Послесловие

Статистика труда в Украине находится в стадии реформирования. Скорость ее реформирования во многом зависит от изменения экономики в целом, от экономических возможностей и согласованности действий ряда министерств, ведомств и организаций, работа которых связана со сферой труда и имеющие определенную информацию о неи.
В наше время большое внимание должно уделяться проблемам формирования системы показателей труда и занятости согласно международным нормам и стандартам. Это один из наименее развитых разделов отечественной статистики с точки зрения совместимости с аналитическими показателями, которые приняты в других странах, поскольку большинство показателей, рекомендованных Международной организацией труда в Конвенции о статистике труда № 160 от 1985 г. нашей статистике не рассчитываются в полном объеме.
Формируя систему агрегированных показателей статистики труда и занятости в Украине, по индикативной базу желательно принять показатели и нормативы, приведенные в вышеупомянутой Конвенции и рекомендациях по статистике труда № 170 от 1985 г., ведь государства, которые предоставляют информацию в ежегодные статистические бюллетени Международной организации труда и ООН, в основном придерживаются этой квалификации.
Существенным шагом вперед на пути построения информационной базы статистики труда является создание информационного мониторинга процессов рынка труда Украини.
Интерес к вопросам статистики труда как со стороны государства, так и со стороны предприятий обуславливает ее быстрое реформирование и развитие. И в этом могут помочь методологические основы статистики труда.
Рассмотрены разделы учебного пособия «Статистика труда» не является окончательно завершенными. Для дальнейшего углубленного овладения материалом нужна упорная работа по изучению проблем социальной защиты населения, его прожиточного уровня. Анализ состояния социальной защиты населения относится к первоочередным задачам статистики труда и будет всесторонне рассмотрен во втором издании учебного пособия «Статистика труда».



