2.4. Общая структура ИС , функциональная и обеспечительная части. компоненты системы

Информационные системы, в том числе и в финансово-кредитных учреждениях, относятся к классу сложных, поэтому для каждой такой системы существует проблема декомпозиции - разделения ее на простые составляющие (элементы) и представление в виде тех или иных (например, можно больших) ее частин.Module . Любая АИС делится на функциональную и обеспечивающую части (ФЧ и ЗЧ), которые, в свою очередь, делятся на простые элементы - подсистемы, которые также предполагают дальнейшее подил.
К ФЧ принадлежат те элементы системы, которые определяют ее функциональные возможности, а именно: назначение, выполняемой управленческой функции и функции по обработке информации.
К ЗЧ системы относятся объекты (материальные и другие средства, инструментарий), с помощью которых выполняются функции системы, т.е. реализуется функциональная ее часть.
Дополнительно выделяют обеспечительные подсистемы, каждая из которых объединяет определенный вид ресурсов, а также условия их организации. Эти подсистемы раскрывают суть i состав ресурсов, необходимых для функционирования АИС, поэтому их перечень является типичным i практически одинаковым для разных АIС.
В состав обеспечивающей части входят подсистемы технического, математического, лингвистический, правового, информационного, организационно-методического и ергономiчного забезпечення.
Подсистема технического обеспечения (ТЗ), в свою очередь, со-ется из четырех елементiв.
1. Технические средства - комплекс технических средств (КТС), используемых для получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения, регистрации, вывода, отображения, использования и передачи данных и реализации руководящих дiй.
2. Методические и руководящие материалы по КТЗ.
3. Техническая документация, касающаяся КТЗ.
4. Персонал, обслуживающий КТЗ.
Подсистема математического обеспечения (МО) представляет собой совокупность применяемых математических методов, моделей i алгоритмiв.
Подсистема программного обеспечения (ПО) объединяет программы постоянного пользования (системные программы, пакеты прикладных программ (ППП), СУБД и т.д.).
Подсистема лингвистический обеспечения (ЛС) - это совокупность языковых средств для формализации естественного языка, описания информации и других элементов IС.
Подсистема правового обеспечения (ПРЗ) состоит из правовых норм i нормативов, которые связаны с функционированием АИС, служат для юридического обоснования ее создания и функционирования, а также определяют юридический статус результатов такого функцiонування.
Подсистема информационного обеспечения (ИЗ) включает в себя используемые данные и правила их получения, хранения, обновления и организации структуры и содержания информационных совокупностей. Эта подсистема включает информационные ресурсы, а также средства их обработки, в частности структуризацiи i систематизации информации (классификатора, типовые модели, форматы документации и т.п.).
Подсистема организационно-методического обеспечения (ОМЗ) - это набор приемов, правил, документов, инструкций и положений, обеспечивающих создание системы и взаимодействие ее составляющих в процессе функционирования всей системы. В частности, ОМЗ содержит совокупность документов, которые определяют организационную структуру объекта и системы автоматизации i является необходимыми для выполнения конкретных функций (инструкции, положения и т.п.), а также для формы представления результатов дiяльностi.
Подсистема ергономiчного обеспечения (ЕЗ) составляет множество взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, антропометрических, физиологических особенностей и возможностей человека, с одной стороны, i технических характеристик средств автоматизации, параметров рабочей среды на рабочем месте (влажность, температура, зашумленность, освитлюванисть , опромiнюванисть т.п.).
В ФЧ АИС выделяют следующие элементы: функциональные подсистемы, блоки, или комплексы задач и отдельные завдання.
Функциональная подсистема - это относительно самостоятельная часть системы, которую выделены по определенному признаку, что соответствует конкретным функции i задачей управления. Эту подсистему можно рассматривать как самостоятельную систему, которая характеризуется определенным целевым назначением, пiдпорядкованiстю, вiдокремленiстю информационной базы, методической направленностью вычислений экономических показателей i специализации робiт.
Осуществлять декомпозиции ФЧ АИС - разделять эту систему на подсистемы, комплексы задач i отдельные задачи - можно как по отдельным признакам, i за их совокупностью.
Чаще функциональные подсистемы образуют по следующим признакам: 1) стадия управления (прогнозирование, планирование, учет и т.д.) 2) элементами производственного процесса (труд, материалы, денежные средства и т.д.), 3) аппаратно-организационный признаку (структурные подразделения) 4) функциональной (выполняемой функции) ознакою.
Применяются и другие признаки, связанные с деятельностью объекта автоматизацiи.
В АИС банковских учреждений функциональные подсистемы можно выделять по признаку управления элементами банковской деятельности: подсистема управления i проведения расчетных, кредитных i депозитных операций тощо.
Например, достаточно типичной, по нашему мнению, является система «Автоматизированный банк» работает в одном из КБ Украине.
Рассмотрим главные ее пидсистеми.
1. Подсистема управления расчетами (основное ядро). Включает в себя 6 блоков задач, в частности ОДБ, «Ежедневный оборотно-сальдовый баланс», «Клиент-банк», «Бухгалтерская статистическая отчетность», «Учет межбанковских электронных платежей» i т.iн.
2. Подсистема управления кредитными операциями (ресурсами). Охватывает 8 комплексов задач (КЗ), среди которых учет кредитных договоров, анализ показателей по долгосрочным кредитованием и т. iн.
3. Подсистема управления валютными операциями (с выходом на СВIФТ). Включает в себя 4 комплекса задач. Прежде всего это учет биржевых операций и статистическая отчетность по валютным операцiями.
