3. государственное управление в социально -культурной сфере.

Социально-культурное строительство, структурно делится на области образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной защиты, физической культуры и спорта, является важной составляющей многогранной деятельности украинского государства.
Характерной особенностью социально-культурной сферы является то, что она связана не только с материальными ценностями, но и во многом с духовными потребностями граждан. Законодательство в этой сфере призвано обеспечить эстетическое и нравственное воспитание человека, его обучение, здравоохранение, удовлетворение социально-культурных потребностей. Общность отраслей законодательства в сфере социально-культурного строительства проявляется в единстве целей, принципов, методов правового регулирования, в единой их служебной роли в обществе.
В структурно-функциональном плане социально-культурное строительство можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе различные направления государственной деятельности. Это - деятельность по сохранению и укреплению здоровья людей, удовлетворения их интеллектуальных, эстетических и других духовных потребностей, их социальной защите, формирования личности, ее обучение и воспитание, подготовка и переподготовка кадров для народного хозяйства и т.д..
В организационно-правовом аспекте различаются отрасли (подотрасли) управление социально-культурной деятельностью: общим средним образованием, высшим образованием, профессионально-техническим образованием; искусством и культурно-просветительской работой, кинематографией, телевидением и радиовещанием; издательским делом, полиграфией и книжной торговлей; охраной здоровья, физической культурой и спортом, социальной защитой населения.
Процессы создания государства в Украине требуют дальнейшего повышения качества государственного руководства социально-культурным строительством, формирование на основе современных исследований стиля этого руководства развития методов управления с учетом специфики этой сферы общественных отношений.
Можно определить такое содержание государственного руководства социально-культурным строительством в Украине: - правовое регулирование отношений путем принятия законодательных актов, решений государственных органов, направленных на реализацию государственной политики в этой сфере;
- Создание системы центральных и местных органов управления конкретными областями социально-культурного строительства, определение их структуры и компетенции;
- Принятие организационных и других мероприятий по совершенствованию структуры и улучшению организации, повышению эффективности работы;
- Рассмотрение Верховной Радой, Президентом, Кабинетом Министров важнейших вопросов социально-культурного строительства, определение приоритетов государственной политики в этой сфере в конкретный период развития государства путем разработки и реализации целевых комплексных программ;
создание системы социальных гарантий и защиты прав граждан в конкретных областях социально-культурного строительства;
- Осуществление финансирования и материально-технического обеспечения социально-культурной сферы, выделение в государственном и местных бюджетах целевых средств на финансирование государственной политики в конкретных отраслях социально-культурного строительства, привлечения материальных и финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, функционируют в социально-культурной сфере;
- (Создание достаточной сети государственных социально-культурных учреждений широкого и разнообразного назначения с учетом специфики того или иного региона (экономической и социальной структуры, традиций, демографического состава населения, особенностей географического и климатического характера и т.д.);
- Образование специальных фондов.
Ждет своего изучения проблема кодификации законодательства в сфере социально-культурного строительства Украины. Исходя из концепции развития законодательства Украины, представляется целесообразным более широкое использование такой кодификационной формы, как кодексы.
Следует отметить, Украина в этом отношении имеет интересный исторический опыт - уже в 1922 г. она имела Кодекс законов о народном образовании (КЗпНО). Есть все основания для принятия вместо действующего Закона «Об образовании», учитывая разноплановость и разрозненность правового материала, - Основ законодательства Украины об образовании. Этот акт, урегулировав основные вопросы в этой сфере , стал основой для создания законов о базовую школу, о высшем образовании, о профессиональном образовании и т.д..
С принятием новой Конституции, которая закрепила основные цели, принципы и приоритеты политики государства в области социального развития и культуры, социально-культурное строительство в Украине получило прочную конституционную основу.
Исходя из анализа организационных связей и полномочий государственных органов, необходимо выделить органы, осуществляющие общее руководство социально-культурным строительством, - Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров, специальные отраслевые органы управления - министерства и ведомства.
