3.1.4. Экономическая мысль в Украине времен средневековья

Экономическая мысль в Украине периода средневековья уходит своими корнями истории Киевской Руси и начало государственности восточных славян. Литературным источникам этой эпохи присущи энциклопедичность, просвещение, уважительное отношение к предметам духовной и материальной культуры, к людям, образованных в науках и ремеслах.
Экономические идеи мыслителей Киевской Руси содержатся в государственных документах, соглашениях, грамотах великих князей, записях норм светского и церковного права. Особое место среди памятников древнерусской литературы занимают летописи, которым присуща глубина и высокий уровень систематизации информации. По мнению многих исследователей, древнерусские летописи с выдающимся явлением в общественной жизни не только Киевской Руси, но и всей средневековой Европи.
Древнерусские письменные источники отражают процесс феодализации страны, захват общинных земель князьями и церковью. Летописи отражают не только перечень исторических событий, фактов, но и дают представление о широком круге представлений и понятий средневекового общества, зарождения научных знань.
Важное место среди первоисточников, позволяющих исследования развития экономических идей на территории Киевской Руси, принадлежит "Русской правде" - первом древнерусском возведению законов. Это своеобразный кодекс феодального права, направленный на регламентацию сословных отношений, имущественных отношений, защита прав собственности феодальной знати на землю и зависимых крестьян, получение денежных и натуральных выплат тощо.
"Русская правда". Список XIV ст.
В тексте "Русской правды" употребляются термины, выражающие такие экономические понятия, как ростовщический капитал ("существ"), ссудный процент ("рез", если предметом займа были деньги, "просоп" - рожь, "наступил" - мед), товар, рынок ("торг"), внешняя торговля ("гостьба") тощо.
"Русская правда" отражает длительный период эволюции древнерусского государства. Она складывалась на протяжении XI-XII вв. и действовала до XV в. Процесс формирования древнерусского законодательства был основан "Правдой Ярослава", разработанной Ярославом Мудрым в 1015-1016 pp. В 1024-1026 pp. она была дополнена некоторыми положениями, направленными на укрепление власти князя в Киеви.
Дальнейшее развитие "Русской правды", связанный с деятельностью сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода, которые в 1072 г. утвердили в Виш-городе "Правду Ярославичей", направленную на укрепление феодальных устоев организации общественной жизни. Время под влиянием народных движений 60-х - начале 70-х годов XI в. "Правда Ярославичей" предусматривала некоторое смягчение социальных противоречий и ограничения произвола землевладельцев относительно зависимого населения. Конечно, все эти изменения отражали потребности развития феодального хозяйства, в том числе необходимость юридических и экономических гарантий содержание крестьянами собственного хозяйства, обеспечения его тягловой силой и сельскохозяйственным реманентом.
Правовые нормы "Русской правды" были дополнены в дальнейшем внуком Ярослава Мудрого - Владимиром Мономахом, который в своем Уставе (1113 г.) подтвердил вотчинный иммунитет феодалов, их право на эксплуатацию подвластного населения. Одновременно предусматривалось существенное ограничение произвола ростовщиков (на основе регулирования процедуры и размера ссудного процента) и облегчения крайне тяжелого положения закупов (смердов, попавших в долговую зависимость к господину).
Следующий этап развития возведение юридических норм связан с уставами Всеволода Ольговича и Изяслава Мстиславича (XII в.), Большинство статей которых регламентировали княжеское хозяйство, правопорядки в поместных селах, наследство тощо.
Кодекс правовых норм "Русская правда":
Дает представление о хозяйственной жизни, собственность, экономические отношения, организацию большого князь-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения. Согласно Русской правдой древнерусское общество состояло из бояр и вунив (чиновников), военных, придворных, купцов, землевладельцев, "людей" (свободных общинников), смердов (полусвободных крестьян), холопов (рабов), закупов (должников), рядовичей (наемных рабочих), изгоев (лишенных своего социального статуса) и ин.
Регламентирует права феодалов на земельную собственность, определяет положение зависимых крестьян и других групп населення.
Охраняет право частной собственности, упорядочивает систему имущественных отношений, определяет ответственность за поджоги, нарушение границ земельных наделов, кражу хлеба, скота, другого майна.
Определяет меру наказания, систему штрафов за нарушение установленных норм: "За голову боярина ... или граждан известных - 80 гривен, за княжеского отрока, повара, купца, за всякого человека русскую - 40 гривен. По раба нет вины: но кто убил его , должен платить хозяину урок: за ремесленника - 12 гривен, за холопа - 5, за нарушение границы - 12 гривен, за убийство феодала - 80 гривен, свободной личности - 40 гривен, холопа - 5 гривен ".
Регламентирует торговые операции, правила заключения торговых сделок, защищая интересы как купцов, так и потребителей. Ряд статей "Русской правды" свидетельствуют развитие торговли (как внутренней, так и внешней) в натуральном в своей основе древнерусской хозяйстве. Речь идет также о формировании в древнерусском государстве купеческих обществ "на вере", в которых торговые сделки заключаются без свидетелей, на основе взаимного доверия и ответственности партнерив.
