7.1. Государственное регулирование заработной платы

В условиях рыночной экономики развитие заработной платы заключается в дальнейшей ее дифференциации и индивидуализации на основе полного учета как индивидуальных результатов труда, так и личных деловых качеств, включая квалификацию, ответственность, творческую инициативу, качество работы, совершенство решений. Рыночное регулирование заработной платы, особенно для лиц, спрос на труд которых уменьшается, а также для работников с низкой результативностью деятельности должен выравниваться государственным вмешательством в социальные процессы. Однако, как показывает опыт зарубежных государств, это вмешательство должно иметь косвенный, социально-ориентированный характер.
Согласно Закону Украины «Об оплате труда» государство осуществляет регулирование зарплаты работников предприятий всех форм собственности и хозяйствования путем установления размера минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий, условий и размеров оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, руководителей государственных предприятий, а также через налогообложение доходов працивникив.
"Государство также должно обеспечивать научно-методическое обоснование заработной платы, тарифных условий, разработки нормативов трудовых затрат на массовые технологические процессы, исследования и изучения зарубежного и отечественного опыта по проблеме организации заработной платы тощо.
Государственное регулирование оплаты труда заключается прежде всего в определении и пересмотре размера минимальной заработной платы и условий, влияющих на ее величину.
Размер минимальной заработной платы определяется с учетом:
стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;
общего уровня средней заработной платы
производительности труда, уровня занятости и других экономических умов.
Минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное особу.
Устанавливая минимальную заработную плату, страны с развитой рыночной экономикой ориентируются на соответствующие конвенции Международной организации труда. Как показывает практика этих стран, определение минимума заработной платы на общенациональном уровне является хотя и важным, но дополнительным, а не основным инструментом регулирования оплаты, поскольку приоритет сохраняется за коллективными переговорами. Государственное регулирование оплаты труда имеет целью определить минимальный уровень заработной платы, «стартовые» позиции участников коллективных переговоров, ниже уровня которых соглашения неможливи.
В современных условиях в Украине целью установления минимальной заработной платы является фиксирование нижнего предела размеров оплаты труда. Итак, минимум заработной платы рассматривается как инструмент в борьбе с бедностью через предоставление всем работникам на условиях найма на предприятиях всех форм хозяйствования гарантированной защиты от неоправданно низких ставок заработной плати.
Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения. Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индексов цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговорив.
Установлена на уровне государства минимальная заработная плата представляет собой ее государственную гарантию для всех категорий наемных работников и не подлежит снижению на уровне отрасли и предприятия. Устанавливаются государственные нормы и гарантии в оплате труда за работу в сверх-нормированное время; в нерабочие и выходные дни, за время простоя при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине працивника.
Государство определяет нормы и гарантии в оплате труда работников моложе восемнадцати лет, за сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т.п.; гарантии для работников по оплате ежегодных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей, для тех, кто направляется для повышения квалификации, на обследование в медицинское учреждение; переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью, для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу, при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям, для доноров и т.п.. Гарантии и компенсации працивникам
в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т.п.. Эти нормы и гарантии в оплате труда являются минимальными государственными гарантиями.
Глава 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 7.2. Договорное регулирование заработной платы