5. Социальная природа государственной службы

Государственная служба в Украине признается одним из важнейших институтов в деле формирования и развития государственности, от которого зависят функционирование всей общественно-политической системы, решения разнообразных задач и осуществления функций современного государства.
Государственная служба представляет собой сложное социальное явление. Она вбирает в себя ряд аспектов, включая экономический, политический, правовой, социальный, организационный, кадровый. Все они отражают многогранность государственной службы как сферы профессиональной деятельности государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органив.
За эволюции человечества служба как взаимосвязанный с ним институт отражала все качественные изменения организации человеческой жизнедеятельности, развиваясь в рамках общества и ради суспильства.
На раннем этапе развития цивилизации вследствие развития производительных сил произошло разделение труда, что дало толчок к возникновению определенных социальных групп, каждая из которых нашла определенную нишу. В результате этой социальной стратификации выделились люди, занимавшиеся непосредственно определенной службой еще задолго до появления государства. Раньше трех крупных разделения труда произошло еще одно - разделение человеческой деятельности на умственную (в частности служба) и физическую (производство).
Служба, функционируя как неотъемлемая часть общественной жизни, существовала наряду с производством и обеспечивала его в интеллектуальном аспекте. Наряду с этим, служебная деятельность обеспечивала и другие формы социальной жизни общества: организации защиты государства, охрану безопасности и порядка, налаживание внешних отношений тощо.
Государственная служба как специализированная сфера деятельности государственных служащих возникает вместе с государством как присущая для нее составляющая. Как известно, государство появляется на такой стадии развития общества, когда возникает объективная необходимость политического регулирования общественной жизни. Причины, вызвавшие к жизни государство, лежат и в основе возникновения государственной служби.
Прежде государственная служба возникла вследствие объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции. Для этого предстояло из общей массы населения выделить специальную группу лиц, подготовить их к профессиональной деятельности, поставить в особо привилегированное положение и сделать надежным орудием осуществления государственной политики.
Следует также иметь в виду, что более-менее развитая государственная служба возникает на такой стадии развития государственности, когда происходит существенное разделение труда между властью и аппаратом управления, между лицами, занимающими политические должности, и теми, кто выполняет свои обязанности в системе государственной службы на профессиональной основе. Власть, представленная политической элитой, берет на себя функцию выработки внутренней и внешней политики, аппарат управления, чиновники - функцию реализации этой политики. Итак, государственная служба выступает как особый вид труда, являющиеся результатом ее подилу.
Вследствие этих обстоятельств и возникла государственная служба как специализированная сфера деятельности государственных служащих. С появлением государства сущность государственной службы стала сводиться к администрированию, т.е. государство осуществляло управленческую деятельность через органы государственной власти и государственных службовцив.
По мере исторического развития государственная служба усложняется, совершенствуется, превращаясь постепенно в цивилизованную профессиональную форму осуществления функций государства. Как показывает исторический опыт, создание профессиональной государственной службы составляет относительно длительный процесс.
История развития государственной службы свидетельствует о зависимости ее социальной природы от характера государства как политической надстройки над экономическим базисом суспильства.
Давно установлено, что государства бывают разного типа. По классовому природе они делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические; по форме правления - на монархические, республиканские, президентские, парламентские, за устройством политической организации - на унитарные, федеративные, конфедеративные, за характером политического режима - на демократические, авторитарные, тоталитарные , диктаторские, деспотические, либеральные тощо.
Государственная служба является копией, точным слепком существующих типов государств с присущими им различного рода свойствами. Зависимость государственной службы от природы государства, от свойственного ей политического режима показал в своих работах М. Вебер. Он выделил три типа легитимного господства: рациональный, патриархальный и харизматичный - каждый из которых является выражением специфики стран с различным общественно-политическим ладом.
Рациональный тип политического господства был присущ в его время наиболее развитым странам буржуазной демократии, таким как США, Англия, Франция. Управление государственными делами в этих странах осуществлялось профессионально подготовленным аппаратом чиновников. По патриархального типа политического господства, характерного преимущественно для феодальных стран, приоритетом является признание своеобразной «святости», неизменности «с древних времен существующих порядков». Служба управления при таком господстве имеет четкую иерархию по схеме: начальник, штаб управления, подчиненные-подданные. Аппарат управления формируется не по принципу деловой компетенции, а на основе личной преданности. Верность руководителю, господину является основой и для продвижения по служебной лестнице. По такого типа государства отсутствует по сути формальное право, оно подменяется произволом правителя. Чем больше страх испытывают слуги перед существующей системой наказания, тем более ревностно выполняют они свои обязанности. Господин имеет право их миловать и карати.
К третьему типу М. Вебер относил харизматическое господство. Оно присуще странам с авторитарным типом правления.
Социальная природа государственной службы определяется также социально-классовому составу государственных служащих. Любое государство стремится создать государственную службу как надежный инструмент осуществления своей политики. Надежность государственной службы в классовом обществе определяется социальным составом чиновников, их принадлежностью к правящего класса или тех социальных слоев общества, которые этот класс поддерживают, разделяют с ним ответственность за общее состояние дел. Обычно в этом случае используется сословный принцип комплектования аппарата управления, государственных структур.
Социальный характер института государственной службы официально признан путем закрепления основ организации и осуществления государственной службы в конституциях современных демократических государств. Этому способствовало то обстоятельство, что право на государственную службу было отнесено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. в естественных и неотъемлемых прав человека. Статья 21 Всеобщей декларации гласит: каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей краини.
Только на демократическом этапе развития общества государство обеспечивает общедоступность государственной службы. Сейчас принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 38 Конституции Украины, Законе Украины «О государственной службе». Государственная служба формируется в нашей стране, как и в других странах, за счет граждан общества независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор или по иной процедуре. Для того чтобы получить должность, гражданин должен быть не моложе 18 лет, владеть государственным языком и иметь соответствующие социально-этические и профессиональные качества. Это позволит ему успешно решать служебные задачи и выполнять обязанности, возлагаемые государственной посадою.
Таким образом, истоками государственной службы являются социальные условия ее формирования и развития. Ее социальная природа полностью определяется характером политического устройства общества, особенностями государства, составом государственных служащих как наиболее последовательных выразителей и проводников государственной воли.
Государственная служба является видом общественно-полезной деятельности. Социальный характер государственной службы правового, демократического государства определяется ее природой, целями, функциями и принципами организации. То есть государственная служба в современном узком смысле рассматривается не как служение государству, а как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения функций и полномочий государства.
4. Механизм государства , государственный аппарат и государственная служба в системе государственного управления 6. Значение и роль государственной службы в условиях государства Украина