ВЫВОДЫ

В современной экономике масштабная диверсифицированная международная инвестиционная деятельность формирует устойчивые долгосрочные предпосылки и факторы высокоинтегрированных эффективного развития. На уровне национальных экономик международные инвестиционные процессы проявляются, с одной стороны, как экспорт капитала в различных видах и формах (зарубежное инвестирование), а с другой - как его импорт (иностранное инвестирование). Зависимости от степени зрелости национальной экономики, уровня ее интегрированности в мировое хозяйство формируется микромотивация и макрополитики по зарубежных и иностранных инвестиций.
Функцию аккумулирования и эффективного перераспределения инвестиционных ресурсов выполняет международный инвестиционный рынок, структура которого находится в постоянном развитии. Ключевым, наиболее масштабным и динамичным его сегментом является международный фондовый рынок. С одной стороны он интегрирует позитив экономической глобализации, а с другой - становится ареной беспрецедентных финансовых потрясений. Поэтому в современных условиях возрастает роль регулирования международной инвестиционной деятельности на национальном, меж-и наднациональном уровнях. Особого внимания требует регулятивная инфраструктура фондового ринку.
Интеграция национальных рынков обусловливает необходимость стандартизации подходов к инвестиционному анализу на основ международной унификации инвестиционных моделей. Методы и инструментарий моделирования служат за базу современного аппарата анализа инвестиционных процессов. Деятельность инвесторов тесно связана с факторами макро-и микроэкономического впливу.
На макроуровне инвестиционная поведение хозяйственных субъектов во многом зависима от циклов деловой активности, которые в мировой теории и практике являются важными объектами исследования и моделирования. Основными базовыми апробированными моделями этого класса являются циклы Китчина, Кордратьева, джугара, Фриша, Хикса, Слутського, равновесная модель Лукаса, модель реального цикла Лонга.
Принятие инвестиционных решений на микроуровне имеет развитое теоретическое основание в виде моделей двух категорий: так называемые классические модели (оценки периода окупаемости, современной стоимости потока платежей, внутреннего коэффициента доходности) и модели инвестиционной деятельности в условиях неопределенности (оптимального портфеля инвестиций Марковица, САРМ и их модификации ). Наиболее интегративной и практически значимой моделью оценки международных инвестиционных проектов является модель скорректированной современной вартости.
Принятию международных инвестиционных решений должен предшествовать синтез макро-и микромодель. Из-за их адаптировано к реальным условиям использования возможной становится разработка эффективных инвестиционных стратегий. Одновременно развитие конъюнктуры современного международного инвестиционного рынка, его глобализация требуют быстрого реагирования теоретических исследований на качественно новые явления и процессы, прежде всего, о динамических изменений рынков розвиваються.
Украина постепенно включается в международную инвестиционную деятельность. Несмотря на относительно незначительные масштабы иностранной и особенно зарубежной инвестиционной деятельности, она использует все доступные каналы международного инвестиционного взаимодействия. Принципиально важное значение приобретают вопросы не только увеличение объемов международного инвестирования, но и более сложные проблемы оптимизации его структуры и повышения результативности.
Украина крайне неудовлетворительно использует потенциал прямых иностранных инвестиций - самых и наиболее надежных в условиях растущей международной финансовой нестабильности.
Прямые инвестиции в экономику Украины сдерживаются законодательной и экономической нестабильностью, несовершенными методами приватизации привлекательных объектов с привлечением иностранного капитала, бюрократией и коррумпированностью в этой сфере. Для портфельных инвестиций несовершенной является регулятивная инфраструктура национального фондового рынка. Серьезные проблемы есть и во взаимоотношениях Украины с международными финансовыми организациями.
Очевидна непрозрачность каналов иностранного инвестирования. Мы практически не знаем с кем из малых и средних зарубежных инвесторов нам следует иметь дело, а с кем - лучше не иметь. Относительно крупных иностранных инвесторов, то даже в тех немногих случаях, когда на рынок Украины приходят транснациональные корпорации, мы можем только догадываться о их реальной стратегии.
При наличии (до последнего времени) многочисленных государственных и негосударственных институтов у нас почти полностью отсутствует мониторинг реальной эффективности иностранных инвестиций - и прямых, и особенно портфельных.
Принципиально важным для перспектив развития нашей экономики является проблема новых внешних заимствований в целом: с одной стороны они необходимы во все возрастающих объемах, а с другой - Украина на сегодня практически потеряла доступ к международному капиталу, какой бы она могла привлечь на выгодных условиях и использовать на свой розсуд.
В контексте приоритетного решения стратегических макро-и микроэкономических проблем международного инвестирования целесообразно формировать государственную инвестиционную политику Украины для обеспечения условий экономического зростання.
Отметим, что в условиях экономического кризиса иностранный капитал может на время стать практически единственным фактором стабилизации и последующего оживления экономики без разрушительных социально-политическим последствиям. В долгосрочной перспективе важное значение имеет формирование среды, благоприятной как для внутренних, так и для иностранных инвесторив.
Относительно объемов и структуры иностранного инвестирования важны не только количественные предложения (незначительные инвестиции вряд ли способны нарушить безопасны для национального развития критерии иностранного влияния или инвестиционный макробаланс в целом), но прежде всего, качественные. Именно на качестве иностранных инвестиций (то есть их ориентации в приоритетные с точки зрения и эффективности проекта), а также на качестве и конкурентоспособности товаров, произведенных благодаря реализации этих проектов, следует акцентировать особое внимание. Иначе Украина будет и впредь выпускать нерентабельные товары (например, металлургической и химической промышленности), которые идут на малоприбыльные рынки (например, России) преимущественно через бартерные схемы. Это делает невозможным капиталовложения, достаточные для обновления производств и выхода на более прибыльные зарубежные ринки.
Дальнейшая эффективная интеграция национальной экономики в мирохозяйственные структуры должна обеспечиваться активной зарубежной инвестиционной деятельностью украинских предприятий, возможно при условии их транснационализации.
В условиях интеграции Украины в современных мирохозяйственных систему важно, чтобы методология учета и анализа инвестиционной деятельности основана на общепринятых в международной теории и практике принципах и стандартах (МСФО). Разрабатываемые в Украину НСБУ в целом соответствуют подходам к учету инвестиций, что заложено в системе МСФО, хотя налицо и определенная национальная специфика.
На сегодня НСБУ удовлетворяют потребности пользователей относительно учета инвестиционных операций. В перспективе важно учитывать: во-первых, необходимости разработки и внедрения НСБУ по учету инвестиций украинских субъектов хозяйствования в дочерние и ассоциированные компании в процессе расширения масштабов активной транснационализации украинской экономики, во-вторых, тендеции, которые формируются непосредственно в сфере международной стандартизации и унификации систем учета и анализа в процессе общей интернационализации хозяйственной життя.
Специфика учета совместных предприятий с иностранными инвестициями проявляется в процессе: формирования и внесения изменений в их уставные фонды; расчета и отражения финансовых результатов деятельности и использовании прибыли, составление и предоставление финансовой отчетности. Существенные проблемы возникают, прежде всего, в случае использования акционерной формы создания новых СП или при выкупе акций действующих предприятий иностранными инвесторами. Как показывает практика, в условиях несовершенного законодательства возможными становятся различные методы "размывания капитала" при увеличении уставного фонда АО (путем дополнительной эмиссии и т.п.). В результате предприятие может получить (потерять) статус "предприятия с иностранными инвестициями", а иностранный инвестор приобрести (избавиться) прав контроля.
6.2. Особенности учета в совместных предприятиях