8.2. антимонопольное законодательство и возможности интеграционной деятельности

Одним из основных требований рыночной экономики является развитие конкуренции субъектов предпринимательской деятельности, устранение барьеров на пути выхода их на рынок товаров и услуг. Этому не способствует существующий в Украине высокий уровень монополизации рынка, ограничивает пространство для конкуренции. По данным Антимонопольного комитета Украины, 536 промышленных предприятий занимают монопольное положение на 700 рынках (по методике Антимонопольного комитета, доля их на соответствующих общегосударственных рынках превышает 35 процентов). В частности, наиболее монополизированными являются рынки машиностроения (98%), химической и нефтехимической промышленности (68%), металлургии (45%).
Кроме того, существует большое количество региональных монополистов, среди которых производители хлеба, молочных и мясных продуктов. Это приводит к объединению производителей-монополистов против других субъектов хозяйственной деятельности и потребителей, давления органов власти и управления. Сосредоточивая в своих руках важные экономические рычаги, они пытаются получить максимально возможные прибыли, работая исключительно в свою пользу, навязывая своим партнерам невыгодные умови.
Злоупотребление монопольным положением на рынке и другие нарушения антимонопольного законодательства являются наиболее частыми в практике регулирования предпринимательской дияльности.
Одним из важных организационных средств реализации антимонопольной политики государства является контроль за поглощением, слиянием, присоединения, ликвидацией и разобщением интеграционных образований. Это необходимо в целях охраны и поощрения конкуренции, недопущения дальнейшей монополизации рынка, защиты интересов потребителей, противодействия злоупотреблений субъектами монопольного положения, направленных против других участников рыночных отношений и споживачив.
Для определения поглощения, слияния, присоединения в законодательстве Украины, как и многих других стран, используется обобщающий термин «экономическая концентрация». Она охватывает все способы установки одним субъектом предпринимательской деятельности контроля над всей или частью хозяйственной деятельности другого субъекта пидприемництва.
Антимонопольный комитет контролирует деятельность предприятий в следующих основных направлениях: создание хозяйствующего субъекта несколькими учредителями, создание ассоциации, концернов, различных объединений предприятий; слияния хозяйственных субъектов; присоединения одного хозяйствующего субъекта к другому; прямое или опосредствованное приобретение юридическим или физическим лицом долей (акций, паев) целостных имущественных комплексов хозяйствующего субъекта, ликвидация хозяйствующего субъекта, если при этом сокращается количество конкурентов на рынке и происходит увеличение уровня монополизации других субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на такую широкую гамму направлений контроля, законодательство не нацелено на вмешательство антимонопольных органов в предпринимательскую деятельность, а направлено на контроль за крупнейшими хозяйственными объектами, которые могут создать угрозу развития конкуренции благодаря тесным связям между ними или внутри их, ведут или могут привести к злоупотреблениям монопольным положением. Для характеристики этого существуют нормативные критерии, которые отличаются по двум признакам:
уровень монополизации рынка;
размер сравнительного показника.
При расчете сравнительных показателей каждого участника концентрации суммируются соответствующие показатели участника концентрации или группы лиц, которые полностью или частично контролируют хозяйственную деятельность участника концентрации, а также тех лиц, чью хозяйственную деятельность полностью или частично контролирует участник концентрации.
В каждом случае создания, реорганизации (слияния, присоединения) хозяйственных субъектов структура рынка меняется, поэтому при определенных условиях это может привести к его монополизации. Следовательно, необходимо учитывать эффект и возможные последствия для конкуренции, учитывая как положительные, так и отрицательные последствия этого явища.
Концентрация материальных, финансовых и человеческих ресурсов может способствовать более эффективному их использованию, уменьшению затрат на производство продукции. В то же время экономическая концентрация может повредить развитию конкуренции и как следствие потребителям, создавая основу для повышения цен, ограничения выбора, снижения качества товаров. В этом случае все преимущества концентрации получает только производитель (поставщик) товара, а потребитель проигрывает или, в крайнем случае, не виграшу.
В современных условиях формирования рынка капитала с целью предотвращения роста монополизации рынков товаров и услуг и содействия развитию конкуренции прежде всего необходима соответствующая нормативная база.
