1.3.3. Влияние доходов на занятость

Доходы подавляющего большинства населения имеют прямую связь с занятостью. Это следует из самого определения: доходы населения является совокупностью денежных и натуральных средств, полученных как от трудовой деятельности, так и нетрудовой (дивиденды, наследство, выигрыши и т.п.) для поддержания физического, интеллектуального и морального состояния человека на определенном уровне. Поскольку у подавляющего большинства населения развитых стран доходы от трудовой деятельности составляют 65-85%, то можно сделать вывод, что доход, а следовательно, и жизненный уровень человека зависят от его занятости. Совокупный доход в отечественной статистике является основным показателем материального обеспечения населения и может состоять из заработной платы, трансфертов (пенсий, стипендий, пособий и других выплат из социальных фондов и бесплатных услуг); доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности (процентов, дивидендов и т.п.) , доходов от продажи продукции личного подсобного хозяйства, стоимости натуральных поступлений. Изложенное подтверждает мнение о том, что только работа, которую выполняет занятой человек, является главным фактором формирования его добробуту.
Обоснована и последовательная политика формирования и регулирования доходов различных социально-демографических и профессиональных групп населения важна с точки зрения как социальной стабильности в обществе, так и формирование платежеспособности населения и положительной мотивации к высокопроизводительному труду. Однако перед тем, как реализовывать такую политику, необходимо знать, как распределяются доходы среди населення.
В экономике есть разные способы измерения дифференциации доходов. Простой способ - это отобразить графически распределение доходов гистограммой (рис. 1.3.6), которая показывает, сколько человек получали в течение некоторого периода одинаковый доход. По горизонтали откладывается годовой заработок работающих, причем работники группируются по уровню доходов в определенные интервалы, а по вертикали - абсолютная или относительная численность работников, получивших ту или иную дохид.
Наиболее характерный доход называется показателем моды. В данном случае это - 30-60 грн. Для характеристики изменения доходов во времени или межгосударственных сопоставлений используют простой показатель - средний доход. Однако он слишком чутким к увеличению или уменьшению дохода. В нашем случае модельный доход равен 30-60 грн, а средний составляет 115 грн.
Более сложный способ анализа дифференциации доходов - это расчет накопленных или кумулятивных частот и построения кумулятивных кривых, которые называются кривыми Лоренца. Как строится кривая Лоренца? Предположим, некоторая экономика состоит из 5 человек, чьи доходы распределены, как указано в табл. 1.3.1.
Кривая Лоренца показывает, какую удельный вес дохода получают 20, 40, 60, 80 и 100% беднейшей части этой экономики. Если бы все лица получали одинаковый доход 200 грн, то кривая Лоренца (рис. 1.3.7) была бы прямой, а частота каждого составляла бы 20%, двух - 40%, трех - 60% и т.д. [10, с. 193]. Абсолютное равенство выразится отрезком ОЕ. Однако, в нашем случае бедные получают лишь 5% суммарного дохода, а бедные - 40% -20% дохода (А и В вместе).

Чем дальше находится кривая Лоренца от прямой ОЕ (биссектриса координатного угла), тем больше степень дифференциации доходов. Этот отклонение кривой Лоренца можно измерить через соотношение площади SOABCDE к площади всего треугольника SOEY. Этот показатель называется коэффициентом Джинни (G) (1.3 1):
G = SOABCDE / SOET (1.3.1)
Площадь SOABCDE можно найти как SOEY - SOABCDEJ (состоит из прямоугольного треугольника и трапеции):
SOABCDEJ = SOAF SAFBY SFBCH SHCDY SYDEY = OF (AF BJ CH JD EY) / 2 (1.3.2)
G = 5000-3600/5000 = 0.28 [10, с. 194]
Теоретически колебания Джинни могут быть от 0 до 1. Чем выше коэффициент G, тем больше степень расслоения населения по доходам. В табл. 1.3.2 для сравнения приведены коэффициент Джинни различных краин.
Теперь, когда мы знаем, как можно измерить неравенство доходов в какой-то отдельной экономике, остановимся на причинах их диференциации.
К числу объективных и субъективных причин распределения в уровне доходов относятся: различия в способностях, обучении; в размерах наследства, пособий по социальному обеспечению, политики в налогообложении; разницу в профессиональных вкусах, способность лиц идти на риск; во владении собственностью, различные беды, факторы дискриминации; неудачные законы, неудовлетворительный контроль за соблюдением законов тощо.
Дифференциация доходов в странах зависит от достигнутого уровня экономического и социального развития. В результате многих исследований установлено, что уровень дифференциации доходов населения в развитых странах существенно меньше, чем у тех, которые развиваются. Доходы более богатых 10% населения превышают доходы 10% бедных не более чем в 6-7 раз [31, с. 977]. Разница в доходах и собственности, в свою очередь, влияет на доступность образования и медицинского обслуживания, то есть на качество жизни и рабочей сили.
