1.2. теоретические аспекты мирового туризма

При изучении мирового туризма необходимо брать за основу теоретический метод анализа, который поддерживается эмпирическими исследованиями. Наиболее эффективные теории международной торговли и международных финансов, которые вместе создают экономическую теорию мирохозяйственных связей. К ним относятся:
теория абсолютных преимуществ;
теория сравнительных преимуществ;
теория соотношения факторов;
теория жизненного цикла продукта;
теория подобия стран, которые в совокупности объясняют позицию страны в международном туристическом обмене, мировое разделение и общее направление развития туристических потокив.
Рассмотрим теорию абсолютных преимуществ в туристической индустрии. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристические ресурсы: редкие природные места, такие как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др..; Памятники архитектуры и искусства - пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают туристов приезжать в неи.
Свою абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризми.
Инновации в туристическом секторе основном охватывают индустрию гостеприимства, которая все больше использует новейшие, технологии в гостиничном бизнесе и индустрии развлечений, формирование нового туристического продукта и маркетинг. Благодаря применению передовых методов управления и активному использованию современных информационных средств и новых материалов, инновации также могут существенно снизить цену туристического продукту.
В 1817 году Давид Рикардо развил идеи Адама Смита и еще больше укрепил доводы в пользу свободной торговли. Подсчитав рабочее время, необходимое для производства заданного количества вина и сукна в Англии и Португалии, он показал выгодность внешней торговли для страны, когда она специализируется на производстве тех продуктов, которые может производить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютных преимуществ. Иначе говоря, страна отказывается от производства товаров, в которых она имеет абсолютное преимущество и специализируется на других, более эффективных производствах, при этом покупает в других странах с меньшими ресурсами те товары, от производства которых она отказалась. На примере Португалии Д.Рикардо показал, что при абсолютном преимуществе в производстве вина и сукна эта страна уступила производством сукна Англии с тем, чтобы самой специализироваться на производстве более выгодного для нее товара - вина.
Это и есть теория сравнительных преимуществ, полностью объясняет и характер двусторонних обменов продуктами международного туризма, как результат разницы эти »между краинами.
На цену туристического продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги, которые, в свою очередь, зависят от целого ряда составляющих, различны в каждой стране - это налоговая политика государства, применение новых технологий, цены на топливо, продукты питания, другие виды услуг. Вместе с изучением сравнительных цен учитывается также качество обслуживания. Для сохранения конкурентоспособности и завоевание сравнительных преимуществ отдельным странам необходимо поддерживать высокий уровень обслуживания, как это делают такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Италия, где цены относительно високи.
Более точный ответ на вопрос "Какие именно товары обеспечивают стране абсолютную и относительную преимущества?" дает теория, разработанная для развития международного туризма. Возникают дополнительные места размещения, питания, транспортное сообщение, развиваются природные и историко-культурные центры туризма. Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворить и международный попит.
Для определения внутреннего спроса применяют следующие показатели: численность населения, ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения, количество мест проживания и другие. К странам с высоким внутренним спросом относятся Франция, Германия, Великобритания, Ирландия и др.. Следовательно, и международные обмены чаще происходят между странами, имеющими подобные условия приема и обслуживания гостей.
Достигнутые многими странами экономические показатели развития туризма и стандарты туристического обслуживания могут служить для Украины ориентиром на перспективу. Анализ данных о доходе от иностранного туризма в расчете на душу населения показывает, что особенно быстро туризм развивается в странах Европейского Союза, а крупнейшие туристические обмены происходят между соседними странами. Важнейшие факторы, стимулирующие этот процесс, следующие:
высокий уровень безопасности путешествий в странах ЕС (этот фактор занимает первое место в опросах туристов);
высокое качество и широкий спектр туристических услуг
свободное перемещение в пределах Европейского Союза и Шенгенськои
группы стран, отсутствие пограничного и таможенного контроля;
введение с 1 января 2002 года единой валюты - евро.
