2. 2. Адаптация налогового законодательства Украины к законодательству Европейского Союза

Основные термины и понятия: международное соглашение, международный договор, законодательство, нормы и стандарты Европейского Союза, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами, Национальный совет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, адаптация законодательства, законопроекта работа, Хельсинский саммит Европейского Союза, ассоциации, имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, двусторонние отношения, Всемирная Торговая, зона свободной торговли, Программа интеграции Украины в ЕС.
В связи со вступлением Украины в Совет Европы был подписан ряд международных соглашений и договоров по согласованию законодательства Украины с нормами и стандартами Европейского Союза. В частности, было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами, согласно которой Украина взяла на себя обязательства по приближению действующего и будущего законодательства Украины к законодательству Европейского Союзу.
Для выполнения функций Президент Украины своим Указом от 30.08.2000 г. № 1033/2000 «О Национальный Совет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» образовал Национальный Совет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, основными задачами которой является подготовка предложений относительно:
определение приоритетных направлений развития законодательства Украины с учетом норм и стандартов ЕС;
обеспечение координации осуществления мероприятий по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС органами государственной власти и содействия их взаимодействия в этой сфере;
осуществление мониторинга адаптации законодательства Украины;
обеспечения анализа и согласования проектов нормативно-правовых актов в приоритетных сферах адаптации.
Основной задачей Совета является подготовка предложений по выполнению обязательств Украины по приближению действующего и будущего законодательства Украины к законодательству ЕС.
Для выполнения возложенных на нее задач Национальный Совет имеет право:
получать необходимую для выполнения своих задач информацию, материалы и документы;
заслушивать информацию руководителей органов исполнительной власти о ходе законопроектной работы;
создавать временные рабочие и экспертные групи.
Конечно, невыполнение взятых Украиной на себя обязательств перед ЕС неприпустимо.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом, которая в 1994 году была подписана и разработана и принята в декабре 1999 года на Хельсинкском саммите Европейского Союза. Общая стратегия Европейского Союза в отношении Украины, которая предусматривает основные пути сотрудничества Украины и Европейского Союза, направленная на ускорение процессов интеграции Украины в Европейский Союзу.
Этой же проблеме посвящены и принято Постановление Верховной Рады Украины от 2 июля 1993 года № 3360 «Об основных направлениях внешней политики Украины» и Программа Кабинета Министров Украины, которые предусматривают один из приоритетов - подготовка условий для получения ассоциированного членства Украины в Европейском Союзи.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 марта 1998 года, устанавливает между Украиной и Европейским сообществом и его государствами-членами стабильные политические отношения, закрепляя расширение связей между Украиной и Европейским Союзом и западным миром загалом.
Европейское Сообщество подписало аналогичные соглашения о партнерстве и сотрудничестве с большинством стран - бывших республик СССР. Со всеми странами Центральной и Восточной Европы, которые подали заявления на вступление в ЕС, Европейское Сообщество заключило соглашения на ассоциированное членство, которые похожи на соглашения о партнерстве и спивробитництво.
Осуществление мероприятий в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС создаст возможность для обеих сторон, как Украины, так и ЕС, согласовать и объединить свои политические и экономические плани.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в экономическом аспекте является важным шагом вперед к привлечению Украины в правовое поле единого европейского рынка и ГАТТ / COT. Сегодня Украина начаты переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, регулирующие вопросы перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, в значительной мере определять правовое поле регулирования соответствующих отношений, воздействуя на внутреннее законодательство двух сторон, а особенно это касается Украины, поскольку нормативные акты ЕС основном соответствуют нормам Соглашения о партнерстве и спивробитництво.
Среди основных принципов построения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве особое место занимает принцип, касающийся рыночной экономики. Для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование рынка, необходимо создать систему таких «правил игры», которые бы способствовали развитию экономики страны. Эта система будет включать официальные нормы права и правила поведения. С помощью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве проводится разработка ориентированной на установление рыночных отношений экономической, торговой и связанной с торговлей политики в отношении товаров, работ и услуг, вопросам труда, текущих платежей, движения капитала и прав интеллектуальной собственности. И возможности, которые предоставляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Украины для ее развития и сближения с ЕС, должны быть использованы им в полной мере. Имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и полное использование ее потенциала должно стать приоритетом в двусторонних отношениях Украины и ЕС.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве лишь устанавливает основы для двустороннего сотрудничества, но сама Соглашение предусматривает в дальнейшем превращения ее в инструмент, который гораздо теснее сблизит Украину с ЕС.
Статья 4 части 1 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве определяет возможное развитие отношений в направлении создания зоны свободной торговли между сторонами в зависимости, в частности, от успешного продвижения рыночных реформ в Украини.
Полная имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве требовать усилий по адаптации внутреннего законодательства в разных направлениях: как в политической и экономической сферах, так и в вопросах совершенствования административного управления и судочинства.
