управления (отделы) комплайнса коммерческих банков и других участников фондового рынка Германии пока только формируются, хотя в крупных банках они существовали еще до принятия Закона о торговле ценными бумагами. В небольших банках и участников рынка функции этих подразделений выполняют службы внутреннего аудита. Перед упомянутыми подразделениями ставится задача обеспечить такую организацию инвестиционной деятельности, которая препятствовала бы возникновению конфликтов интересов сторон, участвующих в ний.
Функции и задачи регулирующего органу
Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами (ВАWе)
Основные задачи:
• преследование инсайдерской деятельности;
• наблюдение за рынком капиталов;
• депонирование проспектов емисии.
Цель:
• развитие торговли ценными бумагами путем регулирования и надзора за фондовым рынком;
• наблюдение за торговлей ценными бумагами с целью защиты инвесторив.
Функции:
• контроль инсайдерской торговли;
• проверка соблюдения обязанностей по раскрытию информации и публикации материалов;
• надзор за соблюдением правил поведения на фондовом рынке;
• международное спивробитництво.
Полномочия:
• денежные штрафы;
• уголовно-правовые норми.
Регулирование фондового рынка Франции
• Особенности организации ринку.
Две основные реформы французского рынка ценных бумаг - дематериализация ценных бумаг (1984 г.) и внедрение системы «поставки против платежа» (1991 г.), что соответствующим образом повлияло и на систему регулирования ринку.
Все счета в ценных бумагах ведутся в электронной форме, для чего открывается текущий счет, который дублируется в SИКОVАМ. Т.е. ценных бумаг в документарной форме во Франции не иснуе.
В 1999 г. рынок обыкновенных акций интегрируется в еврорынок, в частности акции котируются в евро. Также конвертируются в евро государственные долговые бумаги, новые же выпускаются только в евро.
Организованные рынки:
• общество французских бирж (SBF)
• биржа опционов (MONEP)
• биржа фьючерсов (MATIF).
Региональные фондовые биржи закрыты в 1991 р.
Депозитарные услуги предоставляет центральный депозитарий - SICOVAM.
Расчетные системы RELIT (акции и облигации) и SATURNE (казначейские обязательства) связаны с SICOVAM.
Законодательная база регулювання
• Закон о модернизации финансовой деятельности (1996 г.)
Структура регулювання
• Министерство экономики и финансов:
• осуществляет общее регулирование финансовых рынков;
• утверждает акты Совета по финансовым рынкам (CMF) после консультаций с Комиссией по биржевым операций.
• Комиссия по биржевым операциям (СОВ).
• Банковская комиссия имеет полномочия по надзору за денежным рынком. Она осуществляет:
• мониторинг за соблюдением нормативных актов CRBF;
• мониторинг финансового состояния кредитных учреждений и инвестиционных компаний;
• надзор за их платоспроможнистю.
Комиссия имеет право:
• запрашивать информацию, объяснения, доказательства;
• налагать штрафы за нарушения;
• выдавать предупреждения менеджмента;
• налагать штрафы на руководство и персонал.
• Комитет по банковскому и финансовому регулированию (CRBF) устанавливает:
• правила для кредитных учреждений и инвестиционных фирм;
• требования относительно:
минимального капитала;
приобретение доли в инвестиционных фирмах
осуществление определенных видов деятельности;
• нормы:
ликвидности;
платежеспособности;
распределения ризику.
Председателем Комитета является министр экономики и финансов, заместителем - глава Банка Франции, остальные пять членов назначаются министром.
• Комитет по кредитным учреждениях и инвестиционных компаниях (CECEI) принимает отдельные решения относительно:
• выдачи разрешений на предоставление инвестиционных услуг инвестиционным фирмам и кредитным учреждениям;
• отмена разрешений инвестиционным фирмам, не являются компаниями по управлению портфелем;
• осуществляет надзор за инвестиционными фирмами в процессе их ликвидации.
Комитет состоит из семи человек, возглавляет его глава Банка Франции.
Задачи и полномочия регулирующего органу
• Комиссия по биржевым операциям - независимый административный орган, который:
• выдает лицензии взаимным фондам (SICAV), управляющим инвестиционными фондами;
• контролирует раскрытия информации эмитентами и использование инсайдерской информации;
• осуществляет надзор за соблюдением законодательства по ценным бумагам;
• рассматривает жалобы инвесторов;
• устанавливает этические кодексы;
• заключает соглашения с контролирующими органами других краин.
Комиссия имеет право:
• налагать санкции, в частности штрафы;
• направлять материалы в прокуратуру;
• запрещать или отменять листинг ценных паперив.
Комиссия состоит из председателя и девяти членов. Она представляет годовой отчет Президенту и парламенту.
Саморегулювання
• Совет по финансовым рынкам (СМF) - единственный саморегулируемых орган французских финансовых рынков. В ее задачи входят:
• разработка и принятие основного регламента - свода общих нормативных документов, регулирующих рынок;
• осуществление надзора за выполнением требований Европейского паспорта по инвестиционным услуг;
• утверждение образцов типовых договоров для финансовых операций (после консультаций с Банком Франции и СОВ)
• мониторинг соблюдения основного регламента;
• надзор за соблюдением правил торгивли.
Рада может налагать штрафы за нарушения. Она состоит из 16 членов, которые назначаются министром экономики и финансов на четыре года после консультаций с представительными организациями и профессиональными союзами. Председатель избирается среди членов Совета.
Тема 4. Регулирование фондового рынка Великобритании Тема 6. Регулирование фондового рынка Японии