4. Подсистема управления финансами. Содержит в себе 3 комплекса задач, в частности учет акций, анализ состояния оплаты за кредитные ресурси.
5. Подсистема внутрiшньобанкiвського учета охватывает 6 комплексов задач. Это, в частности, расчет заработной платы, учет кадров, учет материалов, учет основных фондов i быстроизнашивающихся предметiв.
6. Независимая информационно-поисковая система (IПС), что касается юридических и текстовых документов, документов управления безопасности, а также контроля исполнительных документов тощо.
Итак, из шести перечисленных подсистем четыре можно отнести к АСУ i только друг к АСУу.
Общую структуру каждой АИС наглядно рис. 2.3.
ФЧ может реалiзуватися на разные технической базе и с разной (централизованной, децентрализованного и мешаные) технологией обработки даних.
В случае централизованной технологии задачи (в том числе относительно решения задач вычислительного характера) выполняют непосредственно-средне в вычислительном центре (ВЦ) в полном объеме специалисты служб информатики. Децентрализованных технология реализуется на системах малых, включая персональных компьютеров в виде АРМ. Мешаные технология предусматривает, что часть задач i операций выполняется на АРМ, а другая, (это в основном узагальнюючi операции) - на ОЦ.
В учреждениях, отличных от финансово-кредитных, создается отдельная функциональная подсистема АИС - подсистема финансово-кредитных расчетов.
Как показывает опыт, децентрализованного обработка данных в АИС эффективнее централизованную, поскольку в ней обеспечивается прямой доступ пользователя-специалиста к ЭВМ, т.е. становится возможным обработка данных без посредников (оператор, программист, математик и другие), которые могут повлиять на правдивiсть i правильность информации, а также снизить оперативность выполнения соответствующих завдань.
Обеспечить прямой доступ i организовать децентрализованного обработку данных можно двумя способами: оборудовать большую ЭВМ выносными пультами i установить их на рабочих местах пользователей-специалистов или установить на указанных рабочих местах персональные компьютеры. В обоих случаях функциональными элементами АИС является функционально-специализированные АРМ (ФСАРМ).
Итак, АРМ следует понимать как вполне определенный набор персональных терминальный устройств, которые благодаря привлечению вычислительных мощностей большой ЭВМ позволяют выполнять на рабочем месте информационное обслуживание пользователя-специалиста в объеме и режиме, которые нужно для выполнения его производственных (служебных) функций. Возможна и другая Интерпретация: АРМ - это совокупность ПК и специального программного обеспечения, зорiентоване на определенную сферу использования i обеспечивает непосредственное информационное обслуживание пользователя-специалиста в нужном i достаточном для его деятельности объеме и режимi.
Итак, ФЧ АИС коммерческого банка является совокупностью функционально-специализированных АРМ, перечень i количество которых зависит от выбранной технологии и разделения функций между исполнителями. На практике все банковские операции связанные между собой единой технологией, которая обусловлена следующими факторами: спецификой операций; специализации отдельных групп работников i подразделений банка; разделением обязанностей между ними. Эти факторы и определяют конкретную множество ФСАРМ, число которых в АИС различных банковских учреждений является ризним.
Например, многие банковских АИС включают в себя ФСАРМ администратора, главного бухгалтера, бухгалтера, старшего оператора, оператора, контроллера, кассира, специалиста по МФО, а также обеспечительные АРМ по ведению нормативно-справочной информации (НИИ), начального пуска системы, выполнение «отката »i т.п.
Типичной в настоящее время может считаться структура БАИС, охватывающий комплекс оперативно-РАСЧЕТНОЙ операций (ОДБ) АРМ кредитного отдела; АРМ депозитного отдела; АРМ с межбанковских расчетов; АРМ по работе с филиалами; АРМ фондового отдела; АРМ по управлению ликвидность; АРМ с управления активами i пассивами; АРМ маркетинга, блок по обеспечению информацией руководства КБ (рис. 2.4).
Автоматизация деятельности банка начинается с наиболее трудо-мостика операций по обслуживанию клиентов. Поэтому в операционных отделах создают АРМ бухгалтера, экономиста, контролера, операцiонiста i т.п., которые далее объединяются в локальную сеть. Операционный отдел во время своей работы создает автоматизированную базу данных (БД), что является основой для контроля, анализа, статистической отчетности, коммерческой и управленческой дiяльностi.
Далее автоматизируются межбанковском расчеты и мiжфiлiйний обращение, органiзовуеться обмен информацией между отделениями банков тощо.
Заметим, что АИС каждой банковского учреждения должна иметь также автоматизированную базу данных (АБД) для кредитного отдела, соответствующие АРМ его работников, а также АРМ руководителя (АРМ К) для выполнения задач прогнозирования деятельности банка, перспективного и текущего планирования, выработки вариантов принятия решений и т.д. . АРМ руководителя имеет, как правило, свой оперативный архив, локальную БД управляющего и доступ ко всем архивных данных банку.
В заключение отметим, что каждая АИС, независимо от функциональных возможностей (последние могут быть существенно разными: от решения одной задачи или их комплекса для выполнения всей совокупности задач о деятельности объекта) включает в себя все главные структурные элементы. Так, в любой АИС непременно присутствуют функциональная и обеспечительная части, элементы технического, программного и иного обеспечения. АИС не создается одновременно i полностью, она постоянно развивается i модернiзуеться, что выдвигает определенные требования к ее созданию.
2.3. Принципы создания и функционирования АИС в ФКУ 2.5. Организация работ по созданию АИС