1.1. Зарождение экономических знаний

С момента возникновения человек, чтобы выжить, активно действовала, приспосабливая окружающую среду к своим требованиям и потребностям. Она не получала все, что ей необходимо в готовом виде. Вещи, окружавшие надо было превращать, чтобы получить желаемое в необходимом количестве, в том месте, где она жила, и в удобное время. Иначе говоря, чтобы достичь жизненно важных целей, нужно было в среде обитания (ойкос) действовать в определенном порядке (номос). Такой вид человеческой деятельности и назвали экономикой. Естественно, для того, чтобы такая деятельность стала успешной, необходимы определенные умения, знания о том, как следует действовать. Знания накапливались постепенно, по мере приобретения опыта, и сначала представляли собой определенные интуитивные представления, некоторые обобщения поверхностных наблюдений, закрепленные в обычаях, традициях, древнейших письменных памятниках. Вот тут и проявляются первые следы экономической мысли, отразившей не только понимание сложившегося порядка вещей, но и некоторую оценку явлений и событий, видбуваються.
Экономическая мысль в Древнем свити.
Философы Древней Греции - Платон, Аристотель и другие исследовали отдельные проблемы экономической теории (стоимость, цена, деньги, налоги и т.п.), высказали ряд оригинальных идей относительно сущности экономического порядка. Они размышляли об идеальном общественном строе и дискутировали проблему: должен общественный строй базироваться на индивидуальном интересе личности или на приоритете общественного интереса подчиняет личность государственным потребностям. Не обошли они вниманием и проблему обмена как формы экономической связи между людьми.
Размышления античных философов наследуют средневековые схоласты, что в форме церковных догматов формулируют представления о справедливом устройстве общества и место в нем различных социальных общностей, о роли труда как божественного предопределения и кары за грехи, о допустимости и границы товарно-денежных отношений. Особенностью их экономических взглядов стало рассмотрение проблем хозяйственной практики.
Установление экономической системы, основанной на более сложных, рыночных формах связи, породило насущную потребность в осознании основных принципов механизма ее функционирования и выделении экономических учений в самостоятельную сферу, область знаний, которая отделилась от более общих представлений об общественном развитии: философии, религии . Возникают первые экономические школы, пытаются искать решения экономических проблем в самой экономике, а не за ее пределами. Такой подход позволил поставить вопрос о поисках закономерностей развития системи.
Меракантилизм.
Первой школой, которая пыталась построить теорию общественной системы, основанной исключительно на экономике, стали меркантилисты. Целью общественной системы они считали обогащения государства и населения. А поскольку наиболее очевидным воплощением богатства были деньги, выраженные в благородных металлах, основная задача виделась в обеспечении общества можно большим количеством золота и серебра. Это достигалось лишь в том случае, когда государственная власть активно содействовала реализации поставленной цели, всесторонне регламентируя экономическую жизнь: протигуючы национальной промышленности и торговли, обеспечивая им выгодные условия найма рабочей силы и экспорта, отгораживая от конкурентов из других стран. Иначе говоря, государство в сфере экономики должно проводить активную политику. Не случайно меркантилисты (Антуан де Монкретьен) дали новое название науке о способах увеличения общественного богатства - политическая экономия.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.2. Развитие экономической теории