3.1. Назначение и виды деловых планов

Выше были изложены основные признаки деловых планов. Но практика предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что этот вопрос требует более глубокого раскрытия. Можно привести немало примеров некачественной разработки деловых планов именно по причине недостаточного осознания их сущности, понимание содержания и логики их розробки.
Иногда говорят о какой-то международной, или западную, методика разработки деловых планов, но таковой не существует. План может быть либо плохим, или приемлемым для исполнения. И в том, что потенциальные инвесторы, особенно зарубежные, иногда не понимают планов, которые предлагают украинские предпринимателями должна не методика разработки, а неправильное понимание процесса их упорядочения. В результате, рассматривая такие планы, инвесторы не получают ответы на вопросы, которые их интересуют в первую очередь. Итак, бизнес-план должен отвечать определенным требованиям по содержанию, которые делают его собственное деловым планом, а не технико-экономическими расчетами, которые могут быть полезными для разработчиков, но совершенно недостаточными для пользователей или инвесторив.
Прежде всего надо уяснить, что любое начинание предполагает известную долю риска в процессе его осуществления. Это проблема его автора. Он может необдуманно взяться за осуществление идеи и, если повезет, - достичь успеха. Однако, более разумно было бы рассмотреть варианты, которые могут возникнуть при реализации желаемого. Такие действия становятся еще более необходимыми, если речь идет о привлечении к делу партнера, и особенно, если при этом ему предлагается разделить имеющийся ризик.
Естественно, что идея, которая предлагается, может привлечь внимание потенциального инвестора только в случае, когда ему понятны смысл, основные требования, возможные результаты и негативные последствия. И только если по результатам рассмотрения указанных аргументов возможный результат окажется настолько привлекательным, что осуществление проекта с учетом имеющегося риска окажется целесообразным, нужно приступать к его здийснення.
Из сказанного следует, что в словосочетании "деловой план", акцент необходимо на корню "дело". Непонимание этого факта приводит к тому, что план легко превращается в бессмысленный набор цифр и вычислений, которые ничего не говорят о средствах достижения цели и не раскрывают коммерческую идею, которая предлагается в проекте. Этим искажается сама идея бизнес-планирования, а деловой план превращается в обычный "тех-промфинплан".
Иными словами, бизнес-план предназначается для описания непосредственно бизнеса, а не обещаний будущих высоких доходов. Необходимо четко понять, что любая цифра в плановом документе относится к категории прогнозируемых величин, а потому является величиной переменной. А вероятность достижения положительного результата зависит прежде всего от:
перспективности коммерческой идеи;
достаточного обеспечения ресурсами;
профессионального уровня исполнителей проекту.
Именно о наличии этих условий и должно свидетельствовать деловой план. Итак, если приведенные расчеты показывают возможность получения от реализации проекта 300%-й доход на вложенный капитал, но одновременно при изучении плана оказывается, что предприниматель лишь приблизительное представление о факторах формирования спроса, то дальнейшее его рассмотрение следует прекратить. Иначе это приведет к напрасной трате времени. Только наличие деловых качеств в сочетании с перспективностью идеи способствует созданию атмосферы доверия и желания принять участие в проекти.
Таким образом, особенность делового плана, или, как принято в мировой практике, бизнес-плана, в том, что он представляет собой своеобразную модель задумчивой справи.
Смысл его разработки заключается в следующем:
отработать на бумаге будущий деловой цикл с целью получения необходимых данных о потребности в ресурсах и возможных результатах;
Дополнительную информацию о характере будущего бизнеса с целью обучения;
предоставить в простой, доступной и предельно сжатой форме информацию для партнеров, инвесторов, кредиторов и т.д. о сущности действий, которые будут приниматься с целью получения с их стороны необходимой поддержки;
отработать на бумаге различные варианты возможных реакций рынка при реализации проекта и предусмотреть возможные адекватные ответы;
отработать возможные маневры в случае неудач при реализации плана;
ознакомить персонал фирмы с целью и сущностью проекту.
Среди этих признаков деловых планов можно выделить внутренние и внешние. Внутреннюю функцию делового плана иногда связывают с его назначением для обучения бизнесу. Этим хотят подчеркнуть модельный характер этого планового документа. Он разрабатывается для того, чтобы предприниматель лучше понимал сущность своего бизнеса, а следовательно, повысил свой профессиональный ривень.
Не менее важной (если не больше), является внешняя функция бизнес-плана. При любом начинании возникает потребность в привлечении дополнительных ресурсов. Получить их можно только убедив потенциальных инвесторов в целесообразности предложенных вкладень.
Внутренний и внешний деловые планы, посвященные разработке одной идеи, различаются тем, что первый предназначен для выполнения, а второй - для принятия решения инвестором относительно его участия в проекте, а также форме этой участи.