Определяющую роль в руководстве социально-культурным строительством играет Верховная Рада. Она: - определяет в соответствии с Конституцией государственную политику в сфере культуры (ст. 4 Закона «Об образовании»), правовые, экономические и социальные гарантии ее реализации, систему социальной защиты работников культуры (ст. 22 Основ законодательства Украины о культуре)
- определяет государственную политику и осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта, а также осуществляет контроль за реализацией государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине и за соблюдением законодательства о физической культуре и спорте (ст. 27 Закона Украины «О физической культуре и спорте»)
- определяет государственную политику относительно телевидения и радиовещания, законодательные основы ее реализации, гарантии социальной и правовой защиты работников этой отрасли (ст. 4 Закона Украины « О телевидении и радиовещании »)
- определяет государственную политику в области архивного дела (ст. 5 Закона Украины« О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях »)
- формирует основу государственной политики здравоохранения путем закрепления конституционных и законодательных основ здравоохранения, определения ее цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и других регуляторов, утверждения перечня комплексных и целевых общегосударственных программ охраны здоровья я. Для решения вопросов формирования государственной политики здравоохранения при Верховной Раде могут создаваться совещательные и экспертные органы из ведущих специалистов в области здравоохранения и представителей общественности. Порядок создания и деятельности этих органов определяется Верховной Радой (ст. 13 Основ законодательства Украины о здравоохранении).
Общее руководство социально-культурным строительством в Украине обеспечивает Кабинет Министров, который решает важнейшие вопросы в области социального развития и культуры. Так, в сфере культуры Кабинет Министров и подведомственные ему органы государственного управления:
- обеспечивают реализацию политики государства в сфере культуры;
- осуществляют с участием общественных объединений разработку государственных программ развития культуры и их финансирование;
- создают условия для возрождения и развития культуры украинской нации, культур национальных меньшинств, проживающих на территории Украины; Module . - устанавливают государственные заказы на выпуск литературы, произведений искусства;
- способствуют развитию нетрадиционных форм искусства;
- осуществляют меры по возврату в собственность народа Украины культурных и исторических ценностей, находящихся за ее пределами;
- решают в установленном законодательством порядке вопрос о предоставлении учреждениям культуры, которые играют значительную роль в духовной жизни народа, статуса национальных;
- разрабатывают и обеспечивают внедрение научно обоснованных общественно необходимых нормативов культурного обслуживания населения разных регионов Украины, материальных и финансовых норм обеспечения учреждений культуры;
- обеспечивают подготовку кадров, создание необходимой сети государственных учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и стимулируют развитие научных исследований по проблемам культуры;
- создают базу по производству специального оборудования для заведений, предприятий и организаций культуры;
- организуют и осуществляют культурное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями, способствуют созданию совместных инвестиционных фондов развития культуры в Украине, а также центров украинской культуры за рубежом;
- осуществляют координацию деятельности министерств, ведомств, научных учреждений, творческих союзов и других общественных организаций по реализации
политики государства в сфере культуры (ст. 22 Основ законодательства Украины о культуре).
К компетенции Кабинета Министров в сфере науки и научно-технической деятельности также относится:
- осуществление в пределах, определенных соответствующими законодательными актами, функций распределения средств бюджета, предназначенных для финансирования научных исследований, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов;
- определение порядка формирования и использования внебюджетных фондов для научно-технической деятельности;
- создание на основе действующего законодательства экономических, правовых и организационных механизмов, стимулирующих деятельность предприятий, объединений и организаций по ускорению научно-технического прогресса;
- организация разработки национальных и государственных научно-технических программ, формирование органов управления и механизма реализации программ, контроль за их выполнением;
- организация и координация мероприятий по созданию современной инфраструктуры научно-технической деятельности;
- заключение межправительственных соглашений, договоров о сотрудничестве в научно-технической сфере, координация деятельности предприятий, учреждений и организаций Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества (ст. 7 Закона Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности »).
