50.Професийно -квалификационные характеристики должностей государственных служащих как средство обеспечения эффективности деятельности государственной службы

Специфика профессиональной деятельности государственного служащего, четкие требования, которые выдвигает эта деятельность к личности, критерии ее профессиональной пригодности или непригодности к работе на должностях разного уровня и категорий сегодня недостаточно исследованы и разработаны.
Только правовая основа позволит создать корпус государственных служащих нового типа, основанный на профессионализме работающих в нем лиц, которые имеют высокий уровень общекультурной образованности и владеют современными информационными технологиями.
Такие правовые основы создала Конституция Украины, где в ст. 3 однозначно утверждается, что содержание и направленность деятельности государства определяют права и свободы человека и их гарантии. «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность», - провозглашает Основной Закон Украины. Каждый государственный служащий должен защищать прежде всего права, свободы и законные интересы людини.
Как свидетельствует мировой опыт, повышению эффективности деятельности всей системы государственной службы в значительной степени способствует разработка на новых концептуальных основах и принятия кодексов чести, этики, типовых правил поведения различных категорий государственных служащих, различных нормативных актов, регулирующих профессиональную деятельность и характер поведения государственных службовцив.Module . Но сегодня не менее важным делом является совершенствование профессионально-квалификационных характеристик. Ст. 11 Закона Украины «О государственной службе» обуславливает наличие «Типовых квалификационных характеристик», на основе которых определяются конкретные обязанности и права государственных службовцив.
Основными принципами формирования профессионально-квалификационных характеристик нового поколения являются:
системный подход к определению конечных целей деятельности государственного служащего, ориентированный на формирование умений и личных качеств государственного служащего решать совокупность профессиональных и социально-профессиональных задач деятельности;
диагностичнисть конечных целей, что обеспечивает возможность оценки достижения поставленных целей
отражение в характеристиках опережающего характера профессионально-квалификационных требований;
двокомпонентнисть квалификационной характеристики - объединение в одном документе двух составляющих требований к государственному служащему: государственной и ведомственной.
Вопросы разработки типовых норм, системы требований, которые должны повысить эффективность достижения профессионального результата и одновременно обеспечить наиболее благоприятные условия для гражданина, который пользуется теми или иными социальными услугами, возникло еще в начале XIX ст.
Английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832) разработал концепцию науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть, и изложил ее в книге «Деонтология, или Наука о морали». Один из современных словарей определяет, что деонтология - это учение, система знаний о юридических, профессиональные и моральные обязанности и правила поведения профессионалов относительно своих клиентив.
В. В. Цветков, рассуждая о моральных качествах и этику поведения управленческих кадров, отмечает, что «новые политические и экономические реалии требуют выработать новые морально-этические стандарты общественного поведения». По его мнению, производственная этика государственного служащего в значительной степени характеризует отношения государства и гражданина. «Этика управления - это отрасль деонтологии государственной деятельности, проблема долга и независимого», - утверждает В. Цветков.
Профессионально-квалификационная характеристика должности государственного служащего - это нормативный документ, который определяет научно обоснованный перечень профессиональных задач, обязанностей и полномочий государственного служащего, требования к его профессиональной подготовки, образовательной квалификации, опыта практической роботи.
Профессионально-квалификационная характеристика также устанавливает место должности в структуре органа государственной власти, на основе правового статуса органа и его основных задач отражает правовой статус государственного служащего, в том числе права, полномочия, функциональные обязанности, ответственность и гарантии, определяет требования к квалификации, компетентности и профессионализма (образования, необходимых умений, знаний, навыков), основных аспектов личной культури.
Профессионально-квалификационная характеристика должности государственного служащего является основным документом, по которому органы государственной власти разрабатывать должностные инструкции государственных службовцив.
Профессионально-квалификационные характеристики должны очерчивать общие требования к государственным служащим, их применения предназначен для: решения вопросов кадрового обеспечения органов государственной власти высококвалифицированными специалистами, определение задач, обязанностей и квалификационных требований к лицам, занимающим должности в органах государственной власти, определение содержания профессионального обучения и формирования программ различных видов обучения государственных службовцив.
Формируя профессионально-квалификационные характеристики, необходимо учитывать общие требования к государственным служащим, определенные законодательством, и необходимость владения совокупностью знаний и умений, которые предоставляли бы ему возможность:
обеспечивать деятельность органа или его структурного подразделения согласно современных экономических, политических и социальных условий и требований;
сочетать знания фундаментальных вопросов теории с практикой, владеть современной методологией обоснования управленческих решений на основе общечеловеческих ценностей, интересов личности, общества и государства;
свободно ориентироваться в вопросах законодательства, касающиеся сферы его профессиональной деятельности;
критически оценивать и прогнозировать политические, экономические, экологические, культурные и другие события и явления;
понимать суть экономических отношений, внешней и внутренней политики государства;
владеть стилистикой официальных документов и соблюдать правила делопроизводства;
умело пользоваться достижениями информационных технологий;
в случае служебной необходимости в соответствии с должностными обязанностями знать меньше один из иностранных языков на уровне профессионального и бытового общения тощо.