Законодательство ЕС состоит из:
Договора об учреждении Европейского сообщества угля и стали 1951 года, Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 с внесенными изменениями и дополнениями;
положений, директив и других актов нормативного характера, принимаемых компетентными органами Европейских сообществ;
международных соглашений, одной из сторон которых является Европейские сообщества;
решений Суда Европейских сообществ, которыми дается официальное толкование соответствующих правовых норм.
Огромные усилия надо приложить, чтобы принять меры в направлении реформирования и реструктуризации экономики для установления необходимого доверия между участниками рынка, а также органами, осуществляющими надзор за их дияльнистю.
Украина на практике демонстрирует свою способность должным образом выполнять Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и доказывает, что она является надежным партнером в различных областях сотрудничества, определенных Соглашением, и может с помощью ЕС создать основу для быстрого развития и преобразования Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на более мощный и эффективный механизм сближения Украины и ЕС.
Для ускорения имплементации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами и реализации Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз Президентом Украины 14 сентября 2000 года был подписан Указ № 1072/2000 «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз», которым был одобрен подготовленный Кабинетом Министров Украины Программу интеграции Украины в Европейский Союз и даны поручения всем центральным органам исполнительной власти обеспечить неуклонное ее виконання.
Согласно Программе интеграции Украины в ЕС приоритетным направлением в адаптации украинского законодательства директивам ЕС на 2000 - 2001 годы признано адаптацию законодательства с косвенного налогообложения. Эта работа сегодня активно проводится урядом.
Согласно поручению Президента Украины Кабинет Министров Украины обязан ежегодно, начиная с 2001 года, разрабатывать план действий по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в Европейский Союз, составной частью которого должен быть план работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС вообще и налогового законодательства зокрема.
Адаптация налогового законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (ЕС) является процессом приближения и постепенного приведения украинского законодательства по вопросам налогообложения в соответствии с законодательством ЕС.
Адаптация налогового законодательства проводится с целью обеспечения соответствия законодательства по вопросам налогообложения Украина обязательствам, вытекающим из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 14 июня 1994 года, других международных договоров, касающихся сотрудничества Украины с ЕС, а также для развития национального налогового законодательства в направлении его сближения с аналогичным законодательством ЕС и обеспечения высокого уровня подготовки в Украине законопроектов по вопросам оподаткування.
Следует иметь в виду, что налогообложение является основополагающей прерогативой государств - членов ЕС. Каждая страна осуществляет управление собственной фискальной системой, однако долгосрочной целью является формирование экономического пространства с признаками единого рынка, а целью в экономической сфере является формирование единого рынка, который будет предусматривать свободное движение товаров, лиц, услуг и капитала. Эти основные права зафиксированы в Договоре о ЕС и отражены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.
Хотя прямое налогообложение остается исключительной компетенцией государств - членов ЕС, они должны обеспечить сбалансированность между национальными требованиями и общими правилами, определенными в Договоре о ЕС, относительно ограничения свободного движения товаров, услуг, граждан и капитала. Эти правила были определены государствами - членами ЕС в Союзном договоре 1993 года, в котором был определен принцип субсидиарности. Кроме того, эти правила также отражены в положениях Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.
ЕС существенно повлиял на налоговое законодательство своих государств-членив.
Вопрос о приведении отечественного законодательства в соответствие с законодательством ЕС для Украины является актуальным. Вот почему сегодня есть необходимость в принятии Программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС, предусматривающей мероприятия во всех приоритетных направлениях деятельности законодательной и исполнительной власти по решению вопросов адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, в том числе и налогового. В настоящее время на рассмотрении Верховной Рады Украины находится проект Постановления Верховной Рады Украины «О гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза», подготовленный группой народных депутатов Украини.
Принятие Верховной Радой Украины указанного документа позволит принять на законодательном уровне механизм согласования нормативно-правовой базы Украины с законодательством Европейского Союза, будет способствовать дальнейшей европейской интеграции держави.
Сегодня необходимо реализовать имеющийся потенциал двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС.
15 сентября 2000 в Париже при участии Президента Украины Л. Д. Кучмы состоялся Четвертый саммит «Украина - ЕС», на котором Украина подтвердила неизменность своего стратегического курса на интеграцию в ЕС. "
Руководство ЕС положительно оценило ход реализации экономических реформ в Украине и это является свидетельством долгосрочной тенденции, которая со временем будет только пидсилюватись.
Дальнейшая реализация реформ должно обеспечить стабильность в Украине, став в то же время залогом стабильности в Европи.
Успешное осуществление реформ позволит перейти к новому уровню сотрудничества между Украиной и ЕС, а также будет способствовать успешной реализации концепции сближения Украины с ЕС.
Европейские предприниматели подтверждают интерес западноевропейских инвесторов к украинскому рынку и готовы будут прийти в Украину в случае получения положительного сигнала о стабильности и необратимости реформ.
Необходимо устранить те препятствия на пути иностранных инвестиций, которые сегодня еще имеют место в Украине. Решение этих проблем и обеспечения полного выполнения СПС позволит Украине открыть путь к инвестициям и положительная реакция инвесторов будет немедленной.
2. 1. Нормативно -правовые акты по вопросам налогообложения 2. 3. Необходимость и пути реформирования налогового законодательства Украины