Кабинет Министров утверждает систему программно-оценочных нормативов и требований по физическому развитию и подготовки различных возрастных групп населения, Государственная программа развития физической культуры и спорта и на ее основе предусматривает соответствующий раздел в программах экономического и социального развития Украины (ст.ст . 26,27 Закона Украины «О физической культуре и спорте»).
Для осуществления государственной политики в социально-культурной сфере правительство Украины создает соответствующие организационные структуры.
Характерной чертой социально-культурного строительства в Украине, уже отмечалось, является его отраслевой характер. Как одна из сфер деятельности исполнительно-распорядительных органов, управления социально-культурным строительством охватывает несколько отраслей: образование; науку; культуру; здравоохранение;
физкультуру и спорт социальное обеспечение. Причем управление образованием и культурой, в свою очередь, содержит определенные подотрасли.
Управление каждой отраслью (подотраслью) социально-культурного строительства возложено на соответствующее министерство, государственный комитет или другое ведомство.
Для управления в сфере социально-культурного строительства свойственно сочетание как органов государственного управления, так и органов общественного самоуправления.
Так, в Законе «Об образовании», отмечается, что для управления образованием создаются система государственных органов управления и органы общественного самоуправления, которые действуют в пределах полномочий, определенных законодательством.
Ст. 5 Закона Украины «О физической культуре и спорт »подчеркивает, что физкультурное движение в Украине опирается на разностороннюю деятельность общественных организаций физкультурно-спортивной направленности. Первичным звеном самодеятельности организации физкультурного движения являются коллективы физкультуры на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые объединяют на добровольных началах граждан по их интересам в физкультурно -спортивном движении.
Отдельная глава данного Закона посвящена регулированию самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Здесь отмечается, в частности, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут делегировать общественным организациям физкультурно-спортивной направленности отдельные полномочия по развития видов спорт) '(подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, организации спортивных мероприятий и т.п.), осуществляют контроль за реализацией таких полномочий, определяют условия и порядок предоставления спортивным федерациям статуса национальных, статуса Национального Олимпийского комитета Украины, условия хозяйственной и иной коммерческой деятельности, направленной на развитие физкультуры и спорта.
Радикальные изменения в системе управления экономикой объективно ведут к аналогичным изменениям в системе управления социально-культурным строительством. Новые функции отраслевых министерств и ведомств, переосмысление их роли в сфере управления социально-культурным строительством вызывают необходимость внесения соответствующих изменений в положения, регламентирующие работу этих органов.
Актуальной проблемой остается рационализация структуры аппарата управления (создание новых структурных подразделений, ликвидация старых, их слияние и т.п.).
С принятием законов Украины «О местном самоуправлении» и «О местных государственных администрациях» повышается роль регионов в социально-культурной сфере. С четким законодательным распределением полномочий, ответственности, финансово-экономической базы между общегосударственным, территориальным и местными уровнями управления центр тяжести управления социально-культурной сферой должен быть перенесен на уровень регионов. Социальная инфраструктура, образование, здравоохранение и т.д. - все это должно перейти преимущественно к компетенции местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления и составлять главное содержание их деятельности. Это должно сопровождаться созданием адекватной независимой финансово-экономической базы местного самоуправления.
Вместе с тем, передавая на местный уровень основную долю ответственности за социальную инфраструктуру и социально-культурное развитие, государство сохраняет за собой осуществление общенациональных социальных программ обеспечения и других социальных гарантий, установленных законом, финансирование общенациональных объектов культуры, отдельных учебных заведений, об объектов и программ здравоохранения, а также предоставление мотивированного конкретными условиями целенаправленной финансовой помощи регионам.
2. правовое регулирование таможенного дела. Раздел 4. государственное управление в сфере национальной безопасности.