20.3. Социальная защита населения

Проблемы занятости и социальной защиты населения. Формирование многоукладной экономики радикально меняет ситуацию в сфере занятости населения. В условиях бывшего СССР существовала скрытая форма безработицы, которая, по некоторым подсчетам, составляла не менее 20 процентов работников всех предприятий. Время на ряде предприятий ведущих производственных отраслей не хватало рабочих, что свидетельствовало о сосуществовании безработицы с неэффективным использованием рабочей сили.
В переходный период к рыночной экономике доля работать в государственном секторе экономики, уменьшаться и в конечном итоге может составлять Зо-35 процентов. Значительно возрастет доля занятых на предприятиях различных форм коллективного хозяйствования, частных предприятиях и в организациях. Преобразование государственного сектора не просто сопровождаться параллельными хозяйственными процессами в коллективном и частном секторах, а, взаимодействуя со всей совокупностью преобразований, доставать в них существенную поддержку. Новая социальная структура экономики и соответствующая структура занятости приобретет относительного постоянства лишь после преодоления гипертрофированного этатизма, конверсии и создания современной технико-технологической базы народного господарства.
Следует учесть, что каждое вновь негосударственное предприятие стремится к получению максимально высокого валового дохода на каждого работающего. Понятно, что при этом трудовые коллективы не ориентируются на дополнительный наем работников. Более того, им выгодно сократить численность работающих, что усугубляет проблему занятости. Возникает некоторая несогласованность между потребностью внедрения новых видов техники, ресурсосберегающих технологий и стремлением коллектива сделать более безопасным свое положение относительно возможной потери работы в будущем. Для решения этого противоречия нужны определенные условия, среди которых главное место занимает сочетание рыночной организации экономики с государственным регулюванням.
В частности, как показывает опыт западных стран, взаимодополняемости больших, средних и малых предприятий в структуре экономики не только изменяет мотивацию труда, но и стабилизирует ситуацию на рынке труда. Крупные предприятия, производящие стандартную, сравнительно дешевую и качественную продукцию, удовлетворяющие самые распространенные, массовые потребности. Средние и малые формы предпринимательства конкурируют в рамках так называемой целевой специализации, т.е. стремятся производить свою продукцию или оказывать услуги, отличающиеся от конкурентных. С этой целью выделяют некоторые товары, углубленно изучают рынок, спрос потребителей, гибко регулируют цены, качество товаров и услуг, марки, формы сервиса, способы сбыта. Воздействуя на потребителя через подобные факторы, накопления опыта и ресурсов в выбранной узкой области, такие предприятия зависят от конкретной рыночной ситуации, на которую они ориентированы. Конкурентная борьба является для них стимулом для улучшения качества продукции и услуг, расширение их ассортимента, снижение затрат виробництва.
Такое взаемодоповнення форм хозяйствования меняет конечную цель деятельности хозяйствующих субъектов - не только получение прибыли, но и участие в достижении высоких конечных результатов, удовлетворение потребностей потребителей, установление соответствия между объемом и структурой производства и потребления. Производство, оптимально приспособленное к удовлетворению спроса потребителей, наиболее полно отвечает задаче согласования рыночных интересив.
Следует заметить, что эффективность мотивации зависит от силы как хозяйственного, так и социального и творческого побуждения к труду, сочетание экономических и внеэкономических форм принуждения. Для ускорения экономического роста важно усилить социальную ответственность людей, сделать самовосстанавливающиеся мотивы к труду. Однако постоянный рост мотивации труда за счет экономического или внеэкономического принуждения возмущает общественное недовольство, нуждается в эффективной системе социальной защиты населения. Главным звеном этой системы является делегирование определенной части личной ответственности за собственную судьбу и состояние дел в обществе государственным и общественным институтам: органам власти, социального страхования и пенсионного обеспечения, профсоюзам, другим организациям, которые осуществляют социальную защиту населення.
Социальная защита населения имеет многоуровневую структуру, находящуюся под воздействием рыночной системы хозяйствования, государственной политики в социальной сфере. В частности, для самостоятельных хозяйствующих субъектов, занятых предпринимательской деятельностью, главной формой экономического принуждения является конкуренция. Попытки использовать конкуренцию как движущую силу развития рыночных отношений предопределяет накопление капитала, инновационную и инвестиционную активность предпринимателей, создание страховых компаний, диверсификации производства и т.п.. Такая направленность может в конечном итоге привести к монополии. Поэтому нужно действенное антимонопольное законодательство, противовеса в виде содействия разнообразным формам господарювання.
Вместе с тем следует учитывать, что попытки гуманизировать систему мотивации труда, социальной ответственности каждого участника рыночных отношений за счет увеличения государственных гарантий, социальной защиты населения за определенной чертой неотвратимо ослабляет экономические интересы хозяйствующих субъектов. Например, установление в Украине высокого уровня налогообложения предприятий с целью централизации средств для выполнения социальных программ обусловило снижение деловой и предпринимательской активности, усиление административных методов управления. В связи с этим важной составляющей перехода к рыночной экономике является правильный выбор форм и темпов преобразований, согласования экономического роста и социальной защиты населення.
