2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии

Экономическая мысль Древней Индии формировалась и развивалась под влиянием мифологического и религиозного мышления, отразив особенности древнеиндийских представлений об обществе, его социальную структуру, хозяйственные явления и процессы: богатство, собственность, экономические функции государства тощо.
Древний памятник древности - сборник песен "Ригведа" (II тыс. до н.э.) удостоверяет существование рабовладельческих отношений в начале становления классической индийской цивилизации. Особенностью экономической мысли Древней Индии является ее яркая религиозную окраску. Письменные источники середины I тыс. до н.э. (Буддийские и брахманские религиозные трактаты) изображают древнеиндийскую экономику как «экономику жертвоприношений" 1, в котором имущество и сбережения являются источником пожертвований, собственностью богов. Рабство в буддизме рассматривается как препятствие на пути духовного спасения, доступного лишь тем, кто имеет личную свободу. Собственность воспринимается неотделимой от личности. Буддизм не отрицает хозяйственной деятельности мирян, но отмечает необходимость отказа монахов от собственности и экономической деятельности на пути к спасению-нирвани.
Общественный и хозяйственный строй Древней Индии нашел яркое отражение в "Законах Ману" (Манавадхармашастри) - сборнике религиозных, моральных, правовых установок, которые определяют поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с религиозных догматов брахманизма. "Законы Ману" (XI в. До н.э.) приписываются мифическому родоначальнику людей Ману. Они раскрывают имеющийся в Древней Индии общественное разделение труда и обосновывают понятие варны как сословной (кастовой) иерархии общества, имеет вечное, неизменное, божественное происхождение. Отмечается, что Бог создал из своих уст жрецов-брахманов, которые должны общаться с Богом и управлять государством. Из своих рук Бог создал воинов-кшатриев, которые должны чтить брахманов и защищать страну от врагов. С бедер были созданы вайшя, призванные заниматься хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, торговлей) и стремиться к обогащению. Интересно, что общественным идеалом варнивайшя была хозяйственная самостоятельность и экономическая независимость: "Все, что зависит от чужой воли, - зло, все зависит от собственной воли, - благо" 2, - говорится в "Законах Ману". Низкой кастой были бесправны шудра, созданные Богом из ступней ног. их судьбой была покорная служба членам других каст, занятия ремеслом, труд арендаторов половинников и наемных работников в сельском господарстви.
Определяя рабство как естественное явление, "Законы Ману" выделяют такие его источники: захват в плен, наказания, служба за содержание, рождение от рабов, купля-продажа рабов, передача рабов по наследству. Поскольку кастовое деление общества и существование рабства объяснялись божественной волей и рассматривались как заранее определены и неизменны, то переход из одной верни в другую и смена рода занятий осуждались и сурово карались. Согласно "Законами Ману", "лучше свое дело, плохо выполненная, чем хорошо сделанная чужой дело" 1.
Выдающимся памятником древнеиндийской экономической мысли является трактат "Артхашастра" (IV-III вв. До н.э.), написанный советником царя Чандрагупты I (321-297 pp. До н.э.) брахманом Каутилья. Древнеиндийской "Артхашастра" означает учение ("шастра") о пользе, выгоде ("артха"). Это большая работа, которая состоит из 15 отдельных книг, отражающих достигнутый уровень общественного развития и дают представление о наиболее характерные черты экономической мысли Древней Индии. Трактат содержит установки для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.
