1. Структурные сдвиги в экономике. Составляющие структурной политики

Современная развитая экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов общественного разделения труда и углубления специализации различных отраслей и видов человеческой деятельности. «В экономике современных обществ, - пишет П. Самуэльсон, - этот процесс (специализации и разделения труда. - А.Б.) доведен до определенного предела». Но он не акцентирует чем это обусловлено, хотя и подчеркивает его прогрессивность. Вслед за А. Смитом он признает, что специализация и разделение труда ограничены размерами рынка, то есть тем объемом товаров или услуг, который может быть реализований.
Понятно, что эффективное функционирование экономики время от времени должно сопровождаться ее структурной перестройкой. В этом направлении необходимы целенаправленные действия государства как на макро-, так и на микроривнях.
Исторический опыт эволюции экономических систем свидетельствует, что ее общими закономерностями является изменение «конкретно-традиционных» пропорций народного хозяйства, обновление его элементов, а также усиление динамизма общественного производства и результатов останнього.
Разнообразие и особенности структурных сдвигов в той или иной стране определяются следующими факторами. Во-первых, конкретными формами реализации универсальных принципов функционирования соответствующего типа экономики (традиционная, рыночная, командная, смешанная, которые по-разному отвечают на основные вопросы экономики). Во-вторых, специфическими для каждой страны условиями и формами становления и развития народного хозяйства. В-третьих, этапом, на котором находится страна при осуществлении структурной политики, в частности, степени завершенности технологической перебудови.
Следует отметить, что многие процессы структурных изменений в экономике, которые происходят под влиянием НТР, являются общими для разных стран независимо от господствующих там социально-экономических систем. Среди этих структурных сдвигов в экономике на современном этапе НТР можно выделить таке.
Первое. Сейчас происходит динамический процесс формирования группы отраслей, которые обеспечивают НТР и имеют относительно высокие темпы роста. Как известно, к ним относятся химическая и нефтехимическая промышленность, атомная энергетика, электроника и радиотехническая промышленность, биотехнологии, производство чистых материалов и материалов повышенной и заранее данного качества, микропроцессоров и ЭВМ, средств связи, приборов контроля и управления тощо.
Именно эта группа отраслей и производств, темпы их роста определяют масштабы НТР, динамику эффективности производства и соответствие параметров выпускаемой продукции потребностям суспильства.
Второе. Изменяется соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями в пользу последних. Такая тенденция в условиях НТР является решающим, поскольку позволяет снизить темпы роста добывающих отраслей с выигрышем для конечного общественного продукта. Этому способствует появление безотходных технологий, комплексной переработки сырья, энергосберегающих технологий тощо.
Третье. Происходят сдвиги внутриотраслевых пропорций. Это находит отражение в росте удельного веса финишных стадий и операций (разных видов обогащения и облагораживания сырья и материалов), что повышает качество продукции.
Четвертое. Динамично развивается инфраструктура общественного производства, сфера производственных и бытовых услуг - транспорт, связь, энергетика, информационное обслуживание народного господарства.
Существенно возрастает роль науки и научного обслуговування.
Пятое. Как известно, одной из важнейших структурных проблем всегда было и есть соотношение между двумя подразделениями общественного производства - производством средств производства и производством предметов потребления. НТР модифицирует действие закономерности преимущественного роста средств виробництва.
Фондо-и материалосберегающих варианты экономического роста дают возможность обойтись без форсированного, как это было раньше, увеличение доли так называемого И пидроздилу.
Шестое. Динамичным сектором экономики в современных условиях становится сфера услуг. Сейчас в этой сфере производится все большая доля ВВП и сосредоточивается все большее количество работников. Как показывает практика промышленно развитых стран именно в сфере услуг занято более 70% их трудовых ресурсив.
НТР обусловливает резкое сокращение удельного веса первичной сферы, а затем, хотя и значительно медленнее, - вторичной при динамическом расширении третичной сфери.
Новым явлением в условиях НТР является массовое возникновение и развитие интегральных экономических институтов (хозяйственных структур), которые объединяют науку, производство, сферу обслуживания. Речь идет о комплексные научно-производственные объединения, крупные инженерные фирмы тощо.
Наряду с этой тенденцией отчетливо проявляется и другая - рост числа и удельного веса в общем объеме производства средних и малых предприятий, что характерно для всех развитых стран. Генерируется оно в условиях НТР процессом развития так называемых децентрализуючих технологий.
В научной литературе имеют место попытки противопоставить эти две тенденции, но здесь, на наш взгляд, надо исходить из экономической целесообразности сосуществования и соотношение большого и малого производства. Ведь каждое из них выполняет в народном хозяйстве свои специфические функции.
Общепризнанно, что малое предпринимательство является одним из действенных рычагов решения многих экономических и социальных задач. В частности, оно способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов. Поэтому малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой занимает значительное место в экономической политике государства. В мировой хозяйственной практике малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50-60 процентов трудоспособного населения. А объемы производства в этой сфере в разных странах составляют от трети до двух третей валового национального продукту.
По данным Минстата Украины сектор малого предпринимательства у нас пока незначительный. Он охватывает менее 10 процентов населения, занятого в общественном производстве страны. Поэтому наше малое предпринимательство требует целенаправленной государственной поддержки и реализации системы взаимосвязанных мероприятий по обеспечению благоприятных правовых и организационно-экономических условий его становления и эффективного розвитку.