За последние годы было принято определенное количество нормативных актов, нацеленных на запрет монополизации. Начиная с 1992 года приняты Законы Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и «Об Антимонопольном комитете Украины», антимонопольные нормы, включенные в другие законы, а также целый ряд подзаконных актов (постановления Кабинета Министров Украины и Указы Президента Украины ) составляют антимонопольное законодательство Украины. Несмотря на значительное количество использованных актов антимонопольного законодательства и ускорения создания в последние годы правовой базы реализации антимонопольной политики государства, они не являются совершенными. Это можно объяснить недостаточным опытом и нехваткой времени для существующей четкости ее разработки. Как показывает опыт других государств, этот процесс требует определенного времени. Так, например, в США первые законопроекты о конкуренции было принято в середине XIX века, но процесс формирования законодательства не завершен до сих пор. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства в Украини.
Современная государственная система антимонопольного регулирования направлена на предотвращение нарушений в таких направлениях:
злоупотребление монопольным положением на рынке;
неправомерные соглашения между предпринимателями
дискриминация предпринимателей органами власти и управлиння.
Каждый из перечисленных направлений включает определенное количество разновидностей. Так, к первому направлению злоупотребление монопольным положением на рынке можно отнести:
навязывания условий договора, которые ставят контрагентов в неравные или дополнительные условия, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
ограничение или прекращение производства, исключения из обращения товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта с целью создания и поддержания дефицита;
установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;
установление монопольно высоких или низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.
Эта группа правонарушений охватывает определенные виды действий, которые основываются на использовании субъектами предпринимательской деятельности доминирующего положения и рынка и поражают интересы других участников рыночных отношений. Эти нарушения в деятельности отечественных предприятий достаточно распространены. Например, концерн «Укргаз», занимая монопольное положение на рынке услуг по эксплуатации бытовых газовых сетей, издал распоряжение, согласно которому газовые сети должны вводиться в эксплуатацию при условии их оборудования газовыми счетчиками только семи указанных концерном фирм, в то время когда была реальная возможность их закупки у большего числа фирм. Кроме того, концерн «Укргаз» пытался регулировать рынок по территориальному принципу, предусмотрев закрепление каждого типа газовых счетчиков по конкретным областям и производственными объединениями газового хозяйства. Это закрепление не давало потребителям возможности выбора счетчиков, предложенных другими товаропроизводителями на лучших умовах.
Киевское НПО "Электронмаш" установило монопольные цены на рынке электронных контрольно-кассовых апаратив.
Имел место другой случай. Бершадский электротехнический завод занимал монопольное положение на рынке температурных реле нетипичного типа. Цена за изделие завод значительно завышал. Факторы, которые приводили к ее росту, были связаны с необоснованным завышением потерь на статье «материальные затраты» и нарушением методики расчета прибыли. Антимонопольным комитетом было принято решение о снижении монопольно высокой цены до экономически обоснованного уровня, в результате чего цена была снижена более чем на 40%, что обеспечило значительную экономию для потребителей и позволило предусмотреть необходимую продукцию.
Другой вид нарушения антимонопольного законодательства включает коллективные действия, связанные с монополистическими соглашениями. В соответствии с существующим законодательством неправомерными считаются действия предпринимательских структур в таких направлениях:
установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, наценок;
распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или кругу потребителей или другим признакам;
^ Устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей и других пидприемцив.
В зарубежном законодательстве и судебной практике подобные соглашения квалифицируются как монополистическая и незаконная змова.
Отсутствие развитой конкурентной среды на большинстве рынков способствует заключению между предпринимателями соглашений, которые дискриминируют потребителей и номинальных конкурентов. Наиболее типичными для Украины неправомерные соглашения, направленные на другие предприятия, а также установление монопольных цен (тарифов).
Например, по иску ассоциации «Укрвнештранс» была рассмотрена правомерность совместной деятельности Одесского морского торгового порта и AT «Мортекс-Сервис». Согласно составленной между ними соглашению, «Мортекс-Сервис» имела исключительное право на выполнение транспортно-экспедиционных услуг, когда согласно действующему законодательству выбор экспедитора является исключительным правом грузоотправителя или грузополучателя, но никак не транспортной учреждения в данном случае. Такое соглашение должно целью устранения других предпринимателей и установление повышения монопольных тарифов на послуги.
При организации и функционировании интеграционных структур следует учесть и исключить случаи дискриминации предпринимателей органами власти и управления. К этому следует относить:
запрет создания новых предприятий и других организационных форм предпринимательской деятельности, также установление ограничения на отдельные виды деятельности, производство отдельных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
принуждение предпринимателей к вступлению в ассоциации, концерны, объединения, а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной доставки товаров определенной группе потребителей;
принятия решений по централизованного распределения товаров;
установление запретов на реализацию продукции в других регионах;
установления отдельным предприятиям налоговых и других льгот;
установление ограничений для отдельных групп пидприемцив.