Создание сильного рыночного механизма мотивации к предпринимательству, высокопроизводительного труда требует существенного сокращения доли расходов государственного бюджета в национальном доходе на содержание государственного аппарата, дохода государственного бюджета за счет свертывания других видов доходов и прежде всего уменьшение доходов населения. Разгосударствление экономики связано с сужением сферы государственного содержания, относительным ограничением социальных гарантий. Лишь на основе высоких темпов экономического роста, сильной мотивации труда и высокой социальной ответственности каждого можно решить проблемы социальной защиты населения в цилому.
Совокупность доходов, направленных на достижение существенных изменений в системе социальных гарантий, весьма разнообразна. На смену гарантий занятости за счет государственной инвестиционной политики, направленной на создание избытка рабочих мест, в социально ориентированной рыночной системе хозяйствования гарантии занятости распределяются между работниками, государством и профсоюзами. Гарантии работника заключаются в его трудолюбии, профессиональному мастерству, ответственности за свое положение. Государство стимулирует создание новых и модернизацию имеющихся рабочих мест, способствует перераспределению рабочей силы, а профсоюзы гарантируют от необоснованных увольнений. Для экономически слабых групп населения должны быть гарантированы прожиточный минимум, компенсации и индексации всех видов государственной допомоги.
Безработица и социальная политика государства. Составной функционирования рынка труда является государственная политика эффективной занятости населения, выявление причин безработицы и ее преодоления или хотя смягчения негативных социальных последствий этого явища.
Известный теоретик рыночного хозяйства Ф. Хайек среди причин безработицы называет несовпадение распределения факторов производства в отраслевом и территориальном аспектах с распределением спроса на производимую продукцию. Это обусловлено искажением системы соотношения цен и заработной платы, то есть отклонением от равновесных цен и заработной платы, которая бы состояла в условиях устойчивого рынка и денежного обращения этого следует, что условием достижения равновесия между производством и потреблением является установление определенного соотношения между ценами и масштабами безработицы.
Согласно идее Дж. М. Кейнса, безработица обусловлена недостаточным совокупным спросом (по сравнению с общей суммой заработков, которые должны быть выплачены по существующим расценкам при полной занятости). В этих условиях источником преодоления безработицы должны быть наличие бюджетного дефицита, увеличения денежной массы, то есть инфляция. Денежная политика полной занятости приводит к увеличению совокупного спроса, в свою очередь, предопределяет спрос не только на дополнительные рабочие места, но и на денежные средства. Это свидетельствует о том, что инфляция масс бесконечный характер. Ф. Хайек не соглашается с такой концепцией, видя ее недостатки в приближении неминуемой экономического кризиса. По его мнению, следует положить конец наращиванию денежной массы или снизить ее до уровня темпов реального роста объемов производства. Первоочередной задачей становится достижение высокого и устойчивого уровня занятости на основе такого функционирования рынка, путем свободной игры цен и заработков установить соответствие спроса и предложения в каждом секторе економики.
Переход к рынку в Украине сопровождается самоликвидацией убыточных и низкорентабельных предприятий, большой структурной перестройкой. Для обеспечения занятости рабочих создана государственная система переподготовки и переквалификации работающих. Эффективная занятость предполагает формирование организованного рынка труда на основе добровольного выбора профессии и рода занятий, признание доходов от собственности наравне с доходами от труда. Новые формы хозяйствования, возникающие вследствие разгосударствления и приватизации, в определенной степени смягчают проблему безработицы, однако ее может решить только держава.
В частности, для повышения конкурентоспособности отечественного производства, а следовательно, решение проблемы занятости, целесообразно в дальнейшем развивать конкурентную политику относительно определения основных рынков, на которых в Украине существуют наиболее благоприятные условия произрастания. К таким внутренних рынков принадлежат рынки, на которых преобладает продукция импортного производства - легкая промышленность, сложная бытовая техника, пищевая промышленность, продукция сельскохозяйственного машиностроения. Главными средствами воздействия государства могут быть в определенной степени протекционистские меры (таможенные ограничения, квотирование, лицензирование, фискальная политика), а главным образом мобилизация внутренних организационных, материальных, интеллектуальных и других ресурсов. Например, создание мощных вертикально интегрированных компаний с завершенным циклом производства позволит аккумулировать ресурсы, сосредоточить их использования на наиболее перспективных напрямах.
Меняется система социального страхования населения. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности обязательного удержания страховых взносов из заработной платы работников. Они достигают 50 процентов сумм страховых фондов. Другие средства покрываются взносами предпринимателей и некоторыми дотациями государства. Главным по своим масштабам и уровню развития видом социального страхования населения является пенсионное обеспечение. В рамках развитой рыночной экономики государство регулирует условия назначения пенсии, порядок создания страховых фондов. Особенностью систем пенсионного обеспечения является их разнообразие (трудовые, социальные, их разновидности). При этом единственной законодательной основой является Закон Украины «О пенсионном обеспечении».
Законодательство должно быть направлено на то, чтобы как можно полнее учитывался общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, гарантировались единство условий и норм пенсионного обеспечения всех слоев населения. Социальная защищенность пенсионеров гарантируется установлением пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярным пересмотром их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности економики.
Итак, воплощая возможности экономического роста, социальная защита населения является проявлением единства ориентации экономики на одновременное повышение эффективности и достижение конкретных социальных результатов.
20.2. Уровень жизни и его показатели 20.4. Стабилизационная политика государства: кейнсианский и монетаристский подходы