1. Товар и его свойства

В развитых странах сейчас производят почти 1 млрд. наименований продукции. С углублением общественного разделения труда, в частности специализации (т.е. закреплением отдельных работников по определенным производствами или отдельными видами деятельности), количество товаров будет расти и дальше. Двумя основными видами товаров являются материальные и нематериальные блага (или услуги). Кроме того, товары делят на две большие группы: 1) для удовлетворения личных потребностей, 2) для удовлетворения производственных потреб.
Чтобы быть товаром, определенная вещь или услуга должны:
а) быть продуктами труда;
б) удовлетворять потребности других людей (если дома выпекают пирожки и потребляют их в семье, то они остаются продуктом);
в) изготавливаться для обмена. Отсюда вытекает определение товару.
Товар - продукт труда, который удовлетворяет потребности других людей и изготовлен для обмину.
Хотя товар - своеобразная клетка, атом в системе товарного производства, он не является простым образованием. Отсюда логично вытекает вопрос: с помощью какого элемента диалектического метода можно раскрыть его сущность? Если вспомнить, что самая глубокая сущность экономических явлений и процессов может быть раскрыта как единство противоречий, можно сделать вывод, что для анализа сущности товара также необходимо использовать принцип противоречия. Двумя противоположными сторонами товара является потребительная стоимость и вартисть.
Потребительная стоимость. Потребительная стоимость связана прежде всего с способностью товара удовлетворять определенные потребности других людей. Потребности могут быть личными, производственными (например, в средствах производства) и екологичними.
Чтобы выполнить эту функцию, любой товар или услуга должны иметь определенные свойства. Эти свойства могут быть естественными (например, мясо содержит белки и другие полезные вещества) или проявляться людьми в процессе исторического развития. Так, полезность железа люди осознали только тогда, когда из него стали изготавливать орудия и предметы праци.
Чтобы стать товаром, потребительная стоимость должна удовлетворять потребности других людей, т.е. быть общественной потребительной вартистю.
Потребительная стоимость - определенная вещь или услуга, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет разнообразные общественные потреби.
Меновая стоимость товара. Чтобы удовлетворить человеческие потребности, конкретная вещь или услуга должна обменяться на другую вещь и послугу.
Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях.
Так, изготовив сапоги, сапожник хочет продать их и купить для семьи центнер муки или два центнера картофеля. Возникает вопрос: что лежит в основе тех меновых пропорций, в которых обмениваются эти продукты труда? Очевидно, что в основе обмениваемости различных потребительных стоимостей должно быть что-то общее. Это не могут быть масса, объем, форма, сами потребительские стоимости, поскольку они качественно отличаются, есть незиставлюванимы. Сапоги и муку удовлетворяют столь различные потребности, что с точки зрения потребительских стоимостей их невозможно свести к чему-то спильного.
Меновые пропорции между различными товарами не определяются и их полезностью. Это обусловлено тем, что в процессе исторического развития изменялись же пропорции, в которых происходил обмен товаров, значительных изменений испытывала и полезность. Так, в XIV в. итальянские купцы, продавая перец феодалам Западной Европы, получали за грамм перца грамм золота. Сейчас за грамм золота можно купить несколько десятков килограммов перца. Алюминий сто лет назад был в несколько раз дороже, чем сейчас, но его полезность в наше время возросла бесподобно. Общим во всех товаров и услуг, которые обмениваются на другие, является то, что в них воплощена праця.
Стоимость товара. В товарах и услугах воплощена не любой труд, а общественная, то есть такая, что создает общественную потребительскую стоимость. Именно общественный труд лежит в основе обмениваемости товаров или услуг, делает их количественно сопоставимых, а следовательно, формирует их стоимость. Поэтому в стоимости отражается не только количество общественного труда, но и качество продукции, ее полезный эффект. Стоимость является второй важной стороной товара, а меновая стоимость - внешняя форма ее вияву.
Стоимость, в свою очередь, имеет два основных аспекта - качественный и килькисний.
Качественный аспект стоимости - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе общественного разделения труда при изготовлении товаров и их обмини.
Количественный аспект стоимости - выражение величины воплощенного в товаре общественного труда товаропроизводителя и общественной полезности этого товара.
Тема 7. Товар и труд 2. Труд, создающий товар