В "Артхашастра":
поднимается вопрос об экономической роли государства, отмечается, что царь (раджа) наделен всей полнотой исполнительной и законодательной власти. В его обязанности входит забота о колонизации окраин, строительство дорог, поселений, плантаций, разработку месторождений, развитие промыслов, организацию царского хозяйства и т.д.. Особо подчеркивается необходимость государственного руководства строительством и обслуживанием ирригационных систем как залога урожая;
наголошусться на том, что основой осуществления всех государственных дел является казна, поэтому главной целью экономической политики государства является ее пополнения. Развивается идея достижения активного баланса государственного бюджета, необходимости ведения точного счетоводства, определения доходов и расходов, подведение годового баланса и т.д.. Целью государственного управления провозглашается увеличения доходов казны за счет доходов царского хозяйства, различных налоговых сборов и платежей населения;
налоги рассматриваются как основная статья доходов государственной казны, естественная плата царю за охрану страны от внутренних и внешних опасностей. С целью обеспечения налоговых поступлений и улучшения организации землепользования предлагается отбирать землю у нерадивых хозяев и передавать ее добросовестным земледельцам;
обращается внимание на то, что богатство государства создается всем населением страны, поэтому правитель должен заботиться об удовлетворении общегосударственных нужд, защищая не землю, а людей: "Сила государства - в людях. Безлюдные земли похожи на бесплодную корову - что можно из нее выжать?" 1 страшными бедами, которые могут постигнуть государство, Каутилья считал голод и злоупотребление властью;
оправдывается социальное неравенство и разделение общества на рабов и свободных граждан - ариев. Указывается, что для ариев не должно быть рабства. Если арии по каким-то причинам попадали в рабство, то необходимо было приложить максимум усилий для их освобождения. О патриархальный характер рабства в Древней Индии свидетельствуют изложенные в трактате положение о том, что рабы имеют право на владение собственностью, получения наследства, самовикуп за счет собственного имущества и т.п.;
содержатся ценные сведения о правах и взаимоотношениях каст в Древней Индии. Свидетельствуя привилегированное положение брахманов и кшатриев, трактат возлагает обязанность соблюдения и охраны кастового строя на царя. "Закон для брахмана, - отмечается в Артхашастра, - обучение, жертвоприношение для себя и для других, раздачу даров и их получения. Закон для кшатрия - обучение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военной службой и охрана живых существ. Закон для вайшя - обучение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, животноводство и торговля. Закон для шудры - покорность, ведения хозяйства в два раза родившихся (высших каст), ремесло и актерство ";
нашло отражение понимание различия между стоимостью и ценой товара. По мнению Каутильи, величина стоимости вещи определяется количеством дней труда. Однако цена товара может превышать стоимость в результате конкуренции между покупателями. Деньги рассматриваются как необходимое средство существования, составляющая имущества. Отмечается, что ростовщичество является "отдачей в рост предметов казны" и таким образом уменьшением ее. Именно поэтому за ростовщичество предлагается взимать штраф "в размере двойного результата";
торговля рассматривается как источник поступлений в казну. По мнению Каутильи, регламентация торговой деятельности, установления нормы торговой прибыли, налогообложения торговых операций, поддержание стабильного уровня товарных запасов, влияние на товарооборот зависимости от сезонных колебаний товарных цен с целью недопущения их несанкционированного использования являются важными функциями государства. В трактате говорится, что надзиратель за торговлей имеет наделяться широкими полномочиями, знать цены, уметь считать основные средства, ущерб, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также другие расходы и соответственно к ним устанавливать цену;
подчеркивается, что побудительным мотивом торговой деятельности является прибыль. Вместе Каутилья предостерегает от получения прибыли, который, хотя и был бы значительным, наносил ущерб подданным. Незаконный доход, полученный путем обмана покупателей, продажи недоброкачественных товаров карался штрафом восьмикратный стоимости товаров;
значительное внимание уделяется регулированию процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Отмечается, что прибыль включается в цену товара как часть расходов и его норма заранее фиксируется: для местных товаров - в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%;
детально рассматриваются вопросы установления таможенных пошлин и налоговых платежей. Налоги дифференцируются для новых и старых товаров с учетом места, вида, существующих обычаев и т.п.. В порядке особых отчислений торговцы должны платить в пользу казны V16 часть продаваемого товара по мерке; 1/20 - товаров, которые продаются по весу, 1 / и - товаров, продаваемых по счету. Торговцы должны также платить определенную сумму за проверку весов, которая проводится раз в 4 месяца. За торговлю с помощью непроверенных весов взимался штраф;
признается необходимость регулирования внутренней и внешней торговли. С целью недопущения банкротства торговца царь мог издать указ и о запрете продажи аналогичных товаров, пока купец не распродаст свои. Время ценовые соглашения между торговцами строго карались. В обязанности сборщика j налогов включалась регистрация иностранных купцов, учет импортированных товаров, взимания таможенных пошлин и тому подобное. Запрещался ввоз определенных видов товаров. Время регламентировались меры по стимулированию импорта семян редких растений и некоторых других товаров путем освобождения от налогообложения, и предоставление льгот иностранным купцам и т.д.. Считалось, что ради будущего И выгоды государство должно стимулировать вывоз производимых в стране товаров несмотря на временную убыточность.
2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии 2.1.5. Экономические взгляды мыслителей Древнего Китая