9.3. Организация и контроль маркетинга туристического предприятия

Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является элементом, который координирует деятельность всех без исключения структурных пидроздилив.
В зависимости от характера и масштабов деятельности туристического предприятия организация маркетинга может иметь различные варианти.
Основным вариантами организационных структур отдела маркетинга на туристическом предприятии могут быть:
функциональная организация;
организация по продуктовым принципу;
организация по региональному принципу. Функциональная организация службы маркетинга передбачае
ответственность за выполнение каждого функциональной задачи отдельным лицом или группой лиц. Например, ответственность за разработку туристического продукта, за збут.
Организация службы маркетинга по продуктовым принципу отличается от функциональной организации тем, что руководство маркетингом здесь происходит по каждому туристическому продукту окремо.
Региональная организация службы маркетинга эффективна для крупных туристических фирм, которые одновременно работают на отдельных национальных или региональных ринках.
При организации маркетинговой службы туристического предприятия необходимо придерживаться основных принципов ее построения:
простота маркетинговой структуры. Проще структура - мобильнее управление ею и выше шансы на успех;
эффективная система связи между подразделениями. Это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь;
гибкость и приспособляемость. Быстрая смена спроса, высокие темпы научно-технического прогресса и другие факторы требуют изменения стратегии пидприемства.
Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является только предпосылкой для эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для роботи.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение поставленных перед ним целей, которые являются начальным элементом при разработке планов и программ маркетинга, которые процесс выполнения должен обеспечить продвижение к определенным рубежам. Оценка уровня выполнения намеченной цели и программ обеспечивается с помощью системы маркетингового контролю.
Контроль маркетинга - постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка состояния и процессов в области маркетинга, другими словами, - сравнение норм и реального стану.
Процесс контроля состоит из четырех стадий:
установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
выяснения реальных значений показателей;
сравнения;
анализ результатов поривняння.
Все стадии маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризу.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности туристического предприятия, выявление всех недостатков и принятия соответствующих заходив.
Важнейшими видами контроля является контроль результатов и стратегический контроль.
Контроль результатов сочетает контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности маркетинговых мероприятий тощо.
Динамика развития туристического рынка и производства туристических услуг, структурные изменения в экономике, новые общественные и государственные ориентиры, экологические аспекты - все это и много других важных для туристического предприятия факторов могут и в реальной жизни уже приводят к отказу от ранее задекларированных целей, изменения модели развития , существенной корректировки ранее принятых планов, стратегий, программ. Поэтому каждое туристическое предприятие должно периодически проводить стратегический контроль маркетинга.
9.2. Организация и проведение маркетинговых исследований Глава 10. РЕКЛАМА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА