2. Разнообразие форм перехода к рыночной экономике

Как известно, основными признаками, по которым различают экономические системы, являются формы собственности и соответствующие им секторы экономики, соотношение между плановыми и рыночными рычагами управления общественным хозяйством, отношения распределения, место и роль непосредственных работников в системе общественного производства и т.п.. Поэтому, переходя от одной экономической системы к другой, каждое общество действует в направлении формирования соответствующих производственных видносин.
Постсоциалистические страны официально провозгласили, что они создают рыночную экономику. Но провозглашение стратегии, т.е. определение цели реформирования, должно было бы сопровождаться продуманной, взвешенной тактикой, т.е. совокупность средств, способов, методов перехода от плановой к рыночной экономике. К сожалению, тактика трансформации плановой экономики в рыночную оказалась недостаточно эффективной. В результате ее применения, в постсоциалистических странах начала формироваться рыночная система эпохи свободной конкуренции, которая существовала в XVI-XIX столиттях.
Однако в современных условиях совершенная конкуренция невозможна ни в постсоциалистических странах, ни в развитых капиталистических государствах. Рыночные отношения находятся под непосредственным влиянием государственной экономической политики. Причем государством контролируются и регулируются не только валютно-финансовый и кредитный оборот, не только курсовая, процентная, налоговая, страховая и эмиссионная сферы, но и ценовая политика, рыночное предложение высоко дефицитных ресурсив.
Экономическая система развитых стран представляет собой смешанную экономику, то есть экономику с сочетанием частной и государственной собственности, плановых и рыночных механизмов хозяйствования, регулирования социальных проблем и др.. Причем соотношение названных элементов смешанной экономики в разных странах разное, что позволяет говорить о разнообразии моделей смешанной экономики: американскую, японскую, западноевропейскую и ин.
В этой связи перед каждой постсоциалистической страной стояла и стоит проблема выбора такой модели, которая была бы наиболее приемлема для нее. Иначе говоря, каждая страна перед тем как начинать осуществление мероприятий по рыночной трансформации плановой экономики, должна была определиться с моделью смешанной економики.
Вместе с тем сторонникам рыночной трансформации необходимо помнить, что она возможна лишь после преодоления экономического кризиса. Время решать эти две задачи - преодолевать кризис и осуществлять рыночные преобразования - невозможно, поскольку для этого требуются диаметрально противоположные механизмы. Выход из экономического кризиса требует усиления государственного регулирования, а переход к рынку - замены государственного управления механизмом саморегулирования, механизмом конкуренции. И это подтверждает опыт США, Германии, Японии, Южной Кореи и ин.
Идеальной формой перехода к смешанной экономики является последовательная замена плановых производственных отношений рыночными, при которой исключены разрушения производительных сил и снижение жизненного уровня населения. Такой идеальной формой рыночной трансформации экономики, на дутики отдельных авторов, является модель жесткого регулирования перехода к рынку, что имеет место в Беларуси и Китаи.
То, что реформирование экономики в этих двух странах, особенно в Китае, дает ощутимые положительные результаты, не вызывает никакого сомнения. В результате реформирования экономики в Китае существенно увеличились темпы роста производства во всех отраслях народного хозяйства и в экономике в целом, повысился материальный уровень жизни населения. В Китае не было экономического кризиса, как это имело и имеет место в постсоциалистических странах. Однако ученые и политики этих стран отрицают переход к рыночной экономике. И об этом свидетельствует само содержание белорусских и китайских реформ. Они направлены на то, чтобы усовершенствовать плановую систему хозяйствования путем более активного использования экономических методов управления и некоторого ограничения организационно-административных методив.
Как отмечается в официальных документах китайского руководства, итогом проведения реформ будет создание социалистического планового-товарного хозяйства, ведущее место в котором занимает общественная (общенародная и коллективная) собственность на средства производства, которая дополняется индивидуальной формой собственности. Ц хозяйство, считают китайские ученые и политики, приведет д укрепления и повышения эффективности социалистического общества, конечной целью которого является комунизм.
Формой перехода постсоциалистических стран к рынку была так называемая "шоковая терапия". Она предусматривает быструю замену плановых экономических отношений рыночными. Опыт стран, которые использовали метод "шоковой терапии" убедительно показал, что он успешно лишь разрушает плановую экономическую систему и неизбежно приводит к разрушению производительных сил и спада производства, резкого ухудшения жизни населения, рост безработицы и т.д. А чем больше разрушений происходит в переходный период, тем больше времени требуется для формирования современных рыночных отношений. Иными словами, "шоковая терапия" способна породить дикий капитализм, для превращения которого в капитализм смешанной экономики потребуются десятилетия.
1. Содержание переходного периода до_ринковои экономики 3. Особенности рыночной трансформации экономики Украины