6.1. Методология и сравнительный анализ международной и национальной систем учета инвестирования

Методология учета инвестиционной деятельности базируется на общепринятых в международной практике принципах бухгалтерского учета - базовых концепциях, которые положены в основу отражения в учете и отчетности хозяйственной деятельности предприятия, его активов, доходов, расходов, финансовых результатов: автономности предприятия; непрерывности деятельности; двусторонности; денежного измерения; себестоимости; начисления; реализации; консерватизма (осмотрительности, осторожности); материальности (существенности) соответствия; постоянства; периодичности.
Учетные системы (относительно конкретных правил и процедур ведения бухгалтерского учета и составления отчетности) исторически формировались в странах или группах стран под влиянием национальных особенностей их экономического и политического развития. Однако интернационализация хозяйственной жизни, с одной стороны, и его рыночная унификация с другой - обусловили необходимость международной стандартизации учета как основы информационного делового взаимопонимания и эффективного господарювання.
Вопросами стандартизации бухгалтерского учета сейчас непосредственно занимаются как специальные международные организации, так и уполномоченные национальные органы. Среди первых, прежде всего, следует назвать Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ), создан в 1973 г. в Лондоне организациями профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Японии, ФРГ, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. Основные задачи комитета как вполне независимого органа сформулированы так:
Разрабатывать и публиковать важнейшие бухгалтерские стандарты формирования финансовой звитности.
Способствовать распространению применения бухгалтерских стандартов в мировой практике бухгалтерского облику.
Оказывать помощь по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств в области бухгалтерского учета и звитности.
Другой авторитетной международной организацией является Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. в Мюнхене. Сферой деятельности этой организации является разработка этического, образовательного и аудиторского направлений в бухгалтерском облику.
С 1983 г. в состав КМСБО входят все профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, являющихся членами МФБ. По состоянию на 01.01.2000 г. в Комитете по международным стандартам бухгалтерского учета было 143 профессиональные организации из 104 стран мира. Кроме того, многие страны, не входящие в КМСБО (в частности, страны СНГ) в той или иной степени используют рекомендации.
На сегодня более 60-ти страны реально применяют МСФО в том или ином объеме. Интенсивно, например, в 1996-1998 гг шла работа по гармонизации национальных стандартов в Австралии, Южной Африке, Китае, Вьетнаме, Японии, Росии.
Значительно активизировалось сотрудничество КМСБО с Европейским Союзом. Как известно, в процессе гармонизации экономической политики Европейского Союза (ЕС) реализуются собственные мероприятия по стандартизации и унификации учета и отчетности в странах-членах этого интеграционной группировки. Среди директив Совета ЕС непосредственно сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности касаются: четвертая Директива - «Форма и содержание годового финансового отчета компании», принятая 25 июля 1978 (вопросы ведения бухгалтерского (финансового) учета, унификации форм отчетности и ее публикации, а также организации контроля за правильной постановкой учета и составлением отчетности; Седьмую директивы - «Требования к подготовке консолидированной финансовой отчетности и методы подготовки», принятым 13 июня 1983 г. (составления консолидированной финансовой отчетности).
Непосредственно обеспечением выполнения директив относительно норм бухгалтерского учета в странах ЕС занимается Европейская комиссия, которая имеет статус наблюдателя во многих комитетах КМСБО. После политического заявления ЕС (ноябрь 1995 г.) о готовности к сотрудничеству по согласованию стандартов финансовой отчетности идет практическая работа в этом направлении. Так, в 1997-1998 гг подготовлено национальное законодательство Франции, Германии, Италии и Бельгии по использованию международных стандартов финансовой отчетности международными компаниями этих стран, прошедших листинг на основных фондовых биржах. На сегодня Европейская комиссия в принципе готова внести поправки в Директивы для обеспечения их соответствия МСБО.
В большинстве стран мира вопросы стандартизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности переданы в компетенцию одного или нескольких органов государственного регулирования (Министерства финансов, экономики, Центральные банки, комиссии по ценным бумагам и т.п.), которые взаимодействуют с субъектами бизнеса, как правило, через саморегулируемые организации (СРО) . Относительно стран с развитой рыночной экономикой можно говорить, на наш взгляд, о выраженную тенденцию к институционализации учетно-аналитических систем на национальном и международном ривнях.
Свою роль в деле стандартизации бухгалтерского учета играет ООН, в основном через созданную при ней в 1982 г . Межправительственное рабочую группу экспертов по международным стандартам учета и отчетности. Главным объектом деятельности этой организации является изучение вопросов учета и отчетности международных корпораций с разработкой соответствующих рекомендаций для их гармонизации. Кроме того, рабочая группа занимается исследованием состояния организации учета, способствует внедрению международных стандартов в мировом масштабе. Кстати, Организация Объединенных Наций в своем исследовании, что готовилось к публикации в 1998 г., обратилась к международным организациям-донорам с просьбой стать "катализатором" реформы бухгалтерского учета и отчетности, связывая предоставления займов с требованиями соблюдения МСБО.
