1.1.1. Сущность , цели, задачи и предмет дисциплины. субъекты государственного регулирования занятости

Государственное регулирование занятости базируется на теоретических основах рынка труда, разработанных как зарубежными, так и отечественными учеными и отвечающих основным экономическим законам рыночной экономики, прежде всего закона стоимости и закона спроса и предложения. В данном пособии употребляются два понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы», которые теоретически отличаются. Но, как считает профессор Г. И. Купалова, эти понятия тесно связаны, взаимно дополняются, переходя в процессе рыночных отношений из одного в другое, а потому в нашем случае экономически приемлемыми и равнозначными. Следовательно, в дальнейшем следует воспринимать их как синонимичные поняття.
Главной из теоретических концепций в рассматриваемом случае является современная экономическая теория Дж. М. Кейнса и посткейнсианський развитие ее, хотя необходимость применения в практической деятельности классической, неоклассической, марксистской, институциональной и других концептуальных подходов к анализу ситуации оказывается неизбежной. Это следует и из самого определения государственного регулирования занятости. Его следует понимать как совокупность целенаправленных форм, методов и направлений активного влияния государства (в лице государственных органов разного уровня) на соотношение спроса и предложения рабочей силы, условия ее продажи и использования. Государственное регулирование занятости является частью активной социально-экономической политики держави.
Вмешательство государства в регулирование купли-продажи рабочей силы и ее рационального использования обусловлено неспособностью рыночной экономической системы обеспечить производство рабочей силой необходимого качества - ее общеобразовательными и квалификационными характеристиками, уменьшить рост безработицы, а также обеспечить значительную часть безработных средствами к существованию [3, c. 328]. Занятости населения государство регулирует экономическими, правовыми и административно-организационными методами. С помощью правовых методов она осуществляет прямое влияние на рынок рабочей силы, а с помощью экономических (налоговая, инвестиционная, амортизационная, кредитная политика) - опосередкований.
Итак, цель учебной дисциплины «Государственное регулирование занятости» следует определить предоставления студентам в сжатой и доступной форме системы знаний по теории занятости населения и методологических подходов по использованию теоретических основ в государственной политике регулирования занятости.
Необходимо заметить, что в системе социально-трудовых отношений занятости населения является важнейшим элементом и одним из главных макроэкономических показателей. В любой стране занятость - председатель составляющая государственной социально-экономической политики. Нелишне вспомнить, что после второй мировой войны американские экономисты рассматривают свою экономику с точки зрения трех ключевых макроэкономических целей в следующем порядке:
1) достижение высокого уровня занятости;
2) стабильность цен;
3) экономический рост [4, c. 6].
Именно в таком порядке определены стратегические приоритеты сверхдержавы. Их правильность подтверждена десятилетиями развития США.
Задачи учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать слушателям необходимые представления и практические навыки по различным аспектам реализации государственного регулирования занятости экономическими, правовыми, административно-организационными методами.
Функция управления занятостью возлагается на государство. Она предусматривает воздействие на спрос и предложение труда через реализацию:
государственной системы минимальных социальных стандартов в сфере занятости;
анализа и прогнозирования состояния рынка труда и его конъюнктуры;
разработки конкретных правовых, экономических, организационных и социальных мер на основании проведенного анализа и прогноза;
разработанных мероприятий;
мониторинга процессов, происходящих на рынке труда
системного контроля за проведением заходив.
Практическая реализация указанных направлений требует от будущих бакалавров, специалистов и магистров глубокой теоретической и практической подготовки, умение осуществления точного анализа и на его основе обобщений и обоснованных выводов, а также умение разработки соответствующих мер целенаправленного воздействия на положение дел. Для этого каждый раздел нашего пособия, имея определенную нагрузку, дает необходимые знания: 1-й - по теории, на которой базируется государственное регулирование занятости населения, а 2-й и 3-й - из практики этой работы. Однако, учитывая динамизм развития общества и особенно на то, что Украина еще находится в переходном периоде от планово-централизованной к развитой рыночной экономики, задачей является также воспитать у студентов необходимость постоянного отслеживания совершенствования экономических, правовых и административно-организационных методов воздействия на государственное регулирование занятости. Без последнего из-за ситуации, которая постоянно меняется, к чему особенно подвержена эта сфера деятельности, нельзя рассчитывать на полноценную и плодотворную работу, связанную с регулированием рынка праци.
Не менее важным является овладение понятийным аппаратом. Именно для этого и предназначен последний раздел пособия. Здесь также содержится ограниченное количество понятий, экономических и социальных категорий, некоторые из которых хоть и не встречаются в данном руководстве, но крайне необходимы будут при использовании дополнительной литературой и углубленном изучении курсу.
Предметом учебной дисциплины является занятость населения как понятие комплексное, взаимоотношения и их последствия между субъектами общественно-полезной деятельности, методы воздействия государства на регулирование занятости и предотвращения расширения безработицы и содействия его скороченню.
С учетом современной концепции занятости населения, в условиях демократизации общества и действия различных форм собственности необходимо ответить на главные вопросы: в чем заключается сущность занятости? какова ее конечная цель? какие существуют пути достижения этой цели?
Концепция занятости как социально-экономическое явление не является чем-то неизменным. Она соответствует конкретному этапу социально-экономического развития общества. А потому ее приоритеты, направления развития и другие аспекты могут меняться, оставляя, однако, неизменной социально-экономическую сущность занятости. Это следует иметь в виду постоянно тем, кто имеет отношение к государственному регулированию занятости. Необходимо также помнить, что обращаясь к мировому опыту в данной отрасли, нельзя даже лучшее из этого опыта безоглядно воплотить в отечественную практику без его серьезного критического пересмотра. Формальное перенесение опыта может дать обратные ожидаемым последствия, потому что положениям, пояснениями, инструкциями по конкретному случаю в Украине время не переносятся условия той страны, из которой заимствованы опыт и менталитет ее народа. На это не всегда взвешивают. Но крайне необходимо следить за всеми новостями в области регулирования рабочей силы и то, что на данном этапе действительно даст положительный эффект, не теряя времени, проводить в життя.
Субъектами государственного регулирования занятости являются: носители социально-трудовых интересов, которых представляют отдельные граждане и группы граждан, объединенные общими социально-трудовыми интересами; выразители социально-трудовых интересов, а именно: профсоюзы, стачкомы, союза предпринимателей и фермеров; исполнители, т.е. государственных органов различного уровня законодательной, исполнительной и судебной влади.
Объект государственного регулирования - это индивидуальные и совокупного спроса и предложения рабочей силы, ее цена и стоимость, доходы населения, процессы влияния на данные категории и результаты этого влияния, использования позитивных и недопущения негативных тенденций глобализации на занятость и другие элементы социально-трудовых отношений .
Направлениям регулирования занятости относятся государственные и региональные мероприятия, которые увеличивают (уменьшают) предложение или спрос на труд, структуру предложения и спроса на труд, меры, направленные на сближение соответствия спроса и предложения на працю.
По степени воздействия на регулирование занятости меры могут быть:
общенациональные;
отраслевые;
региональные;
внутрифирменные.
1.1. Государственная политика занятости в Украину 1.1.2. Государственная политика занятости как составляющая социально-экономической политики