К разработке бизнес-плана предпринимателя могут подтолкнуть различные ситуации, что и определяет имеющуюся разнообразие видов бизнес-планов. Они отличаются прежде всего своей структурой и уровнем раскрытия одних и тех же разделов. Наиболее распространенными видами бизнес-планов являются:
план выхода на рынок с новым продуктом (услугой);
план технического совершенствования;
план приобретения или изменения структуры активов;
общий план функционирования фирми.
План выхода на рынок с новым продуктом (услугой) зачастую является предметом рассмотрения со стороны предполагаемых инвесторов. Причем он распространен в практике работы как крупных, так и малых фирм. Это связано с тем, что при перенасыщении предложения достойное место на рынке можно занять, только если покупателю будет предложен новый товар с высокой потребительской ценностью. В таких планах особое внимание уделяется маркетинговой частини.
Задачей плана продвижения товара (услуги) на рынок является обоснование целесообразности инвестиций в разработку, производство и сбыт нового продукта. В отличие от других типов планов в этом особое внимание уделяется выводам экспертов в сфере продажи подобных товаров на предмет выяснения коммерческой перспективы новинки. Без таких положительных рецензий инвестиции в проекты, предлагаемые связывают с высокой степенью ризику.
Одной из разновидностей этой группы есть план выхода на новые рынки с существующим продуктом. Он также предполагает большой объем маркетинговой части на предмет выявления потенциального спроса. А основные инвестиции предполагаются в развитие сбытовой сети и осуществление мероприятий рекламного характеру.
В планах технического совершенствования конечно обосновываются инвестиции в приобретение более нового оборудования, внедрение новейших технологических процессов и т.п.. Целью таких проектов могут быть повышение качества уже известных на рынке продуктов, улучшение их потребительских свойств, зни-/КЕННЯ себестоимости единицы продукции. При разработке планов этого типа центральным является раздел, в котором обосновывается производственно-коммерческая стратегия фирмы, характерными для которой являются значительные объемы первоначальных инвестиций и более высокие сроки их окупности.
Время предполагаемые инвестиции, как правило, менее ри-Зыков результате более ясной рыночной ситуации с уже известным продуктом. Кроме того, осуществляя инвестиции в основные средства, инвесторы тем самым в определенной степени формируют залог на случай неудачи. Если план не даст желаемых результатов, то есть надежда вернуть хотя бы часть средств за счет продажи имущества, которое приобретено за инвестиции.
Наибольшее распространение эти планы получили в средних и крупных фирмах, работающих в производственной сфере. Это обстоятельство определена двумя основными факторами. Во-первых, в этом случае инвесторы уделяют основное внимание производственному опыту работы фирмы, а он может быть только в достаточно прочных предпринимательских структурах. Во-вторых, как правило, большие объемы вложений и соответствующий риск заставляют инвесторов требовать раздела этого риска. Чаще всего они требуют, чтобы владелец (предприниматель) обеспечил не менее ЗО-50% от общей потребности в инвестициях за счет собственных источников. Понятно, что выполнить это требование малым предприятиям очень важко.
Одной из сфер инвестиций капитала широкий круг операций, связанных с приобретением предприятий или их частей, распределение (реструктуризация) фирм, осуществления портфельных инвестиций. Эти операции относятся преимущественно к финансовым инвестициям, что и определяет особенности бизнес-планирования. Объектом планирования в этом случае является крупные и средние корпорации. Особое внимание здесь уделяется тем разделам бизнес-плана, касающиеся производства, управления и финансив.
Задачей обоснование является получение данных о дополнительных доходах, которые могут быть получены после осуществления финансовых операций, и их дальнейшее сравнение с общим объемом инвестиций. Чаще всего источником дополнительных доходов в этом случае является использование преимуществ каждой из сторон сделки, экономия на общехозяйственных и управленческих расходах тощо.
Кроме конкретных проектов, бизнес-планы могут разрабатываться по комплексной деятельности фирмы. Такие бизнес-планы предприятий могут формироваться либо на основе имеющихся отдельных планов освоения новых продуктов (услуг), технического развития, или они становятся основой для разработки таких планив.
Обязательным является разработка таких планов при новой эмиссии акций, привлечении новых партнеров, выпуска долгосрочных облигаций, получении крупных связанных кредитов. По своей инициативе комплексные бизнес-планы разрабатываются предприятиями с целью реализации их учебной функции. Как правило, в бизнес-планах предприятий большее внимание уделяется анализу рыночной устойчивости, конкуренции и возможных изменений конъюнктуры.
Несмотря на указанные различия в направленности перечисленных видов планов, требования к их содержанию принципиально не отличаются. О важнейших из них речь пойдет в следующем параграфе.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОГО ПЛАНА 3.2. требования к содержанию делового плана