Помимо этих факторов, значительное развитие туризма в конце XX и в начале XXI века объясняется рядом других причин. Самой главной из них следует признать усиление процесса индустриализации - укрепление экономических связей между странами и континентами на основе углубленного территориального разделения труда и непосредственно связанного с ним расширения научно-технических и культурных связей. Важную роль играют достижения научно-технической революции, особенно в области транспорта и новых информационных технологий. Развитию туризма способствует увеличению денежных доходов населения ряда стран, повышения уровня образования и культуры, а также растущая усталость от жизни в крупных городах. Немалое значение имеют и осуществляемые во многих странах специальные программы, направленные на активизацию туристического движения: отмена ограничения на ввоз валюты, строительство гостиниц и дорог, широкая реклама объектов туризма, цена на туристические услуги и ин.
Время существуют факторы, сдерживающие развитие мирового туризма или отрицательно влияют на него, причем в Украине их значительно больше, чем в странах, которые являются основными поставщиками туристического продукту.
Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Немецким Институтом Изучение Свободного Времени в государствах Европейского Союза, наиболее путешествующих волнуют следующие проблемы:
1. Война, беспокойство, политическая нестабильность (74%).
Как видим, именно этот фактор больше всего сдерживает туристов от осуществления заграничных поездок в той или иной краини.
Однако практика показывает, что влияние этого фактора гораздо весомее и касается он не только государства, в которой наблюдается политический беспокойство, но и стран, соседних с ней. Ярким примером, характеризующим эту ситуацию, может быть Ближний Восток. На относительно небольшой территории здесь сконцентрированы весьма привлекательные места для видпочинку.
Однако динамика развития туризма в упомянутом регионе подлежит резким колебаниям. Так, из-за военных действий в Ливане в середине 80-х годов наблюдался резкий спад потока туристов и дохода от него в целом по региону. В 1986 году Ближний Восток посетило на 17,6% иностранных туристов меньше, чем в 1985 году, а доходы за аналогичный период сократились на 16,5%. После начала военных действий в районе Персидского залива в 1991 году в этом регионе побывало на 6,62% иностранных туристов меньше, чем в 1990 году, а поступления от туризма в 1991 году уменьшились на 14,4% по сравнению с предыдущим роком.
Все попытки правительств государств данного региона увеличить количество путешествующих в свои страны перечеркиваются одним сообщением о росте напряженности в регионе. От этого страдают не только государственные бюджеты, недосчитываются значительных валютных поступлений, но и отдельные предприятия, которым уменьшение потока туристов наносит большие збитки.
2. Экологические проблемы (57%).
Этот фактор характерен прежде всего для Украины, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Институтом Изучение Свободного Времени указано, что в 1985 году экологические проблемы волновали лишь 30% потенциальных туристов (на конец 90-х - уже 57% ). Здесь сказывается негативное влияние аварии на ЧАЭС. Количество иностранных туристов, посетивших Киев в 1986 году, снизилась более чем в 5 раз по сравнению с 1985 годом, и только недавно она стала постепенно расти. Негативный эффект экологического фактора усиливается также его долгосрочным характером, ведь изменение сознания общества происходит гораздо медленнее, чем ликвидация последствий экологической катастрофи.
3. Болезни и эпидемии (55%).
Влияние этого фактора особенно существенный для африканского континента. На сегодняшний день объемы туризма в этом регионе не превышают 2% от мирового уровня, при этом его основная часть приходится на страны Северной и Южной Африки. Туризм в центральной ее части практически не развит, хотя, по мнению специалистов, для этого есть неплохие возможности, в частности для развития экологического и экзотического видов туризма, которые в последнее время приобретают все большую популярность. Факторами, которые тормозят развитие туризма в Центральной Африке, является неизученность этого региона и многочисленные болезни и эпидемии, которые здесь постоянно спалахують.
Одним из средств борьбы с ними может стать обязательная вакцинация всех туристов, которые направляются в этот регион, что, кстати, уже проводится в большинстве развитых стран при организации путешествий в районы со сложной эпидемиологической ситуацией. Однако возникновение новых источников эпидемий, обнаружения новых вирусов и неизученность предыдущих еще долго будут отвлекать туристов от идеи посещения этого региону.
