4. Институциональные основы переходной экономики.

Опыт реформирования постсоциалистической экономики подтверждает стратегическую важность институционального аспекта трансформации, его главную роль по сравнению с экономической политикой. Несрабатывание рыночных реформ на начальных этапах экономических преобразований в Украине, как и в России, объясняется именно неучетом институциональных составляющих экономического розвитку.
Радикальный и быстрый крах прежней системы институтов в советском обществе, тронул лишь часть формальных норм и правил, привел к катастрофическому несогласованности в функционировании формальных и неформальных институтов. Общественная договоренность, возникшая на волне демократических политических преобразований, позволила достаточно быстро сломать старую систему формальных норм и построить на ее месте новый "каркас" из принципиально иных социально-экономических институтов. Но новые "рутины" не могли так быстро возникнут и закрепиться. Это, в свою очередь, неизбежно вызвало ухудшение общей экономической ситуации, особенно если изменения в окружающей среде шли вразрез с предыдущими стереотипами деловой повединки.
В плановой экономике, которая характеризовалась жесткими формальными правилами, сложилась крепкая система, неформальных институтов, опиравшейся на так называемые "рыночные" нормы, которые с успехом компенсировали ее дефициты, дисбалансы, и другие препятствия для проявления здоровой экономической активности. Во всех социалистических странах существовали рыночные отношения, которые были не закреплены соответствующими правовыми институтами. Функционировали как прикованы, так полулегальные рынки использовались в обход обязательных планов. Выгодные сделки заключались везде, но они не могли опираться на какие-то долговременные и устойчивые нелегальные отношения и реализовывали в основном краткосрочные интересы участников. Отсутствовал главный институт, который необходим для любого нормального соглашения - договорное (контрактное) право. В предпринимательских кругах сформировалась уверенность, что все эффективно, выгодно, "рыночное" осуществляется вопреки действующим легальным нормам. Этот неформальный институт принимался также властью, которая хорошо понимала полезность скрытых рынков для плановой экономики, но не допускала их легализации как формального институту.
Подобный двойной стандарт, который особенно характерен для позднего социализма, прочно закрепился в общественном сознании и продолжал действовать и после создания новых институтов в начале рыночных реформ. Практика двойных стандартов поддерживалась группами интересов, носители которых твердо усвоили опыт противостояния легальной доктрине. Но если в плановой экономике такие неформальные институты сохраняли упорядоченность и устойчивость системы, не могли обеспечить только механизмы административной власти, то в переходной экономике, наоборот, они способствовали консервации привычных алгоритмов действий и их адаптации к принципиально новых институтов лишь формально, без существенных изменений. Характерно, что поведение организаций и граждан только тогда полностью согласуются с формальными правилами, когда допущенные нарушения реально и бесповоротно вызывают уголовные санкции властей. В противном случае предприниматели склоняются опираться на неформальные институты, выполняя требования формальных таким образом, чтобы они не противоречили существующим интересам.
Переходная экономика постсоциалистических стран с ее слабыми и несогласованными институтами особенно нуждается в эффективной правовой и регулирующей инфраструктуры. Законы, правила и нормы формируют ограничительные рамки, стабильное институциональная среда для развития рыночных отношений. Вместе с тем институциональная среда - это также механизмы и структуры защиты правовых норм, что гарантирует их безусловное выполнение. Практический опыт трансформация показал, что для создания и бесперебойного функционирования необходимого для переходной экономики институциональной среды недостаточно подготовить и принять стандартный набор законов и сформировать эффективно действующую судебную систему.
Следует заметить, что в переходной экономике в ходе взаимодействия и взаимовлияния экономической политики с процессами формирования современной рыночной институциональной инфраструктуры возникают серьезные проблемы. Сложилась очевидна тенденция самодостаточности экономической политики и явного неучета вопросам формирований основных институциональных блоков рыночной економики.
Формальные нормы и правила формируют определенную иерархию, структурирует институциональная среда. Наиболее общие нормы в этой иерархии представлены конституционными правилами. Переходный период во всех постсоциалистических странах ознаменовался принятием новых конституций, фиксирующие нормы демократического гражданского суспильства.
Конкретные формы хозяйственной деятельности регулируются экономическими нормами и правилами. Они структурируют отношения кооперации или, наоборот, конкуренции субъектов экономики и материализуются в конкретных законах: о создании хозяйственных обществ, предпринимательскую деятельность, о запрете монопольного поведения и поощрения конкуренции и т.д.. Таким образом, экономические нормы и правила структурируют и регулируют отношения обмена в экономике, вход предпринимателей на рынок и выход из них. Центральное звено системы экономических норм и правил - право собственности. Неполнота и неопределенность прав собственности, препятствует реструктуризации и инвестициям в реальный сектор переходной экономики, объясняется непоследовательностью, противоречивостью и изменчивостью действующих экономических правил. При этом решающую негативную роль сыграл вышеупомянутый приоритет экономической политики по формированию институтов рыночной економики.
Контракты - это тот уровень институциональной сферы, для которого и создается необходимое правовая среда в виде конституционных и экономических правил. Правовая инфраструктура в постсоциалистических странах пока еще не может обеспечить правовые основы нормального функционирования и роста рыночной экономики не только из-за несовершенства необходимых формальных норм и правил. Само собой законодательство не создает условий для рационального распределения ресурсов и развития предпринимательской инициативы. Необходимые механизмы и структуры, обеспечивающие обязательное выполнение правил всеми агентами экономики, всеми «игроками», включая правительство. Практика же свидетельствует обратное - содержание и исполнение законов часто подменяется политическими решениями, программами и проектами, участники которых почти легально оказываются извне в сферу действия правовых норм. В таких случаях вся иерархия правовых институтов нарушается, игнорируются основные задекларированные права, прежде всего права собственности и соблюдение контрактов, которые гарантируются конституцией. Доверие к конституционных основ, устойчивость и жизнеспособность правовой инфраструктуры, без которых невозможно функционирование рыночной экономики, требует как минимум гарантированного выполнения трех условий - неприкосновенности прав собственности, исполнение контрактов и обязательной ответственности за нанесенный ущерб.
Завершая данный раздел, хотелось обратить особое внимание на то, что социокультурные, социально-политические и экологические компоненты в переходной экономике осуществляют значительно большее влияние на развитие процессов материального производства, распределения, обмена и потребления, на экономические отношения в целом, чем в стабильных экономических обществах, где господствует экономическая детерминация.
Переходная система тем и отличается от стабильной экономики, что здесь происходит процесс снятия, ухода в прошлое одних социально-экономических отношений и зарождения других отношений. Соответственно, она характеризуется тем, что экономическая детерминация временно как бы "зависает", и общественную жизнь, в том числе и экономическую жизнь переходных обществ, оказывается почти не в решающей степени детерминирована политическими и социокультурными факторами. Во многом именно эта сфера переходной экономики определяет направление будущего экономического развития: к "дикому капитализму" (в его различных формах) или к смешанной экономике с преобладанием общественной и социальных регуляторов, т.е. "экономики для человека".
3. Влияние институциональных факторов на экономическую политику. ТЕМА : 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