2.2.1. Состав и классификация расходов

Расходы бюджетных учреждений, которые они совершают в процессе оказания нематериальных услуг, по экономическому содержанию отличаются от затрат хозрасчетных предприятий и организаций. Во расходами понимают государственные платежи, которые не подлежат возврату, есть такие платежи, которые не создают и не компенсируют финансовые требования. Расходы - один из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Они являются основой для определения результатов выполнения сметы доходов и расходов, его анализу с целью выявления резервов снижения видаткив.
Контрольная функция учета требует такой его построения, которая обеспечивала получение разносторонней информации о расходах зависимости от места и времени их возникновения. Построение бухгалтерского учета расходов осуществляется в зависимости от действующей классификации их (рис. 2.7).
Расходы, осуществляемые за счет бюджетных средств, называются расходами общего фонда, а за счет внебюджетных средств - расходами специального фонда. Оба вида расходов строго планируются в смете расходов, который является основным документом, определяющим общий объем, целевое поступление, использование и поквартальное распределение средств установи.
Бухгалтерский учет этих расходов ведется раздельно, а потому и рассматривается в отдельных разделах посибника.
Расходы на содержание бюджетных учреждений является одним из основных направлений расходов бюджета. Но не всегда расходы на содержание учреждения совпадают с расходами бюджета. Так, величина денежных средств, перечисленных поставщикам материалов, характеризует сумму расходов бюджета, но для учреждения - это змина
Исходя из двойственности характера расходов бюджетных учреждений они делятся на кассовые и фактични.
Кассовыми расходами считаются все выплаты, осуществленные с текущих или регистрационных счетов как наличными, так и путем безналичных перечислений. Возврат денежных средств на счета приводит к восстановлению, т.е. уменьшение кассовых расходов. Основной задачей учета кассовых расходов является обеспечение контроля за целевым расходованием бюджетных средств соответственно сметных ассигнований. Фактические расходы - это настоящие, конечные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной, но не выплаченной заработной платой и стипендиями. Эти расходы отражают фактическое выполнение норм, утвержденных сметой, они являются показателем конечного выполнения сметы учреждения, поэтому при выполнении планового объема работ они должны соответствовать суммам ассигнований по кошторисом.
Примеры кассовых и фактических расходов: перечислены средства со счета больницы поставщику за продукты питания - кассовые расходы, а стоимость продуктов питания, израсходованных на питание больных, - фактические расходы, получение наличных со счетов в банке или казначействе в кассу для выплаты заработной платы - кассовые расходы , а сумма начисленной заработной платы - фактические видатки.
Фактические расходы, как правило, не совпадают с кассовыми ни времени, ни в сумме. В тех случаях, когда часть денежных средств на счетах в банке или казначействе вращается на пополнение запасов материалов, считается в расчетах (дебиторская задолженность), остается неизрасходованной в виде подотчетных сумм и наличности в кассе или используется для погашения кредиторской задолженности, возникшей ранее, фактические расходы меньше кассовые. Если учреждение располагает запасы материалов, то фактические расходы на осуществление планового объема работ могут превышать кассовые, поскольку расход материалов не вызывает уменьшение денежных средств на рахунках.
Если средства, полученные из банка или казначейства, потраченные по прямому назначению согласно смете (например, расходы за электроэнергию, газ, воду, телефон, текущий ремонт и другие услуги), то фактические расходы совпадают с кассовыми. Такие расходы называются прямими.
Взаимосвязь кассовых и фактических расходов приведены на рис. 2.8.
Кассовые и фактические расходы учреждения являются отдельными этапами движения бюджетных средств и объектами бухгалтерского облику.
В бюджетных учреждениях кассовые и фактические расходы планируют и учитывают по единой номенклатуре расходов. Новая бюджетная классификация, разработанная и утвержденная Минфином Украины от 21.03.97 за № 28, представляет собой перечень сгруппированных по определенным признакам видаткив.
Такими признаками являются: функция государства, ведомственная принадлежность и экономическое содержание видаткив.
Бюджетная классификация является важным организующим документом, она лежит в основе планирования расходов, их синтетического и аналитического учета, существенно влияет на всю организацию бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений. Важным отличием новой бюджетной классификации является разграничение расходов по экономическим признакам: расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направленных на текущие и капитальные расходы. Каждой категории присвоено четырехзначный код.