Правила и процедуры ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в наиболее интегрированном виде отражаются в международных стандартах бухгалтерского учета (МСБУ). За период своей деятельности Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета разработан и опубликован 39 стандартов, из которых действуют 34.
Некоторые стандарты должны общеметодологической характер. К ним относятся, например, стандарт № 1 - Раскрытие учетной политики, № 10 - Непредвиденные события и события, происходящие после даты составления баланса, № 21 - Влияние изменения валютных курсов, № 29 - Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции тощо.
Другие стандарты касаются вопросов учета и отчетности объединений предприятий. Это стандарт № 22 - Объединение компаний, № 24 - Раскрытие информации о взаимосвязанных сторон, № 27 - Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия, № 28 - Учет инвестиций в ассоциированные компании, № 31 - Финансовая отчетность о доле в совместных предприятиях и инши.
Есть стандарты, касающиеся учета, оценки и представления в отчетности отдельных видов средств, признание и учета доходов и расходов. К ним следует отнести стандарты № 2 - Запасы, № 4 - Учет амортизации, № 16 - Основные средства, № 17 - Учет аренды, № 18 - Доход.
Некоторые международные стандарты учета отражают решающие вопросы отдельных видов деятельности. Например, № 11 - Строительные контракты, № 30 - Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых установ.
Наконец, существуют стандарты по учету социальной политики предприятий. Среди них № 19 - Выплаты работникам, № 26 - Учет и отчетность по пенсионным планам и тому подобное.
Инвестиционная деятельность как объект учета имеет свою специфику, что нашло отражение в стандарте № 25 «Учет инвестиций», который действовал до 1.01.2001 г. МСБУ № 25 применялся для признания и оценки инвестиций в долговые ценные бумаги и инвестиций в инструменты собственного капитала, а также инвестиций в землю и здания другие материальные и нематериальные активы, предназначенные как инвестиции. МСБУ 38 «Нематериальные активы» заменяет МСБУ 38 «Нематериальные активы» заменяет МСБУ 25 относительно инвестиций в нематериальные активы. МСБУ 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка »заменяет МСБУ 25 относительно инвестиций в долговые инвестиции и инвестиции в собственный капитал. МСБУ 40« Инвестиционная недвижимость »заменяет МСБУ 25 относительно инвестиционной нерухомости.
Итак, МСБУ 25 распространяется только на инвестиции в товары и материальные активы, которые собирают коллекционеры. МСФО 25 также содержит требования относительно подхода к изменениям в стоимости инвестиций специализированных инвестиционных предприятий (кроме полностью инвестируют в финансовые активы), а также требование раскрывать анализ портфеля инвестиций на предприятия, основной деятельностью которых является содержание инвестиций. Рада КМСБО не считает, что есть потребность в отдельном стандарт для применения к таким статей, и поэтому изъято МСБУ 25 годовой финансовой отчетности с 1.01.2001 р.
Инвестиции в недвижимость, занимаемую владельцем, удержанную для продажи, в условиях обычной хозяйственной деятельности, недвижимость которую строят для будущего использования , как инвестиционной недвижимости, учитываются в соответствии со стандартом МСФО 16 «Основные средства» с начислением амортизациии и отражением ее в отчете о прибылях и убытках. Определяются также вопросы учета изменений текущей стоимости инвестиций, трансферт или продажу. Стандарт оговаривает требования по раскрытию информации.Module . В условиях интернационализации хозяйственной жизни, повышение роли международных компаний (многонациональных и транснациональных) возникла острая необходимость стандартизации учета корпорационного инвестирования. МСБУ 27, 28 и 31 содержат общие рекомендации по отражению в бухгалтерском учете инвестиций соответственно в дочерние предприятия, ассоциированные компании и совместные предприятия.
МСБУ 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия» определяет требования подготовки и предоставления консолидированной финансовой отчетности группы предприятий, находящихся под контролем материнской компании.
МСБУ 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» определяет, что инвестиции в ассоциированные компании должны учитываться на основе метода долевого участия; стандарт также обусловливает допустимые исключения. Установлены требования относительно раскрытия информации.
МСБУ 31 «Финансовая отчетность о долях в совместных предприятиях» определяет, что требования по раскрытию информации об участии в совместных предприятиях выдвигаются отдельно по операциям и активах, которые контролируются совместно. Также обсуждаются требования к отчетности для предприятий, которые берут на себя риск, и предприятий-инвесторив.
Следует отметить, что:
во-первых, процесс разработки и внедрения международных стандартов учета и отчетности является динамичным, некоторые из них уточняются либо заменяются новыми с учетом опыта применения и современных требований;
во-вторых, международные стандарты не являются обязательными и выступают в качестве рекомендаций для внедрения;
в-третьих, международные стандарты не регулируют техники и методики бухгалтерского учета, которая была и будет различной в разных странах свиту.