Согласно должностной специализации государственный служащий в пределах предоставленных ему полномочий должен обладать умениями анализа конкретных проблем, прогнозировать последствия своих решений, оперативно находить и применять эффективные методы и средства решения существующих и возникающих проблем, связанных с его профессиональной дияльнистю.
Общие требования также включают и круг основных личных качеств и свойств государственных служащих, которые должны быть им присущи. В ст. 5 Закона Украины «О государственной службе» приведены некоторые из них. Перечень этот может быть дополнен такими, как: ответственность за судьбы людей; беспристрастностью твердость нравственных убеждений, способность постоянно сверять действия и поступки с собственной совестью; твердость и независимость в отстаивании своего суждения; решительность и уравновешенность, способность к концентрации и быстрого переключения внимания; собранность и психологическая устойчивость; способность к состраданию и милосердию тощо.
Нельзя не согласиться с А. И. Денищиком, что личную культуру государственного служащего следует рассматривать как синтез правовой, психологической, этической, политической и эстетической культуры.
Приведены общие требования к государственным служащим позволяют сформировать общую структуру профессионально-квалификационных характеристик должности государственного служащего определенной категории. В конкретном органе государственной власти она должна состоять из нормативной и переменной составляющих. Первая формируется на основании анализа профессиональной деятельности государственных служащих одинаковых по категории должностей в органах власти с одинаковым организационно-правовым статусом путем выделения одинаковых по содержанию и характеру робит.
Первая попытка введения профессионально-квалификационных характеристик, построенных на принципе двокомпонентности, реализована в «Справочнике типовых профессионально-квалификационных должностей государственных служащих», разработанных Научно-исследовательским институтом социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины и утвержденных приказом Главного управления государственной службы Украины 1 сентября 1999 № 65.
Структура каждой типовой характеристики включает такие составляющие: «Задачи, обязанности и полномочия», «Имеет право», «Должен знать», «Квалификационные требования».
К положительным моментам этих характеристик следует отнести появление элементов типичных профессиональных задач в разделе «Задачи, обязанности и полномочия» и круга прав в разделе «Имеет право». Отсутствие перечня умений значительно уменьшает полезность этих нормативных документив.
Наряду с этим совершенствование профессионально-квалификационных характеристик требует дальнейшего развития их структуры и методологии разработки.
Нормативная составляющая разрабатывается на основании анализа профессиональных задач государственного служащего определенной категории и имеет структурно предусматривать следующие основные разделы:
общие положения о должности;
задачи, права, обязанности и полномочия;
должен уметь;
должен знать;
квалификационные требования.
Раздел «Общие положения о должности» определяет роль и место в структуре органа и иерархии его должностей тощо.
Раздел «Задачи, права, обязанности и полномочия» приводит описание основных, наиболее характерных для должностей определенной категории профессиональных задач, прав, обязанностей и повноважень.
Функциональные обязанности служащего (должностного лица) характеризуют сущность его деятельности, поскольку государство (орган государственной власти) принимает на работу гражданина, главным образом, с целью возложения на него соответствующих функциональных обязанностей (выполнения определенных видов работ).
Прежде всего определяются основные и дополнительные функциональные обязанности. Затем - наиболее важные текущие, ежедневные, периодические, временные обязанности по организации взаимодействия по вопросам получения, анализа и обмена информацией, сотрудничества с другими должностными лицами, подразделениями органа государственной власти, организациями, учреждениями, другими структурами.
Функциональные обязанности устанавливаются с использованием организационно-юридической терминологии (управляет, утверждает, проверяет, анализирует, организует, рассматривает, получает, выполняет, обеспечивает, подготавливает, осуществляет, контролирует, принимает участие, координирует и т.п.).
Раздел «Должен уметь» предусматривает перечень умений по внедрению регуляторных, регламентарных, нормо-проектных, организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций должности определенной категории.
Раздел «Должен знать» содержит перечень основных общих и специальных профессиональных знаний должностного лица в соответствии с функциями должности определенной категории.
В зависимости от категорий должности государственного служащего структура совокупности его умений и знаний должна меняться. Для должностей высших категорий, например, характерно увеличен объем умений и знаний аналитически прогностической и координационной деятельности, что обусловливает разработку стратегии и тактики деятельности органа. Для должностей низших категорий - необходимый объем умений и знаний по информационно-статистической обработки материалив.
