29. Общие требования к государственным служащим

Статус государственного служащего - особый вид специально определенных и гарантированных государством норм, характеризующих место государственного служащего в обществе. Он состоит из правового и организационного аспектив.
Правовой аспект статуса государственного служащего обусловлен содержанием государственно-служебных правоотношений. Он определяется Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной службе», другими нормативно-правовыми актами и характеризуется совокупностью прав, обязанностей, полномочий и ограничений. При этом следует различать общие права, обязанности, полномочия и ограничения, установленные для всех государственных служащих, и должностные права, обязанности, полномочия и ограничения, определенные для конкретных посад.
Правовой аспект статуса государственного служащего проявляется как широта прав, круг ограничений и набор функциональных обязанностей, зависящих от должности, которую он обиймае.
Организационный аспект статуса государственного служащего определяется местом органа государственной власти в структуре государственного аппарата, должности, занимаемой в этом органе. Порядок замещения должности государственного служащего, является неотъемлемой составляющей этого аспекта статуса, зависит от категории должности. Организационный аспект непосредственно определяет значительное количество факторов правового аспекта статуса. Также он влияет на материальное обеспечение служащего, то есть на материальный аспект статусу.
В общественном признании статуса государственного служащего главное место занимает общественное мнение, неформально определяет отношение общества к государственным службовцив.
Исходя из этого, статус государственного служащего - это комплексный показатель положения государственного служащего в социальной системе, один из важнейших параметров его социального положения. Основными составляющими статуса государственного служащего является его позиция в структуре государственного аппарата и представление общества о месте, роли и значении данной позиции. Согласно этому статус в общественном мнении определяется такими категориями, как престиж, почет, уважение.
Таким образом, статус государственного служащего предусматривает:
непосредственное принадлежность по роду профессиональной деятельности к подготовке, принятии и / или внедрения решений в сфере государственного управления, причем эти действия, как правило, имеют экономические и социальные последствия для всего общества или его определенной части;
наличие у государственного служащего полномочий выступать от имени органа государственной власти (тем самым от имени государства), отстаивая государственный интерес;
законодательное и нормативно-правовое определение компетентности, полномочий, прав, обязанностей, ограничений и ответственности согласно своей должности,
принадлежность к особой профессионально-статусной группы, которая состоит из профессионально подготовленных к государственной службе представителей различных професий.
Государственные служащие, выполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности: ее социальную значимость, ее организованность, ее материально-техническую и информационную обеспеченность; определенную форму действий в аппарате; компетентность руководства государственной деятельностью. Совокупность этих представлений выступает как осознанная база социально необходимого способа дияльности.
Важной составляющей деятельности государственных управленцев является социальная ответственность.
Сердцевиной ее проблем являются личные ценности управленцев. Этическое поведение государственных служащих значительно влияет на доверие обычных людей к действиям правительства и к их социальной ответственности. Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно ощущать себя представителем власти, иметь свой имидж, который базируется на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления - все это составляет понятие имиджу.
Предметом и продуктом труда в управлении является информация. Для аналитической деятельности - это разноплановая информация о состоянии дел в определенной сфери.
Важным условием эффективной деятельности является умение квалифицированно собирать и обрабатывать информацию. Государственные служащие постоянно используют различные методы сбора информации. Главные среди них:
анализ статистики и изучения официальных документов, личные наблюдения;
социологические опросы;
социальные експерименти.
Применение рациональных методов статистической обработки информации, особенно с помощью современных компьютерных технологий, умение максимально их использовать для сбора, накопления, классификации и обработки информации - это элемент профессиональной компетентности современного государственного служащего. Существенным инструментальным средством эффективной аналитической деятельности государственных служащих является высокая культура делопроизводства: умение правильно оформлять, классифицировать и хранить различные виды и типы информационных и аналитических документов, умение пользоваться литературой, документальными архивами, аудиовизуальными документами. Особой задачей многих служащих государственного аппарата на всех уровнях (от районного до центрального) является контроль, анализ и регулирование деятельности некоторых предприятий и учреждений (промышленных и коммунальных предприятий, учебных, медицинских учреждений, больниц и т.д.). Для эффективной реализации контрольно-аналитических функций за определенными сегментами экономического, социальной и культурной жизни необходимо:
знать соответствующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность некоторых предприятий, учреждений;
знать технологическую и организационно-управленческую специфику их деятельности;
владеть основными методами контроля (статистический анализ, финансово-экономический анализ, технико-технологическая экспертиза, социологический анализ).