Ограничивает ростовщические операции, упорядочивает систему долговых обязательств, предоставления займов как в натуральной, так и в денежной формах. Составной кодекса юридических норм является устав Владимира Мономаха, направленный на защиту купцов и горожан от произвола ростовщиков. Владимир Мономах ограничил произвольное взыскания займа, установив, что ростовщик имеет право получать проценты только три раза, после чего он терял сам капитал. Ссуды под 20% годовых разрешалось брать без ограничений строку.
Определяет права граждан, связанные с наследованием. Князь лишался права наследовать имущество бояр и дружинников. Если последние не имели сыновей, то собственниками имущества становились их доньки.
Достопримечательностью исследования экономической мысли древнерусского государства является летописный свод "Повесть временных лет" - монументальный историко-литературное произведение, вобравший в себя не только опыт древнерусской письменности, но и достижения европейской мысли средневековья, традиции византийской культуры и т.д.. Созданная в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором "Повесть временных лет" впервые связала историю Киевской Руси со всемирной историею.
В произведении речь идет о активные внешнеторговые связи Киевской Руси с другими государствами, пополнения доходов казны за счет поступления из хозяйств дани, сборов с населения, штрафов, торгового пошлины и военной добычи. "Повесть временных лет" свидетельствует развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, укрепление ремесел и товарного производства, распространение товарно-денежных отношений тощо.
Экономическая мысль периода распада Киевской Руси и феодальной раздробленности отразила сепаратизм боярских вотчин и упадок торговых отношений. Письменные источники этого периода проникнуты идеей государственности и народного единства. Тревога за судьбу земли, которая страдает от княжеских распрей, звучит в известном "Поучении детям» Владимира Мономаха (нач. XII в.), "Слове о полку Игореве" (1185), "Моление Даниила Заточеника" (нач. XIII в.) .
Владимир Мономах
Произведения великого киевского князя Владимира Мономаха, известные как "Поучение" (конец XI - начало XII в.), Содержат важные обобщения и наблюдения относительно экономической составляющей общественного устройства; обосновывают нормы и правила управления государством, направленные на укрепление господствующих отношений; отражают стремление упорядочить общественное жизни на основе моральных принципов; осуждают погоню за богатством, жажду накопления денег, насилие и чрезмерную эксплуатацию угнетенных слоев населения. Понимая значение развития земледелия, скотоводства, ремесла и торговли для укрепления могущества государства, Владимир Мономах призывает правителей государства заботиться о своей земле и подданных, заботясь о согласии и социальной мир.
Призывая придерживаться определенных норм, продиктованных требованиями христианской морали, Владимир Мономах подчеркивает необходимость уважения к j старших, заступничества за младших и обиженных, трудолюбия, ответственности, милосердия, чтобы "не забывать нищих, сирот, вдов и не позволять сильным погубить человека". Module . Жемчужина древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на W половцев. Автор поэмы видит причину трагедии на берегах Каялы в разобщенности русских земель. Он осуждает князей за распри, междоусобицы, советует им помнить о единстве древнерусского государства, действовать согласованно и не посягать на чужие земли.
Автор более позднего произведения "Моление Даниила Заточеника" выступает за сильную княжескую власть, которая возродила силу и славу древнерусского государства. Он осуждает порабощение крестьян и произвола бояр, определяя последних j как препятствие в отношениях народа с великим князем. Утверждая, что власть, которая действует неразумно, является тяжелым бременем для народа, мыслитель призывает; правителей собрать вокруг себя мудрых советников и навести порядок в держави.
Выступая против нищеты, которая унижает человеческое достоинство, Даниил Заточеника призывает князей оживлять "людей всех милостью своею, сирот и вдов, вельможами втиснуть", "... ни злата, ни серебра не держать, раздавать людям", "Не лишать хлеба нищего мудрого , не подносить к облакам богатого неразумного "1.
Конец XIII - начало XIV в. связанные с формированием украинской народности и выделением украинского языка с древнерусской языковой основы. Хозяйственные документы XIV-XV вв. свидетельствуют дальнейшее развитие экономической мысли в Украине. В жалованье и ссудных грамотах, статистических записях (инвентарях, люстрациях) говорится о развитии сельскохозяйственного производства и ремесла, торговли и ростовщичества. Многочисленные хозяйственные документы дают представление о тогдашней систему повинностей, учет доходов и майна.
Захват территории Украины Польшей и Литвой нашло отражение в литовских уставах, которые закрепили власть магнатов и санкционировали распространение барщинных-фильварочнои системы хозяйствования, закрепощение значительной части крестьян. Вместе с тем формирование во второй половине XV в. казачества и крестьянско-казацкие восстания конца XVI - начала XVII в. против иностранных феодалов и украинских помещиков опирались на антифеодальные требования, которые во многих аспектах касались экономических проблем.
Борьба украинского народа против унии и католицизма отразилась в j произведениях украинских публицистов-полемистов, важное место среди которых занимает И Иван Вышенский (1545/50 - 20-е годы XVII в.). В своих "писаниях", "посланиях" и "разоблачения" он выступал с острой критикой польско-катрлицькои реакции, униатства, крепостничества, преступлений и проступков чиновников. Отстаивая идеи социального равенства, украинский писатель осуждал богатство и роскошь знати, шляхты, духовенства, отмечая, что оно нажито путем присвоения созданного "трудом и потом" крепостных. Полемические произведения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли и формирования национального самосознания украинского народа
3.1.3. Экономические идеи западноевропейских мыслителей в эпоху средневековья 3.2. меркантилизм