Умения и знания по организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций предусматривают способность создавать и внедрять механизмы нормативно-правового, материально-технического, финансового, маркетингового и других видов обеспечения функционирования подведомственных структур. Следует отметить, что организационно-распорядительные функции государственных служащих определяются задачами, обязанностями и полномочиями, которые заключаются в действиях согласования (участия в согласовании), координации, организации и обеспечении согласно объемов и характера полномочий определенных служащих. А консультативно-совещательные функции государственных служащих обусловлены задачами, обязанностями и полномочиями, которые заключаются в действиях консультирования, анализа, подготовки предложений, прогнозов, советов и рекомендаций.
Координационные и контрольные функции требуют совокупности умений и знаний, накапливаемых с опытом профессиональной деятельности, умением использования законодательной и нормативной базы.
Умения и знания формируют такую категорию, как навык. Она представляет собой психологическую свойство поведения лица, доведена до высшей степени совершенства. При наличии навыков любое действие (деятельность) выполняется легко, быстро, экономно, с высоким положительным результатом и в то же время с наименьшим напряжением усилий и внимания, почти автоматически. Навыки могут быть выявлением всех элементов психики и, прежде всего, интеллекта, воли и эмоций. Приобретаются навыки только в процессе практической деятельности службовця.
Раздел «Квалификационные требования» должен определять минимальные требования к образовательно-квалификационного уровня, направления (группы направлений) или специальности высшего образования, а также требования к последипломной подготовки, характера и стажа практической дияльности.
Переменная составляющая разрабатывается органом государственной власти, учитывая при этом место должности в структуре органа и горизонтальные взаимосвязи, а также дополнительные требования к умений и знаний, образования и опыта практической деятельности в зависимости от особенностей организационно-правового статуса определенного органа, сферы деятельности, отрасли.
Для должностей государственных служащих определенной категории необходимо определение основных принципов по формированию перечня профессиональных задач и обязанностей.
Разработка системы профессиональных задач должно базироваться на функционально-целевом назначении должности государственного служащего, а также прогнозировании новых задач, возникающих вследствие усовершенствования функций и целей деятельности органа государственной власти, внедрение новых методов управления тощо.
При формировании перечня профессиональных задач и обязанностей целесообразно использовать существующие должностные обязанности по определению диагностических и конкретизированных профессиональных завдань.
Профессиональные задачи должностей определенных категорий определяют совокупность умений и знаний, которыми должен обладать человек. Эта совокупность должна обеспечить ее способность к инновационной профессиональной деятельности, что является предпосылкой создания и внедрения нормативно-правового, организационно-распорядительного и консультативного сопровождения решений органов государственной влади.
Совокупность умений и знаний государственного служащего должна направляться на внедрение функциональных принципов управления и обеспечения выполнения основных функций органа государственной власти: аналитически-прогностических, нормативно-проектных, организационно-обеспечивающих, координационных, информационно-статистических, контрольных.
С учетом изложенного, можно предложить общие квалификационные требования к государственным служащим при назначении их на должности определенной категории.
На должности государственных служащих I и II категорий, как это нормативно установлен Указом Президента Украины, назначаются лица по представлению Кабинета Министров Украины. Квалификационные требования устанавливаются Президентом Украины и Кабинетом Министров Украини.
На должности государственных служащих III категории должны приниматься лица, имеющие квалификацию магистра государственного управления и стаж работы на должностях руководящего состава государственных предприятий, учреждений и организаций, а также лица из кадрового резерва после успешного прохождения обучения по профессиональным программам повышения квалификации государственного служащего III категории с числа докторов или кандидатов наук, руководителей и специалистов из руководящего состава предприятий, организаций или учреждений и государственных служащих, занимающих должности ИV категории.
На должности государственных служащих IV категории принимаются лица, имеющие квалификацию магистра государственного управления и стаж работы государственного служащего, а также лица из кадрового резерва после успешного прохождения обучения по профессиональным программам повышения квалификации государственных служащих IV категории из числа кандидатов наук, руководителей и специалистов предприятий, организаций или учреждений и государственных служащих, занимающих должности V категории.
На должности государственных служащих V категории принимаются лица, имеющие квалификацию магистра государственного управления, а также лица из кадрового резерва после успешного прохождения обучения по профессиональным программам повышения квалификации государственных служащих V категории из числа специалистов предприятий, организаций или учреждений со стажем трудовой деятельности, имеющих квалификацию магистра или специалиста (по специальностям, профессионально ориентированными для государственной службы) и государственных служащих, занимающих должности VI категории.
На должности государственных служащих V и категории принимаются лица из кадрового резерва после успешного прохождения обучения по профессиональным программам повышения квалификации государственных служащих V и категории из числа специалистов предприятий, организаций или учреждений со стажем трудовой деятельности, имеющие квалификацию магистра или специалиста, и государственных служащих, занимающих должности VИИ категории.


49. Государственная кадровая политика в сфере государственной службы 51. Государственно -политические и социально -экономические аспекты борьбы с коррупцией