Схему классификации расходов по экономическому содержанию приведены на рис. 2.9.
Категория «Оплата труда работников бюджетных учреждений» включает оплату труда в денежной форме всех работников бюджетных учреждений по установленным должностным окладам, ставкам или розцинками.
Расходы по этой категории имеют наибольший удельный вес в расходах учреждения и защищена бюджетом статтею.
К категории «Начисления на заработную плату» относят сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 32% от фонда оплаты труда, сбор на обязательное социальное страхование в размере 5,5% от фонда оплаты труда (в том числе сбор на обязательное "страхование на случай безработицы в размере 1,5% от фонда оплаты труда). Это также защищена бюджетом стаття.
Категория «Приобретение предметов снабжения и материалов» включает расходы на приобретение канцелярских, чертежных, письменных принадлежностей и материалов, изготовление и приобретение бухгалтерских и статистических книг, бланков, сведений, а также классных журналов, дипломов, свидетельств, медалей, грамот, другой документации для учебных заведений; периодических, справочных и информационных изданий, расходы на приобретение материалов для текущих хозяйственных нужд, приобретение медикаментов и перевязочных материалов, медиковидновлювальних средств, бактериологических препаратов для лечебно-профилактических и лечебно-ветеринарных учреждений, домов-интернатов, санаториев, профилакториев, детских учреждений. К ним относятся также расходы на продукты питания в лечебно-профилактических учреждениях, домах-интернатах, детских домах, профтехучилищах, расходы на спецпитание лиц, работающих во вредных умовах.
По отдельному коду к этой категории относятся и расходы на приобретение предметов со сроком службы менее года или однородных малоценных предметов, на приобретение различного рода материалов и предметов для научно-исследовательских и учебных работ, на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (постельного белья, белья , спецовок, одежды, обуви, спортивного обмундирования), приобретение книг, периодических изданий для библиотечных фондов, других материалов и инвентаря.
К категории «Расходы на командировку» относятся расходы на оплату проезда, суточных, квартирных во время служебных командировок; оплату подъемных, проезда и суточных при перемещении работников, командировок на курсы и в учебные заведения, на сессии, совещания и конференции, то есть все расходы на командировки, оплачиваются за счет бюджетных коштив.
Категория «Оплата услуг по содержанию бюджетных учреждений» включает плату за аренду помещений и оборудования, транспортные услуги (в том числе капитальный и текущий ремонт транспортных средств), услуги связи, полиграфические услуги, текущий ремонт зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря , профессиональных услуг, оплату других текущих расходов, включая расходы на вневедомственную охрану, содержание помещений, мероприятия по охране труда и техники безопасности, представительские расходы тощо.
Платежи по оплате бюджетными учреждениями коммунальных услуг и энергоносителей планируются и учитываются по категории «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей». К ним относятся затраты на оплату теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оплату электроэнергии, природного газа, других видов энергии, других коммунальных послуг.
К категории «Субсидии и текущие трансфертные выплаты» отнесены все безвозвратные государственные платежи, которые не подлежат возврату и предусматриваются на текущие цили.
Под капитальными расходами понимают платежи с целью приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активив.
Категория «Приобретение основного капитала» предусматривает расходы на новые или существующие товары длительного пользования, которые покупают или создают собственными силами. Эта категория охватывает только расходы на товары, срок службы которых превышает 1 год. Сюда относятся недвижимые основные средства (например, сооружения), а также подвижные основные засоби.
Эта категория охватывает также расходы на строительство объектов социально-культурного назначения, включая школы, лечебно-профилактические учреждения, а также расходы на капитальный ремонт жилищного фонда, производственных объектов, объектов социально-культурного призначення.
Категория «Приобретение земли и нематериальных активов» включает расходы на приобретение земли, права на разработку недр, использование авторских прав, патентов и торговых знаков, приобретение программного обеспечения тощо.
На практике аналитический учет кассовых и фактических расходов ведется по более детальной их классификации (приложение 2).
2.2. учет расходов 2.2.2. Учет кассовых расходов