Государственный аппарат не только анализирует проблемы и ситуации и готовит проекты управленческих решений. После того как эти решения приняты высшим политическим руководством, служащие государственного аппарата должны организовать их реализацию. Поэтому организационно-управленческие функции является неотъемлемой и чрезвычайно важной составляющей деятельности государственного аппарата. Выделяют две группы организационно-управленческих функций:
внешние (организация выполнения государственных решений отдельными гражданами, группами граждан, предприятиями, учреждениями и т.п.);
внутренние (организация деятельности работников государственного аппарата и отдельных его структурных подразделений).
Характерной чертой внешней организационно-управленческой деятельности государственного аппарата является опора преимущественно на законодательно-нормативное регулирование, стимулирование и ценностно-ориентационное регулирования. Возможности прямого командно-административного воздействия на деловое поведение отдельных субъектов ограничены. Внешние организационно-управленческие функции реализуются с помощью целого комплекса как прямых, непосредственных (правовое и нормативное регулирование, контроль за соблюдением законов и нормативов и соответствующие санкции, выполнение принятых решений, кадровая политика и т.п.), так и косвенных средств (пропаганда, обучения, стимулирования, воспитания, формирования определенных ценностных ориентаций, соответствующего социально-психологического климата, определенного общественного мнения, традиций и т.п.).
Государственные служащие должны обладать знаниями и практическими навыками организации выполнения решений, координации деятельности различных юридических и физических лиц, отвечающих за реализацию отдельных элементов государственных решений и т.п.. Особое значение имеет овладение техникой эффективного контроля за выполнением принятых ришень.
Процесс овладения управленческим искусством значительно сложнее овладение другими функциями. Чрезвычайно важной является способность государственных служащих самостоятельно анализировать конкретные ситуации и находить определенную меру между различными альтернативами. Только гибкое и критическое, диалектное мышление может быть надежной защитой против бюрократизма. Ведь бюрократические черты в деловом поведении, такие, например, как формализм, безответственность, волокита и т.д., - это не что иное, как потеря чувства системности, комплексности и перспективной целевой ориентации при реализации своих функций.
Служащий, который ориентируется на ситуацию в процессе разработки и реализации управленческих решений, - это не только профессионально грамотный исполнитель положений законов, нормативов, инструкций, но и одновременно исследователь, экспериментатор, постоянно самостоятельно ведет поиск оптимальных подходов при решении тех или иных проблем.
Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с удовлетворением многоплановых потребностей и интересов граждан, нужно:
во-первых, знать законодательное поле, права и обязанности граждан и различных государственных и частных институтов, причастных к потребностям разных категорий граждан, уметь анализировать и прогнозировать их динамику;
во-вторых, знать психологию личности и межличностные взаимодействия, социальную психологию межличностных отношений, отношений и конфликтов;
в-третьих, владеть техникой психодиагностики личности и социально-педагогическими методами влияния на ее повединку.
Реализация этих функций (аналитических, социально-консультативных, организационно-управленческих) опирается на интенсивную коммуникацию государственных служащих: как по горизонтали (коммуникации с коллегами, сотрудниками других подразделений, различных предприятий, учреждений), так и по вертикали (общение с руководителями и подчиненными ), как внутри учреждения (внутренняя коммуникация), так и за ее пределами (внешняя коммуникация), как в письменной форме, так и в устной; как номера (непосредственная межличностная коммуникация), так и опосредованное (деловая переписка, сообщения по факсу, электронной почта, компьютерные системы и т.д.).
Коммуникация является главным средством и одним из основных методов решения всех многоплановых задач государственных служащих. Поэтому овладение специфической техникой и культурой коммуникационного взаимодействия - одна из главных проблем профессионализации государственных службовцив.
В деятельности государственных служащих важную роль играют различные формы коллективного поиска оптимальных решений по тем или иным проблемам, поэтому важно овладеть искусством организации коллективной творческой деятельности (методы «мозгового штурма», публичной защиты проектов, коллективного творческого поиска в японских «кружках качества» и др.).
Профессиональное формирование государственного служащего, которое включает не только базовую профессиональную подготовку в специальном высшем учебном заведении, но и профессиональный рост непосредственно в процессе служебной деятельности, происходит в течение длительного времени.
Глава 8. Правовой статус государственных служащих 30. Права и обязанности государственных служащих