5.2. Анализ рыночной доли конкурентов

Фактическая рыночная доля, отражая наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной боротьби.
Значение рыночной доли рассчитываются по следующим формулам:
где Дк, (Дсти) - рыночная доля i-того предприятия по количеству (общей стоимости) реализованной продукции;
Qi и ЦГ - соответственно количество и средневзвешенная цена продукции, реализованной г-тем предприятием;
В - выручка г-того предприятия по рассматриваемой продукции;
n - количество предприятий, работающих на рассматриваемом ринку.
Первая формула оперирует с объемами реализации в натуральных измерителях, что весьма существенно с точки зрения оценки частичной емкости рынка. Вместе с тем, когда рассмотрена продукция имеет высокую степень дифференциации, а, следовательно, и широкий диапазон цен предложения, расчет необходимо дополнить определением рыночной доли, взвешенной по цене (вторая формула).
В этом случае искомая величина определяется по выручке от реализации продукции, что дает возможность определения лучшего для конкурентов ценового сегмента рынка. Очевидно, что это предприятие работает в (ценовом сегменте> 1 низком = 1, среднем <1 высоком)
Иллюстрация данных соотношений приведена на рис.
В связи с тем, что дифференциация продукции является важнейшим признаком конкурентного рынка, а также для устранения ситуаций неполного учета ценовой политики конкурентов при расчете рыночных долей обычно оперируют формуле, использует стоимостные показатели.
5.1. Технология анализа рынка методом конкурентной диагностики 5.3. Анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ. Сравнительный анализ товарного предложения