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНИВ



Трудовые ресурсы - часть населения, которая способна работать. В состав трудовых ресурсов входят: лица трудоспособного возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих граждан, получающих пенсию на льготных условиях; работающие подростки и лица пенсионного вику.
К населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 роки.
К населению, занятого во всех сферах экономической деятельности, отнесены лица трудоспособного и старшего возраста и подростки, которые были заняты экономической деятельностью: работали по найму на условиях полного (неполного) рабочего дня (недели), работодатели, самостоятельно обеспечивали себя работой, включая предпринимателей, бесплатно работающих членов семей, служители религиозных культов, военные кадровой службы, спецконтингент и ин.
Показатель занятости населения во всех сферах экономической деятельности является интегральным. Методика его расчета базируется на системе показателей, сформированных из различных источников и увязанных по методологии, сферами охвата и периодичности. Имеющаяся информационная база позволяет осуществлять такие расчеты с вероятностным точностью по Украине в целом и областей зокрема.
Данные о численности населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, рассчитываются в среднем за год на основании данных предприятий и организаций (о количестве работающих по найму и т.д.), материалов выборочного обследования населения по вопросам экономической активности (о численности занятых самостоятельной деятельностью и в личном подсобном сельском хозяйстве), выборочного обследования крестьянских (фермерских) хозяйств и к счету на количество, проявленное во время выборочного обследования по вопросам неформальной зайнятости.
В количестве занятого населения не учитываются: ученики трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства (дневная форма обучения); военные срочной службы и женщины, находящиеся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком до достижения им возраста согласно с действующим законодательством, а также иностранные громадяни.
К населения, занятого в отраслях экономики, отнесены работники государственных, коллективных, общественных, совместных, частных предприятий, учреждений и организаций; коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также занятые в личном подсобном сельском хозяйстве; международных организациях фермерских господарствах.
К населения, занятого в других сферах экономической деятельности, принадлежат занятые на частных, индивидуальных или семейных предприятиях; предприниматели, занятые индивидуальной (самостоятельной) трудовой деятельностью; служители религиозных культов и ин.
Безработными согласно Закону Украины «О занятости населения» определяются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка или других предусмотренных действующим законодательством доходов, из-за отсутствия подходящей работы, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к праци.
Уровень зарегистрированной безработицы рассчитывается как отношение количества официально зарегистрированных безработных к трудоспособному населению трудоспособного вику.
Нагрузка на одно рабочее место (вакансию) рассчитан как отношение количества зарегистрированных граждан, не занятых трудовой деятельностью, к потребности предприятий в работниках на замещение свободных мисць.
Списочная численность работников на дату - это показатель численности штатных работников учетного состава на определенную дату отчетного периода, например, на первое или последнее число мисяця.
В списочный состав работников предприятия должны засчитываться все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также на временную работу сроком один день и более, со дня зачисления их на роботу.
В отчетности по труду численность работников списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за отчетный период (за месяц, квартал, год).
Среднесписочная численность штатных работников учетного состава за отчетный месяц исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 (для февраля - 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. Занятый работник учитывается только один раз (по месту основной работы) независимо от срока трудового договора и продолжительности рабочего часу.
Среднесписочная численность работников за период с начала года, или за квартал, полугодие, девять месяцев, год исчисляется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы, прошедшие за период с начала года по отчетный месяц включительно и деления полученной суммы на количество месяцев за период с начала года, т.е. соответственно 2, 3, 4 ... 12.
Среднесписочная численность всего персонала в эквиваленте полной занятости. Методика расчета этого показателя базируется на пересчете количества всего персонала, который привлекался к работе в отчетном периоде и получал соответствующую заработную плату (как за отработанное рабочее время, так и не отработан, но оплаченное) в условное количество работников, занятых выполнением работы полный рабочий день, исходя из установленной его тривалости.
Это означает, что работники, фактически отработавшие меньше установленной нормы рабочего времени (через отпуска по инициативе администрации, временной нетрудоспособности и т.д.), пересчитываются в эквивалент полной занятости (полного рабочего дня).
Примечание. Работники, находившиеся в оплачиваемых ежегодных или дополнительных отпусках и которым с иным причинам сохранена полностью заработная плата, включаются как, полностью отработали рабочее время, т.е. как целые физические одиници.
К среднесписочной численности работников в эквиваленте полной занятости засчитывается также условное количество отдельных категорий работников, в тех случаях, когда нет возможности рассчитать ее по дням явок на работу, в частности:
количество надомников, работников, выполнявших работу по договорам подряда, и других категорий работников, в отношении которых вести ежедневный учет затрат рабочего времени невозможно, рассчитывается путем деления фактически начисленных им за отчетный месяц средств на оплату труда на среднемесячную заработную плату одного работника учетного состава, занятого в основной деятельности (за этот же месяц), перечисленную в эквивалент полной занятости;
количество работников, не состоящих в списочном составе (штате) предприятия и привлеченные к работе на предприятии: согласно специальным договорам с организациями (на предоставление рабочей силы, выполнение общественных работ в период вынужденной безработицы, на период привлечения к труду больных наркологических отделений психиатрических ( психоневрологических учреждений), работников ИТУ и в других случаях осуществления частичной оплаты труда и т.д. - определяется путем деления фактически начисленных за отчетный месяц этим работникам средств на оплату труда, на среднемесячную заработную плату одного штатного работника списочного состава (за этот же месяц), перечисленную в эквивалент полной зайнятости.
Максимально возможный фонд рабочего времени отличается от календарного фонда времени на общую сумму неявок в праздничные и выходные дни.
Неявки по уважительным причинам - это неявки работников в связи с очередным отпуском, учебным отпуском, разрешенные законом, с причин временной непрацездатности.
Потери рабочего времени - это время предназначен для работы, но не отработан через неявки с разрешения администрации, прогулы и страйки.
Неявки по инициативе администрации - отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, дни сокращенной недели за решением администрации, а также человеко-часы сокращенного рабочего дня по решению администрации в связи с отсутствием сырья, материалов, объема работ и т.д., перечисленные в человеко-дни.
В число отработанных человеко-дней относят: человеко-дни работников , которые фактически работали на предприятии, включая, работавших неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, человеко-дни, отработанные в порядке сверхурочной работы в выходные и праздничные (нерабочие) дни сверх месячной нормы (вне графика), человеко-дни работников, работающих надомниками.
Коэффициент использования рабочего времени исчисляется как отношение количества отработанных человеко-дней к человеко-дней максимально возможного фонда рабочего часу.
Коэффициент оборота рабочей силы рассчитывается как отношение количества принятых (уволенных) к среднесписочной численности штатных работников, равной одиници.
Номинальная заработная плата - это начисления работникам в денежной и натуральной форме (независимо от источников финансирования, кроме средств фонда социального страхования): за отработанное время или выполненную работу, премии, доплаты, надбавки, а также другие виды оплаты за неотработанное время . Номинальная заработная плата содержит обязательные отчисления: подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд (1%), и сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы (0,5%).
Среднемесячная (за год) заработная плата рабочих и служащих в отраслях экономики определяется путем деления суммы начисленного фонда оплаты труда за год на среднегодовую численность рабочих и служащих и на 12 месяцев. Фонд оплаты труда состоит из:
фонда основной заработной платы
фонд дополнительной заработной платы
других поощрительных и компенсационных виплат.
Основная заработная плата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для службовцив.
Дополнительная заработная плата - вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она содержит доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.
Другие поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норми.
Не включаются в фонд оплаты труда доходы (дивиденды, проценты) от акций и вкладов в имущество предприятия, учреждения, организации, работников, являющихся членами акционерного общества и находятся в их списочном склади.
Индекс номинальной заработной платы характеризует изменение номинальной заработной платы работников в отчетном периоде относительно ее размера в периоде, с которым осуществляется сравнение. Для обеспечения международных сопоставлений, а также в условиях распространения вынужденной неполной занятости в национальной статистической практике номинальная заработная плата рассчитывается:
на одного штатного (занятого) работника;
на один отработанное время;
на одного работника в эквиваленте полной зайнятости.



