3. Рыночная цена (цена равновесия)

Рыночная цена - цена, по которой уровне предложения и спроса уривноважуються.
Чтобы найти такую цену, объединим табл. 2 и 3 в одну и добавим графу, которая показывает, насколько спрос превышает предложение и наоборот (табл. 4).
На основании данных табл. 4 построим график (рис.4).
Из него видно, что кривые спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая является ценой равновесия (рыночной цене). Одновременно в этой точке совпадают индивидуальные и общественно необходимые затраты производства. При установлении цены на уровне, который превышает рыночную цену, предложение превышает спрос, и появляется избыток продукта; если цена ниже рыночной, спрос превышает предложение, и возникает дефицит.
В состоянии равновесия спроса и предложения рынок считается сбалансированным, это состояние приводит конкуренция.
Цена равновесия выполняет следующие функции:
информирует товаропроизводителей о путях рационального распределения экономических ресурсов (повышение цены свидетельствует о целесообразности увеличения объемов производства и наоборот, а следовательно о необходимости перераспределения производственных ресурсов)
вместе с конкуренцией, процессом взаимодействия спроса и предложения формирует механизм рыночного соотношения между индивидуальными и общественно необходимыми витратами.
Однако вышеприведенный механизм действует лишь в условиях свободной конкуренции - одного из типов рынка, который, как уже отмечалось, доминировал на низшей стадии капитализму.
§ 4. Эластичность спроса и пропозиции
Важную роль * в производственной деятельности товаропроизводителей, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластичность спроса и предложения. Ведь информации об отклонении цены на товар под влиянием определенных факторов еще недостаточно для принятия взвешенных решений предпринимателем, важно знать меру такого отклонения. В этом случае экономическая наука предлагает категорию еластичности.
Эластичность - мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые определяют, прежде всего, от стоимости товарив.
В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентной изменения другой переменной. Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса от цини.
Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:
наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем эластичнее будет спрос)
доля продукта в доходах потребителя (чем важное место занимает определенный продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при неизменных остальных условий);
длительность периода для осуществления выбора (чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на товар);
тип товаров, в частности их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары широкого потребления - неэластичный).
Эластичность при изменении цены показывает, изменение спроса в процентах происходит с ростом цены, скажем, на 1%. Простейшая формула ценовой эластичности:
Эластичности спроса от роста цены, как правило, является отрицательной величиной. Это означает, что с ростом цены спрос на товар зменшуеться.
Аналогично измеряется эластичность пропозиции.
Эластичность предложения - процентное изменение предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цини.
Как правило, такое значение эластичности положительное, поскольку высшая цена - стимул для производителей к увеличению выпуска товарив.
Особенность рыночного механизма в этом случае заключается в том, что спрос эластичен по цене течение длительного, а не короткого промежутка времени. Ведь люди не сразу меняют свои привычки в потреблении товаров, к тому же спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и снижает спрос на него, но в меньшей степени, чем растет цена. Время на длительном промежутке времени потребители будут стараться покупать малолитражные и более экономные автомобили.
Важнейшими факторами, которые влияют на эластичность предложения, кроме цен есть численность товаропроизводителей, ожидания (ценовые и др.). Разных субъектов экономической деятельности, размеры устанавливаемых государством налогов, фактор времени и др.. При этом различают:
краткосрочный период эластичности спроса, в котором предприятие не осуществляет капиталовложений в реконструкцию производства, а приспосабливается к спросу путем увеличения загрузки производственных мощностей, интенсивности труда и т.п.;
середиьотерминовий период, в котором осуществляют капиталовложения, но при этом предложение приспосабливают к спросу не за их счет, а путем сужения или расширения производства на существующих производственных мощностях)
долгосрочный период, в котором осуществляется реконструкция производства (замена устаревшего оборудования на новое и соответствующее расширение производства), а также появляются новые товаропроизводители данной продукции.
Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и т.п.) спрос эластичен в краткосрочный, а не долгосрочный период. Так, в США ежегодно продается 7-10 млн. автомобилей. Поэтому с ростом цен спрос на автомобили резко снизится, хотя общий парк автомобилей уменьшится ненамного. По мере износа машин спрос на них со временем зросте.
В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент еластичности.
Коэффициент эластичности - отношение изменения объема спроса или предложения (рост или уменьшение в процентах) к изменению цен (в процентах).
Зависимости от значения коэффициента эластичности различают такие основные виды эластичности спроса и предложения: 1) абсолютно эластичные, 2) относительно эластичные, 3) единично эластичные; 4) относительно неэластичные; 5) абсолютно нееластични.
Относительно эластичный, или эластичный, спрос - спрос, при котором незначительные изменения в цене приводят к значительным (больших) изменений в количестве реализованной продукции.
Например, снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%. Коэффициент эластичности в таком случае должен быть больше единицы, а в нашем случае он равен двум. Таким, в частности, есть спрос на предметы розкоши.
Неэластичный спрос - спрос, при котором незначительное изменение в цене предопределяет еще меньшее изменения в количестве реализованной продукции.
Так, снижение цены на 3% спрос растет только на 1%. Коэффициент эластичности в этом случае составляет 1/3, т.е. для неэластичного спроса характерный коэффициент, меньший единицы. Таким, например, является спрос на хлеб. Между приведенными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация.
Единичный спрос - спрос, при котором процентное изменение цены будет равно процентному изменению спроса (например, снижение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%.
Абсолютно неэластичный спрос - спрос, при котором изменение цены не приводит к изменению количества реализованной продукции ( таким, в частности, есть спрос на соль).
Этот вид спроса характеризуется тем, что малое снижение цены побуждает покупателя увеличивать закупки от нуля до предела своих можливостей.
По оценке западных ученых, свидетельствует о том, что коэффициент ценовой эластичности на хлеб составляет 0,15%, на говядину - 0,64, яйца - 2,65, на электроэнергию - 0,13, на одежду и обувь - 0,20, на билеты в кинотеатр - 0,87%.
Спрос, предложение и цена - основные элементы любого рынка. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы купить за определенную цену в течение соответствующего промежутка времени и в определенном месте. Предложение - решения и способность производителя изготовить и предложить для продажи на рынке определенное количество продукта за каждую конкретную из возможных цин.
Спрос и предложение зависят от многих факторов, прежде всего от цены данного товара. Эту зависимость выражают закон спроса и закон предложения. Закон спроса означает, что при несменяемости всех других факторов снижения цены приводит соответствующий рост величины спроса, и наоборот. Согласно закону предложения, производители предлагают больше товаров по более высоким ценам и меньше - за нижчими.
Зависимость между ценой и количеством покупаемого товара потребителем, а предложения - от цены графически изображается соответственно кривой индивидуального спроса и кривой индивидуального предложения.
По уравновешивания величин спроса и предложения устанавливается цена рыночного равновесия, или рыночная цена. Приближение цен к рыночной обусловлено, с одной стороны, конкуренции производителей, а с другой - конкуренцией между споживачами.
Эластичность - это мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые ее определяют. Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения количества товаров, на которые есть спрос, к процентному изменению цены. Тремя основными видами эластичности является эластичный спрос, неэластичный спрос и единичная эластичность.
2. Предложение и закон предложения Тема 10. Конкуренция и монополия