существенным особенностью современного этапа международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности, на наш взгляд, следует считать ориентацию усилий на четкое и прозрачное отражение инвестиционных операций на фондовых рынках. В этом плане показательна соглашение 1995 г. между КМСБУ и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), согласно которой КМСБО выполняет программу работ по формулировке основных 12 стандартов, а IOSCO позволяет использовать их при прохождении процедур листинга на мировых фондовых ринках.
Новый импульс для интенсификации и расширения масштаба работ по международной стандартизации учета финансовых операций дала современная мировой финансовый кризис. Поскольку действующие МСБУ, по мнению экспертов МФБ и КМСБО, не отражают всех возможных финансовых, особенно композитивным спекулятивных операций, то невозможно было отследить условия и результаты финансового кризиса через анализ финансовой звитности.
частности, многие крупные компании стран Юго-Восточной Азии (из которых собственно и началась мировой финансовый кризис), получив крупные кредиты, нарушили принцип "непрерывности функционирования предприятия" всего через несколько месяцев после завершения аудиторской проверки. Менее 35% компаний и банков этих стран раскрывали в своей отчетности факты предоставления внутрифирменных кредитов, только 19% сообщили об убытках от изменения курсов валют, всего 18% отразили в отчетности наличие производных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюти.
Учитывая перспективы развития мировых финансовых рынков, тенденции рост объемов портфельного инвестирования при диверсификации его форм и методов, КМСБО вместе с органами, устанавливающими национальные стандарты, начинает принципиально новый проект по разработке согласованного глобального стандарта по финансовым инструментам. В этом контексте целесообразно привести следующие высказывания: Дж. Вулфенсона, Президента Всемирного банка: "В едином экономическом пространстве нет смысла говорить на разных диалектах. Нам необходима глобальная язык для осуществления предпринимательской деятельности"; Отчета-исследование по паевым ценным бумагам, подготовленного "Morgan Stanley": "Инвесторы и компании всего мира с нетерпением ожидают появления единого глобального стандарта по финансовой отчетности ".
Несмотря на то, что стандарты учета инвестиционных сделок на сегодня можно считать в целом международно унифицированными, системы бухгалтерского учета инвестирования сохраняют национальную специфику, что особенно касается стран с переходными экономиками. Это обусловлено не только имеющимися различиями политико-экономического среды хозяйственной деятельности, традициями бухгалтерского учета (децентрализованные и централизованные модели), но и тем, что инвестиционная деятельность проходит в условиях неопределенности. Инвестиционные операции занимают длительный период времени и, как правило, выходят за пределы годового финансового отчета. На отчетную дату существуют незаконченные инвестиционные операции, результат которых не определено, что требует оценки будущих событий с распределением расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами. В условиях переходных экономик неопределенность результативности инвестиционных операций усиливается инфляционными и другими факторами.
Важно отметить, что наличие существенных особенностей внедрения МСФО в странах СНГ сейчас понимают не только их специалисты, но и эксперты профильных международных организаций. Так, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при участии МФБ и КМСБО в декабре 1998 г. прошли консультации по созданию Координационного совета по бухгалтерской учета стран СНГ. Основными ее задачами и функциями предлагаются следующие:
а) координация методологической работы уполномоченных органов стран Содружества в сфере бухгалтерского учета и аудита;
б) проведение работ по совершенствованию бухгалтерского учета, разработка единых минимальных требований к организации и ведения бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) разработка единых требований к уровню профессиональной квалификации представителей бухгалтерской профессии, единых подходов принятия каждой страной-участницей Кодекса этики профессионального бухгалтера и аудитора;
г) участие в разработке проектов межгосударственных актов в области бухгалтерского учета и аудита;
д) разработка и принятие в установленном порядке унифицированных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и аудиту стран Содружества;
е) участие в формировании единого информационного пространства в сфере бухгалтерского учета и аудита на территории стран Содружества;
ж) осуществлять взаимодействие с международными организациями.
Координационный Совет должен состоять из полномочных представителей стран СНГ. Полномочия участников должны подтверждаться соответствующими органами стран Содружества, которые проводят в них регулирования бухгалтерского учета (или соответствующими органами исполнительной власти).
Рыночная трансформация экономики Украины требует существенных изменений в системе бухгалтерского учета с учетом международных принципов и стандартов. На решение этой задачи направлен Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 г. № 996-XIV, новый План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 г. № 291, а также целый ряд разработанных и утвержденных Положений (стандартов) бухгалтерского учета (П (с) БУ), которые адекватны соответствующим МСБО.
В частности, Министерством финансов Украины приказом № 91 от 26 апреля 2000 г. было утверждено П (С) БУ № 12 "Финансовые инвестиции", которое определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инвестициях и ее раскрытия в финансовой звитности.
6.1.
Литература
под ред. с англ. под ред.
ТЕМА 6. УЧЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ 6.2. Особенности учета в совместных предприятиях