Разъяснение по составлению статистической отчетности по форме № 1-ПВ (срочная-месячная), № 1-ПВ (срочная-квартальная) «Отчет по труду»



Приказом Госкомстата Украины от 28 сентября 2001 г. за № 398 с 2002 г. вводятся в действие формы государственной статистической отчетности:
№ 1 - ПВ (срочная-месячная) - начиная с отчета за январь 2002 p. (далее № 1-ПВ (мес.)
№ 1-ПВ (срочная-квартальная) - начиная с отчета за I квартал 2002 p. (далее № 1-ПВ (кв.).
С введением в действие новых форм отменяются утвержденные ранее формы государственной статистической отчетности № 1-ПВ (срочная-месячная) «Отчет по труду», утвержденная приказом Госкомстата Украины от 22 ноября 2000 г. № 374, и № 1-ПВ (задолженность) "Отчет о состоянии задолженности по выплате заработной платы», утвержденная приказом Госкомстата Украины от 2 декабря 1998 г. № 407.
Учитывая, что программа наблюдения по статистике труда претерпела существенные изменения , составители отчета необходимо тщательно ознакомиться с системой показателей, наполняют формы № 1-ПВ (мес.), 1-ПВ (кв.), а также с рекомендованными разъяснениями.
Общие положення
Закон Украины «О государственной статистике Украина »(далее Закон), который вступил в силу с 1 января 2001 г., регулирующей права и обязанности органов государственной статистики и респондентив.
Согласно статье 18 Закона респонденты« ... имеют право знать, какие первичные данные о них собираются в процессе статистических наблюдений, как, кем и с какой целью будут використовуватися.
Респонденты обязаны бесплатно, в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную статистическую информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета ».
В статье 21 Закона определено, что« первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения статистических наблюдений, ... является конфиденциальной информацией, которая охраняется Законом и используется исключительно для статистических целей в сводном обезличенном вигляди.
Распространение статистической информации, на основании которой можно определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента, запрещается ».
При заполнении статистической отчетности по формам № 1-ПВ (мес.) и № 1-ПВ (кв .) следует руководствоваться:
Инструкцией по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата Украины от 7 июля 1995 г. № 171, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 7 августа 1995 г. № 287/823, с изменениями, утвержденными приказом Госкомстата Украины от 18 февраля 1999 г. № 67, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 9 марта 1999 г. № 145/3438 (далее Инструкция по статистике численности работников);
Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11 декабря 1995 p. № 323, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1995 г. № 465/1001 (далее Инструкция по статистике заработной платы)
Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности об использовании рабочего времени , утвержденной приказом Госкомстата Украины от 4 января 2000 г. № 1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 8 февраля 2000 г. № 74/4295 (для расчета количества отработанного времени)
Приказами Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичного учета
9.2. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ТРУДА И ИХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