Главное значение имеет господствующий в обществе принцип распределения доходов и соответствия социальной справедливости. Но следует отметить, что социальная справедливость - конкретное историческое понятие. Так, еще Адам Смит понимал под этим термином право каждого свободно конкурировать своим умением и капиталом с умением и капиталом второго лица. То есть, под социальной справедливостью он имел в виду равенство прав и возможностей. Потребность в справедливости относится к важным социальных потребностей человека. Как считает профессор Б. М. Генкин [11, с. 327-331], от степени ее удовлетворения значительно зависит качество жизни и результативность хозяйственной деятельности. По его мнению, каждый человек имеет представление о справедливости, однако определить ее достаточно складно.
Разное понимание справедливости проявляется прежде всего в сферах и направлениях реализации равенства возможностей. Отмечаются из них:
распределение общественного богатства и продуктов труда;
защите чести и имущества граждан;
доступность образования и медицинской помощи;
развитие и использование природных способностей;
поведение на рынках труда, товаров и ресурсов;
участие в управлении производством, деятельности региональных и государственных органов влади.
Равенство возможностей для развития и использования природных способностей человека является одной из важнейших характеристик общественных отношений. Способности человека - также важный из экономических ресурсов. А поэтому уменьшение этого вида неравенства отвечает интересам суспильства.
В условиях рыночной экономики справедливость рассматривается как равенство возможностей на рынках труда, товаров и ресурсов. Это - то, что понимается под справедливой конкуренции. Возможность участия в управлении производством, а также в деятельности органов власти является не только важным аспектом справедливости в демократическом обществе, но и полем самовыражения и самоутверждения людини.
За время социализма справедливость была связана с принципом распределения согласно труда. В условиях рыночной экономики действует принцип стоимостной эквивалентности, который не всеми воспринимается как справедливый. Поэтому социальная стабильность в конкретной стране зависит от уровня дифференциации доходов и источников этого неравенства. Эффективно организованный рынок труда и продуктивная занятость населения главным образом обеспечивают нормальную и справедливую дифференциацию работающих и всего населения по доходами.
По убеждению подавляющего большинства экономистов (и это подтверждают эмпирические исследования), главным фактором, определяющим неравенство доходов, разница в заработной плате. Она объясняет до 80% изменений в доходах. Но это имеет место при том, что трудовой доход составляет 65-85% в общей сумме доходов, как это наблюдается в развитых капиталистических странах. Однако в Украине сложилась другая картина. Удельный вес заработной платы в совокупных доходах в 1990 г., по данным Госкомстата, соответствовала этому уровню (67,5%), а ныне уменьшилась почти на треть (49%).
Распределение доходов среди населения имеет прямое влияние на его занятость. Во-первых, в случае большого различия в дифференциации и общей суммы доходов в беднейших слоев населения меньше прожиточного минимума растет вторичная, нерегламентированная и нелегальная занятость из-за необходимости иметь хотя бы минимальные средства к существованию. При этом, чем больше такой слой граждан, тем больше по объему и удельным весом перечисленные явления на рынке труда. Это затрудняет его анализ, прогнозирование и регулирование, требует от государства дополнительных экономических, правовых и организационных заходив.
Во-вторых, рынок труда с большой дифференциацией доходов граждан чувствительнее о дискриминации со стороны предпринимателей, ущемление прав работающих, невыполнение коллективных договоров из-за боязни потери работы в случае несогласия и скарг.
В-третьих, увеличивается численность занятых пенсионеров и пидлиткив.
Вместе с тем такая дифференциация определенной степени может оживить мобильность рабочей силы, особенно среди молодежи. Что может сделать государство для того, чтобы дифференциация доходов не была слишком высокой?
Во-первых, с введением прогрессивной шкалы налогообложения более высокодоходные группы платят значительную часть своего дохода в бюджет государства, а бедные слои населения платят налоги по низким льготным ставкам. Это способствует сокращению разрыва в доходах.
Во-вторых, за счет поступлений в бюджет с доходов высокодоходной группы населения государство сможет платить увеличенные трансферты малоимущим слоям, которые уменьшат дифференциацию еще больше [10, c. 203].
В-третьих, в условиях усиления борьбы с теневыми доходами переход их в легальные опять-таки увеличит поступления в бюджет со всеми позитивными последствиями для слоя граждан с низкими доходами.
Сокращение дифференциации доходов снизит нерегламентированную и нелегальной занятости, уменьшит численность занятых пенсионеров и подростков.
1.3.2. Влияние цены и стоимости рабочей силы на занятость 1.3.4. Институциональный механизм регулирования занятости