В контексте обще-абстрактного анализа структурных сдвигов в современной экономике, то это, как видим, не только совершенствование отраслевой структуры, но и региональной и институциональной, то есть - это многовекторный процесс. Несомненно, что он должен перманентно опосередковуватись конструктивными действиями государства, - ее структурной политикой. Последняя также - сложная и многоаспектная проблема как с точки зрения теории, так и практической реализации.
В своей сущностной основе экономическая политика сводится к управлению (в широком смысле этого слова) ресурсами, прежде всего, материальными и финансовыми, и их взаимосвязанным движением в пределах макроэкономического воспроизводственного процесса. Необходимо иметь в виду, что рациональное осуществление этой политики предусматривает наличие соответствующих социально-экономических отношений, которые позволяют эффективно использовать ресурсы, поскольку в таких отношениях происходит их движение. Об этом свидетельствует и практика развитых краин.
Главными задачами структурной политики государства является преодоление диспропорций, возникающих между отдельными сферами, отраслями экономики страны, а также - регионами и учреждениями и формирование на этой основе сбалансированной структуры национального хозяйства. Согласно этому структурную политику следует рассматривать как отмечалось, на отраслевом, региональном и институциональном аспектах (срезах).
Отраслевой срез структурной политики охватывает цели, рычаги и средства воздействия государства на процесс формирования пропорций, которые характеризуют рационализацию отраслевой структуры экономики. Главными задачами отраслевых структурных сдвигов являются:
разработка структурно-отраслевой стратегии развития экономики страны, анализ места и роли ведущих отраслей в ее структуре;
обоснование приоритетов в развитии отдельных отраслей народного хозяйства;
проявление проблем развития и размещения крупных многоотраслевых комплексов;
проведение мероприятий по поддержанию государством НТП в отдельных отраслях экономики;
комплексное развитие регионов краини.
Отраслевая структура экономики характеризуется удельным весом отдельных отраслей в создании ВВП. Достаточно рельефно структурно-отраслевые пропорции и экономическое положение страны характеризует и отраслевая структура ее промышленности, можно проиллюстрировать на примере Украини.
Известно, что экономика независимой Украины упорядочила далеко нерациональной структуре промышленного производства сформировавшаяся за время ее пребывания в едином народнохозяйственном комплексе СССР. За период экономического кризиса в 90-е гг эти деформации еще более углубились и достигли практически критической точки (см. табл. 1). Поэтому они требуют неотложного устранения, что является одной из ключевых проблем.
Несмотря на частичное рост выпуска продукции в 2000 г., общая тенденция ухудшения структуры не зминилася.
В первую очередь это касается машиностроения, доля которого с 1990 г. по 2000 г. уменьшилась почти в 2,4 раза. Существенно выросла и без того большая доля черной металлургии: в 2000 г. она достигла 27,4% по сравнению с 11% в 1990 г. продолжался рост совокупной доли сырьевых и энергоемких отраслей в структуре промышленного производства. Так, в 2000 г. эта доля приблизилась к 3/5 (58%), что становится угрожающим экономической безопасности страны. В то же время удельный вес отраслей легкой и пищевой промышленности сократилось за эти 10 лет с 29,4% до 19%.
Региональная составляющая структурной политики - комплекс различных мероприятий (законодательных, административных, экономических), осуществляемых как центральными, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий - устранение диспропорций в социально-экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны. Необходимость выделения регионального аспекта в структурной политике обусловлена объективной неравномерностью в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения, а также обеспечения приемлемого уровня и качества его жизни в каждом регионе краини.
Институциональный подход (составляющая) в структурной политике базируется на том концептуальном положении, что важно не просто регулировать экономические процессы на различных уровнях (макроэкономическом, межотраслевом, производственном и т.п.), а менять картину экономического розвитку.
Характерна, например, для современных украинских реалий «институциональная структура» (традиции, привычки, нормы поведения, принятые в обществе, в том числе и «экономические институты» - частная собственность, конкуренция, прибыль и т.д.., А также их закрепления в виде законов, организаций, учреждений рыночной инфраструктуры и т.д.), в значительной степени вошла в противоречие с новыми потребностями и условиями поступательного развития общества. Часто эта структура становится «консервативным фактором», преградой на пути рыночных преобразований еще и потому, что многие из этих институтов прочно не укоренились. А часто те институты, регулирующие человеческую деятельность (в такой же мере как и экономическая необходимость) рассматриваются нашими соотечественниками как второстепенная и даже чужеродная форма их деятельности. Поэтому без учета этих факторов невозможно осуществлять конструктивную структурную, в том числе и экономическую политику в цилому.
Согласно общим объективных тенденций структурных сдвигов в экономике каждой страны должна проводиться и инвестиционно-инновационная политика. Важными составляющими детерминантами последней выступают финансово-кредитная, монетарная и налоговая политика. Целенаправленная реализация их рычагов позволяет осуществлять рационально весь спектр структурных сдвигов. А все они в комплексе при адресной и поэтапной деятельности государства и составляют материально-финансовую основу для проведения структурной политики. При этом следует учитывать, что положительные сдвиги в инвестиционной политике могут быть достигнуты за счет рыночных механизмов, а перестройка структуры экономики - задача преимущественно государственного регулирования, которое тесно связано также с политическими, правовыми и организационными аспектами.
ТЕМА 7. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА переходной экономике УКРАИНЫ 2. Механизм структурных изменений в экономике