Европейская интеграция и экономика Украины

Параллельно с интернационализацией процессов на микроуровне (выход на мировой рынок отдельных фирм, образования ТНК т.д.) происходит интернационализация макроэкономических процессов, что проявляется прежде всего в международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция рассматривается как процесс обоюдного приспособления и объединения национальных экономик двух и более стран. Страны интегрируются, в зависимости от этапа могут объединять свои экономики более или менее тисно.
По мере роста взаимозависимости национальных экономик - сначала через товарообмен усиление международной специализации их отдельных отраслей, а затем через интернационализацию рынков рабочей силы, вывоз капитала и, наконец, благодаря выходу производственных комплексов за национальные границы - экономические границы между нациями интенсивно размываются. В некоторых регионах Земли хозяйственное сближение соседних стран приобрело такой размах, что возникла тенденция к формированию межгосударственных комплексов интеграционного типа, которые все больше превращаются в специфические структурные звенья мировой економики.
Можно выделить важнейшие общие экономические характеристики интеграции:
1) межгосударственное регулирование экономических процессов;
2) постепенное формирование на месте обособленных народнохозяйственных комплексов определенного регионального межгосударственного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства;
3) расширение возможностей межгосударственного перемещения товаров, рабочей силы и финансовых ресурсов в рамках данного региона;
4) сближение внутренних экономических условий участников интеграционных группировок, выравнивания, их экономического розвитку.
Существуют следующие основные виды интеграционных объединений:
- Зона свободной торговли (участники ограничиваются отменой таможенных ограничений во взаимной торговле)
- Таможенный союз (свободное перемещение товаров и услуг внутри объединения дополняется единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и создается система пропорционального распределения таможенных доходов) - общий рынок (ликвидируются всякие барьеры между странами не только для перемещения товаров, но и рабочей силы и капиталов, то есть создается общий рынок труда, капиталов и товаров)
- Экономический союз (включает общий рынок и проведение единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов)
- Валютный союз (экономический союз, основанный на единой банковской системе и, наконец, на единой валюте)
- Политический союз (страны интегрируются, образуют государственное объединение конфедеративного типа).
Наивысшей зрелости интеграционные процессы достигли в Западной Европе, где возникло первое интеграционное объединение - «Общий рынок» (первоначально в составе 6 стран). Это изначально был таможенный союз, который только сегодня приобрел черты общего рынка. Изменений и его название - «Общий рынок», или Европейская экономическое сообщество (ЕЭС), в январе 1995 года стал Европейским союзом (ЕС), расширялись рамки (сегодня ЕС включает 15 западноевропейских стран - Германию, Италию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург (страны учредители), а также Великобританию, Данию, Испанию, Португалию Ирландию, Грецию, Австрию, Швецию и Финляндию).
Единый рынок товаров и услуг, труда и капитала требует более широкого регулирования совокупного спроса, цен, издержек производства, заработной платы и т.д.. Развития такой координации способствует приближение ЕС к валютно-экономического и политического союза. Хотя введение единой валюты не является абсолютно необходимым условием создания такого союза однако оно способствует этому. Единая валюта облегчает регулирование, устраняет расходы конвертирования.
На своей конечной стадии валютный союз предполагает превратить в политический союз - ЕС станет государственным образованием типа конфедерации. Высокая степень гармонизации экономической политики предусматривает отказ национальных государств от части своих функций и усиление роли Европейского парламенту.
Тенденция к международной экономической интеграции сегодня усиливается, что свидетельствует о переходе к качественно новому этапу развития мирового хозяйства. В январе 1995 года образовано новое интеграционное объединение в Южной Америке в форме таможенного союза - МЕРКОСУР, в который вошли Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили и Боливия. Принято решение о создании таможенного союза и в Северной Америке - в составе США, Канады и Мексики.
Украина прокладывает себе путь в европейское сообщество. В июне 1994 года было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, которая предусматривает равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономической сфере. Стратегический курс Украины интеграция в Европу.
Стоит обратить внимание на сравнительные преимущества, которые сложились на почве исторического развития Украины. Это, во-первых, весомый трудовой потенциал народа Украины, его трудолюбие, высокий уровень образования, общей культуры и профессиональной квалификации, многовековые традиции активного сотрудничества с другими народами и государствами, во-вторых, выгодное геополитическое положение Украины, возможность ее развития как транзитного государства , в-третьих, чрезвычайно благоприятные климатические и природные условия, наличие плодородных черноземов, запасы которых достигают четвертой части имеющихся черноземов в мире, и уникальные залежи полезных ископаемых (более 90 наименований); в-четвертых, значительные масштабы свободных производственных площадей, что позволяет наращивать производство с относительно незначительными витратами.
Достаточно высок и научно-технологический потенциал Украины. Это наличие признанных в мире собственных научных школ и уникальных технологий по разработке новых материалов, биотехнологии, радиоэлектроники, физики низких температур, ядерной физики, электросварки, технологий в области информатики, телекоммуникаций и связи, способных обеспечить развитие высокотехнологичного производства на уровне высших мировых достижений .
Другая составляющая этого потенциала - наукоемкое высокотехнологичное виробництво.
Речь идет прежде всего о потенциале самолетостроения. Лишь семь стран мира, среди которых Украина, имеют полный цикл проектирования и производства самолетов. Отрасль не только сохранила свои мощности и кадровый потенциал, но и смогла за два последних года поднять в воздух три принципиально новые модели самолетов АН-70, АН-140 и АН-38. Их справедливо называют одним из самых перспективных моделей XXI ст.
Это же можно сказать и о ракетно-космическую отрасль, которая также сохраняет всемирное признание. Сейчас прорабатываются международные программы ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт» и «Глобалстар», где будут применяться отечественные ракетоносители «Зенит» и «Циклон». Реализуется и ряд других международных проектов, и это даст возможность прочно утвердить Украину как ведущую космическую державу.
Чрезвычайно широки возможности отечественных судостроителей. Девять судостроительных заводов Украины способны выполнить любые заказы на строительство современных судов и кораблей как гражданского, так и военного назначения, а также обеспечить весь комплекс услуг по их ремонту.
Реализуются проекты развития танкостроения. Украина входит в пятерку стран мира с замкнутым циклом производства с этой чрезвычайно сложной высокотехнологичной техники, которая по своим техническим характеристикам не только не уступает передовым мировым аналогам, но и по многим параметрам превышает их.
Украина развивает высокотехнологичные конкурентоспособные производства и в других отраслях машиностроения, в частности в приборостроении, производстве энергетического оборудования и тяжелого машиностроения, а также в отдельных отраслях цветной и порошковой металургии.
Эти объективные обстоятельства должны в полной мере учитываться при разработке будущей модели социально-экономического развития Украини.
Наш народ никогда не согласится на роль второстепенной державы, что плетется в хвосте современного цивилизационного развития. Слишком большой ценой далась нам наша государственность. Сотни лет мы шли к ее утверждения, действительно выстрадали ее, и поэтому должны подходить к делу экономического строительства, как и в целом государственного, с максимальной мерке.
Механизм фискальной политики Механизм внешнеэкономической политики