1.2.2. Занятость на внутренне фирменном рынке труда

Внутрифирменный рынок труда является основной частью сферы, где занято население, и играет решающую роль в процессах воспроизводства и распределения рабочей силы. Здесь действует система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации (в широком понятии). Главные особенности внутрифирменного рынка труда состоит в том, что, во-первых, внутри данного ограничения определяется цена рабочей силы и, во-вторых, осуществляется это за административными правилами и процедурами, установленными на конкретном предприятии с соблюдением общеобязательных законодательных актив.
Однако указанные правила и процедуры устанавливаются под влиянием стратегических целей организации, особенностей корпоративной культуры, эталонов поведения и т.д.. А потому реалии купли-продажи рабочей силы не всегда совпадают с теоретическими посылками. Так, заработная плата иногда определяется не действием закона спроса и предложения, а в административном порядке. На микроуровне это может привести либо к избытку, или к недостатку рабочей силы. На макроуровне через внутрифирменные рынки труда действует совокупный спрос и совокупное предложение труда. Поэтому государство должно разрабатывать и применять такие меры, которые, отвечая экономическим законам, осуществляли регулирующее влияние на административные решения предприятий любых форм собственности и пидпорядкування.
В данном аспекте важной стороной внутрифирменного рынка труда, требующая государственного воздействия, является внутрифирменный движение рабочей силы. На каждом предприятии периодически возникает дисбаланс между наличной рабочей силой и рабочими местами, то есть между спросом и предложением труда. Поэтому существует две причини.
Первая причина - это временный выход из строя части рабочих мест, причем выход внеплановый, из-за аварии, перебои в поставках сырья, материалов, комплектующих, топлива, электроэнергии и т.п.. В результате какое-то количество работников на определенный период становится незанятой. Возникает временная вынужденная незанятость или внутрифирменное безработицы. Иногда это приводит к увольнению работников и выхода их на внешний рынок праци.
Вторая причина заключается во временном отсутствии работников на рабочих местах из-за травмы, болезни, несчастные случаи, прогулы или возникновении вакансий в результате увольнения работников по различным причинам (выход на пенсию, призыв в Вооруженные силы и т.п.) с действующих рабочих мест или ввода в действие новых рабочих мисць.
Когда дисбаланс возникает с первой причины, фирма старается сохранить этот резерв рабочей силы и не тратиться на подготовку и повышение квалификации новых работников. Если же дисбаланс возникает по второй причине, это ослабляет производственную дисциплину и ухудшает работу из-за временного дефицита рабочей силы. Поэтому необходимо принимать предупредительные меры этом явищу.
Предупредительных мероприятий по обеспечению организации соответствующим персоналом в количестве и качестве служит маркетинг внутрифирменного рынка труда, т.е. совокупность управленческих методов и отношений, которые объединяют в единое целое основные функции по внутрифирменного уравновешивания спроса и предложения рабочей силы, обеспечение улучшения ее качества и повышения конкурентоспроможності.
Главная цель маркетинга рынка труда - за счет реализации необходимых мер достичь обеспечения соответствующей текущим задачам и стратегическим целям количества и качества персонала. Для этого коренным образом меняется процесс управления персоналом в организации.
Основное место занимают стратегические проблемы управления персоналом. Этот процесс становится целостной системой. Кадровая политика сплошь совмещается с концепцией развития предприятия и выражается в комплексе ее отраслей, представленных на рис. 1.2.2.
Такие составляющие кадровой политики направлены на обеспечение надежного маркетинга на внутрифирменном рынке труда и является регулятором, который создает предсказуемость процессов найма и увольнений.
1.2.1. Сфера осуществления занятости , воспроизводства рабочей силы и общественного разделения труда 1.2.3. Двойственность рынка труда и ее влияние на занятость