8.3. экономическая эффективность деятельности туристического предприятия

Деятельность любого туристического предприятия осуществляется, как отмечалось выше, на взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, персонал предприятия создает туристический продукт и предоставляет услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого и овеществленного труда, а с другой - определенные результаты дияльности.
Эффективность деятельности - это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток часу.
Сущностная характеристика эффективности деятельности предприятия находит отражение в общей методологии ее определения, форма которой имеет вид:
Эффективность = Результаты / Витрати
Эффективность предприятия туристической сферы определяют как отношение результатов его деятельности к затратам, направленных на их качественное достижение (использование).
Эффективность - это характеристика процессов и воздействий, в основном, управленческого характера, которые отражают степень достижения поставленных цилей.
Под эффективностью понимают
определен конкретный результат (эффективность действия чего-либо)
соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
функциональную разнообразие систем;
числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
вероятность выполнения целевых задач и функций;
отношение реального эффекта к нормативного.
В отечественной науке и практике можно выделить материал трех видов, посвященный эффективности производства (деятельности):
апробирован, размещен в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);
материал, освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе;
материал, касающийся вопросов, до конца не решенных, среди которых комплексная оценка предприятий непроизводственной сферы, в т.ч. туристичних.
Расчет эффективности проводится путем сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата. Положительный экономический эффект - это экономия, отрицательный-збиток.
Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия является изготовленный туристический продукт или оказанные услуги, т.е. вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности - полученный прибуток.
Соответствующие виды эффективности различают преимущественно на основании получаемых результатов хозяйственной деятельности пидприемства.
Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда тощо.
Социальная эффективность состоит в сокращении продолжительности рабочей недели, увеличении количества новых рабочих мест, улучшении условий труда и быта тощо.
Для каждого туристического предприятия желаемое повышение эффективности деятельности всех структурных подразделений, что в целом приведет к повышению эффективности работы всего пидприемства.
Суть проблемы повышения эффективности деятельности состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых услуг или прибыли. Исходя из этого, единственным макроэкономическим критерием эффективности деятельности становится рост производительности общественного праци.
Система показателей эффективности деятельности включает несколько групп:
обобщающие показатели эффективности деятельности - уровень удовлетворения потребностей рынка, предоставление услуг на единицу затрат ресурсов, прибыль на единицу общих затрат, затраты на единицу услуг, рентабельность туристического продукта или предоставления услуг, доля прироста услуг за счет интенсификации деятельности;
показатели эффективности использования труда (персонала) - темпы роста производительности труда, доля прироста продукции за счет роста производительности труда, коэффициент использования полезного фонда рабочего времени, трудоемкость, зарплатомисткисть единицы продукта (услуги);
показатели эффективности использования основных и оборотных фондов - общая фондоотдача и фондоотдача активной части основных фондов, рентабельность основных фондов, фондоемкость единицы продукта (услуги), материалоемкость;
показатели эффективности использования финансовых средств - оборачиваемость средств, рентабельность оборотных средств, рентабельность инвестиций, срок окупаемости вложенных инвестиций.
Уровень эффективности экономической и социальной деятельности зависит от многих факторов. Поэтому для практического решения задач управления эффективностью важное значение приобретает классификация факторов ее роста по определенным признакам: видам затрат и ресурсов; направлениям развития и совершенствования деятельности; местом реализации в системе управления дияльнистю.
Итак, по видам затрат и ресурсов источниками повышения эффективности следующие: рост производительности труда и снижение зарплатомисткости услуг, снижение фондоемкости и материалоемкости, рациональное использование природных ресурсив.
Активное использование этих источников повышения эффективности деятельности предусматривает осуществление комплекса мероприятий, которые по содержанию характеризуют основные направления развития и совершенствования коммерческой деятельности. Определяющими направлениями являются: ускорение научно-технического и организационного прогресса, совершенствование структуры производства, повышения качества и конкурентоспособности туристического продукта и услуг, разностороннее развитие и совершенствование внешнеэкономической дияльности.
Важным признаком считается классификация факторов эффективности по месту реализации в системе управления деятельностью. Особенно важен деление на внутренние и внешние факторы. Внутренние - технология, работники, методы работы, стиль управления и т.д.. Внешние - государственная экономическая и социальная политика, структурные изменения, инфраструктура.
Направления реализации внутренних и внешних факторов повышения эффективности деятельности туристических предприятий и организаций неодинаковы по степени влияния, степени использования и контроля, поэтому для практической деятельности руководителям, менеджерам, специалистам важно знать масштабы действия, форм контроля и использования наиболее существенных внутренних и внешних факторов эффективности на различных уровнях управления деятельностью трудовых коллективов.
8.2. Расходы предприятия и цена на туристический продукт ( услуги) РАЗДЕЛ. 9 МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