Дискриминацией предпринимателей признается также заключение между органами власти и управления соглашений, создание структур государственного управления или наделение существующих министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления полномочиями для выполнения перечисленных дий.
Последнее время монопольные образования органов отраслевого управления злоупотребляют экономической властью с целью дискриминации предпринимательских структур, особенно негосударственного сектора. Для Украины это явление становится типичным, потому что монопольные образования, пытаясь укрепить свое положение, превращаются во вполне современные структуры. Так, в Донецкой области на базе областного объединения молочной промышленности было создано AT «Дон Молпром», в состав которого входили 18 молокозаводов, не имея права юридического лица. Аналогичная структура сложилась и в Луганской области. Это привело к тому, что эти объединения, представляя интересы молокоперерабатывающих предприятий области, по согласованию с областным управлением сельского хозяйства определили низкую закупочную цену молока. К сожалению, время от времени похожая ситуация возникает во многих областях Украины по закупке сельхозпродукции на переработку. Монопольные предприятия и объединения по переработке продукции сельского хозяйства влияют на органы местной власти и управления с целью снижения закупочных цен сельскохозяйственных пидприемств.
Важное значение для формирования интеграционных структур имеет учет требований ценовой политики государства. Она нашла отражение в Положении о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований (Постановление КБ Украины от 20.02.95 г. № 733).
Это Положение касается естественных монополий и хозяйствующих субъектов, входящих в перечень предприятий, занимающих монопольное положение на общегосударственном и региональных рынках, а также тех, кто нарушает требования антимонопольного законодательства Украины, устанавливая монопольные или дискриминационные цены. Следует подчеркнуть, что регулирование цен проводится по отношению к соответствующему субъекта предпринимательской деятельности, а не по отдельным видам товаров и послуг.
Согласно Положению регулирования цен на продукцию монопольных образований проводится установкой:
финансовых цен;
предельного уровня цен;
предельного уровня торговых надбавок и наценок;
предельного норматива рентабельности;
введение обязательного декларирования изменения цини.
Набор организационных способов установления цены достаточно широк. На практике чаще всего используют фиксированные цены, что менее всего стимулирует снижение затрат на производство товаров или услуг. По мнению многих экономистов, для рыночной экономики более целесообразным установление предельной цини.
В антимонопольном законодательстве устанавливают формы предупреждения, ответственности и компенсации на случай запрещенных дий.
Контроль за развитием конкуренции и ограничении монополистической деятельности участников рыночной экономики осуществляют специально созданные антимонопольные органы. Основными их функциями являются:
разработка мероприятий по развитию конкуренции, демонополизации производства и обращения, разукрупнения высокомонополизированных структур;
комплексный анализ рынков и конкуренции на них;
экспертиза нормативных актов, касающихся функционирования рынка;
подготовка предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодавства.
Антимонопольные органы рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства, дают обязательные к исполнению розпорядження.
Функции и обязанности антимонопольных органов, создаваемых при местных органах власти, определяются с учетом специфики местного господарства.
При антимонопольных органах могут быть созданы специальные советы по вопросам монополизма и конкуренции. их деятельность имеет характер консультационных и порадницьких услуг. В состав их входят ученые, специалисты, представители экономических ведомств и общественных организаций. Основной задачей этих советов является оценка степени монополизации в народном хозяйстве, подготовка предложений относительно направления демонополизации и развитию конкуренции, совершенствования правового регулирования, ограничивает монополистическую дияльнисть.
Однако, одними законодательными запретами нельзя достичь полной противодействия нарушениям монопольного законодательства. Для этого необходимо нормативное закрепление действенной системы средств защиты от подобных правонарушений. С этой целью предусмотрена система штрафов:
за злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерные соглашения, дискриминацию представителей органов власти и управления;
за невыполнение или несвоевременное выполнение решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных органов - в размере до 5% выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год, предшествующий тому, в котором предоставляется штраф;
за непредставление или представление заведомо недобросовестной информации - в результате до 0,5% выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год;
предусмотрено также и административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
наряду с этим могут применяться санкции в виде мер защиты: определение недействительными учредительных документов хозяйственного субъекта, созданного с нарушением антимонопольного законодавства.
По сути устанавливается обязательность субъектов хозяйственной деятельности на получение разрешения антимонопольных органов на создание хозяйственных объединений. Это является основным организационным средством антимонопольной политики государства. Получение разрешения антимонопольных органов для участников экономической концентрации является необходимым условием их регистрации.
8.1. правовые основы создания интеграционных структур 8.3. экономические преимущества и издержки объединения предприятий