4. Природные катаклизмы и катастрофы (49%).
Сложность влияния этого фактора заключается в том, что природные катастрофы могут происходить практически в любом регионе, а предусмотреть и, тем более, предупредить их фактически невозможно. Разрушительное действие природных катастроф направлена, прежде всего, на существующую туристическую и транспортную инфраструктуру. И хотя от проявления форс-мажорных обстоятельств такого рода никто не застрахован, их возникновение может привести к откладыванию туристом поездки в этот регион на неопределенное время или даже до ее отмены. В этом случае, как и при экологических катастрофах, большое значение приобретает психологический аспект, который сдерживает туриста от поездки в регионы, пострадавшие от стихийного бедствия, даже после ликвидации последствий природных катастроф. Эти факторы являются наиболее характерными для регионов с повышенной сейсмической активностью. В частности, в результате землетрясений в Японии и Калифорнии (США) пострадавшие, недосчитались до 50% туристов как в период ликвидации последствий землетрясений, так и в первые несколько месяцев после ликвидационного периоду.
5. Преступность (44%).
В последнее время этот фактор приобретает все большее значение. Имеются в виду не только единичные случаи нападения, ограбления или даже убийства туристов, но и спланированы террористические акты. Наглядным примером вышеизложенного является случай, произошедший в конце 1997 года в Египте, когда группа европейских (в основном немецких) туристов, которые путешествовали вдоль берегов Нила, была расстреляна исламскими фундаменталистами. Поэтому в 1998 году, по предварительным подсчетам, Египет потерял 25-30% иностранных туристов от запланированного количества. Резко уменьшилось количество туристов в США после терактов 11 сентября 2001 года и ин.
Мировой туризм и его рынки сталкиваются с постоянными изменениями в демографии, изменением жизненных ценностей и быстрым развитием технологий. Образование, образ жизни и приобретенный опыт формируют требования потребителя в туристической индустрии.
Основные тенденции в изменении требований и ожиданий завтрашних туристов следующие:
- Рост уровня образованности, требовательности в своих потребностях и туристического опыта, требуют все более высоких стандартов обслуживания;
- Они все больше нуждаются истинных ценностей и чего-то чрезвычайного и неизведанного;
- Они становятся старше и богаче, физически и умственно активными и требуют более активных форм отдыха;
- Они все больше уважают себя, предпочитают комфорт и не хотят тратить лишнее время на дорогу к месту отдыха и обратно;
- Они хотят чему-то научиться и самовдосконалитись, поэтому требуют большего, чем просто развлечений и отдыха;
- Они хотят участвовать в жизни страны и общества, куда они приехали и овладеть новыми навыками,
- Они все больше нуждаются в таких видов отдыха, которые не оказывают негативного влияния на культурную и природную среду;
- Они все больше хотят получить услуги, которые будут адекватны затраченных средств, и предпочитают ситуации, когда наглядно можно увидеть, за что платишь, при этом их оценка цену становится все глубже и обгрунтованишою.
Сегодня необходимо учесть основные тенденции развития туризма на современном этапе, которые в мировом туризме характеризуются:
тяготением к нетронутой природе, что ассоциируется с понятием красоты, и в связи с этим развитием экологического туризма;
распространением индивидуальных туристских путешествий;
развитием элитарного туризма (охотничьего, научного, конгрессного)
развитием нетрадиционных (экстремальных) видов туризму.
Важное значение для развития как иностранного, так и внутреннего туризма имеют туристические ресурсы, которые являются основной целью путешествий. Вследствие этих обстоятельств они обусловливают и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такие как количество туристов, цена на услуги, география путешествий, их сезонное распределение, продолжительность пребывания и др.. Поэтому коммерческая работа в области туризма должна строиться на всеобъемлющем учета туристических ресурсов как в целом по стране, так и по отдельным регионам.
1.1. история туризма , содержание и основные понятия 1.3. влияние туризма на мировую экономику