4.2.1. Особенности методологии А. Смита

Адам Смит (1723-1790) - выдающийся английский экономист, с именем которого связано становление экономической теории как науки. Начав систематизированное изложение экономических знаний и глубокий теоретический анализ экономических явлений и процессов, он занял особое место в истории экономической думки.
Гениальная работа ученого "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) положила начало рождения либеральной экономической теории и стала настоящим прорывом в мировой экономической мысли. В ней А. Смит впервые перешел от анализа отдельных проблем к теоретическим обобщениям и систематизации экономических знаний (табл. 4.3).
При жизни А. Смита его труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" переиздавалась пять раз. В XIX веке она была переведена на основные европейские языки и выдержала более ста изданий. На сегодняшний день количество ее переизданий и переводов на более чем сорок языков мира превышает две сотни. В России перевод главного труда А. Смита появился в 1802-1805 pp.
Англии XVIII в., Стремление английской промышленной буржуазии к внешнеэкономической экспансии, свободы хозяйствования, освобождение от опеки государства и протекционизму.
Трактуя политическую экономию как науку об объективных законах производства и накопления богатства, А. Смит развил методологию экономических исследований. Ученый:
Широко применял абстрактно-логический, причинно-следственная (казуальный) методы, направленные на выявление глубинных закономерностей экономических явлений и процессов, раскрытие структуры экономической системы, проследить внутренних связей экономических категорий.
Стремился соединить эзотерический и экзотерический подходы, что способствовало обогащению арсенала методологии экономического исследования. Время двойственность подходов ученого оказалась в противоречивости и неоднозначности его теоретических миркувань.
Выделил две стороны экономической теории:
а) положительную, направленную на выявление глубинных закономерностей экономического развития, природных объективных законов, которые управляют экономикой, теоретическое исследование условий производства и накопления богатства;
б) нормативную, направленную на разработку рекомендаций для экономической политики государства (правительства), способной обеспечить экономическим субъектам возможность добывать "достаточный доход или средства существования".
Идейно-теоретическим основанием экономической системы А. Смита стала идеология рыночного либерализма, в основу которой были положены:
Теория "естественного порядка" и внутренней гармонии человеческого общества, согласованной с законами морали.
Основоположник экономической науки Адам Смит (1723-1790) был одним из образованнейших людей своего времени, обладал энциклопедическими знаниями в области различных наук, оказал значительное влияние на современников и послидовникив.
А. Смит родился в 1723 г. в шотландском городе Киркольди. Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. В возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго.
Значительное влияние на А. Смита в этот период оказали курсы моральной философии Фрэнсиса Хатчесона (1654-1746), а также творчество Дэвида Юма (1711-1776). Вернувшись в 1746 г. в Эдинбург, А. Смит занялся самообразованием. Он написал трактат по философии, но не смог найти издателя, чтобы опубликовать. Со временем А. Смиту удалось организовать чтение публичных лекций по философии, которые имели успех и способствовали тому, что ученый получил приглашение в университет в Глазго. В 1751 г. он стал профессором философии и логики этого университета, впоследствии возглавил в нем кафедру моральной философии. Результатом научных поисков А. Смита в этот период стала глубокая научная работа "Теория нравственных чувств" (1759), которая сделала его знаменитим.
Активное участие ученого в своеобразном клубе политической экономии в Глазго, дружба с философом, экономистом Д. Юмом повлияли на рост научного интереса А. Смита к экономическим проблемам. Этому способствовало также его знакомство с французскими философами-энциклопедистами (Д'Аламбером, Гельвеция, Гольбаха), а также физиократами (Ф. Кене, А. Тюрго), которое состоялось во время заграничного путешествия ученого как наставника герцога Баклю. Находясь во Франции, А. Смит начал работу над трудом "Исследование о природе и причинах богатства народов", которую завершил через десять лет после возвращения на родину. Книга принесла автору громкую славу. К концу века она переиздавалась 4 раза при жизни А. Смита (1778,1784,1786,1789) и еще три раза после его смерти.
Общий творческий замысел ученого заключался в создании универсальной, всеобъемлющей картины развития человека и общества. В работе "Теория нравственных чувств" он изложил свои социально-философские идеи, в основе которых лежало признание существования справедливых, "естественных" законов, равенства и обязательности общечеловеческих норм морали. По замыслу автора, "Исследование о природе и причинах богатства народов" мало раскрыть механизм действия "естественного закона справедливости", согласно которому "каждый получает свою долю из всего произведенного землей".
Заключительную работу (которая так и не была написана) автор планировал присвятититы исследованию истории и теории культуры. Последние годы своей жизни А. Смит провел в Эдинбурге. Служил таможенным комиссаром с 1787 г. Умер в 1790 г. Похоронен на небольшом кладбище в центре Единбурга.
В отличие от физиократов, которые трактовали "естественный порядок" как идеальное состояние общества, А. Смит анализировал реально существующий экономический уклад (рыночную экономическую систему) и стремился описать механизм его функционування.
Движущими силами экономического развития ученый считал экономическую свободу и конкуренцию хозяйствующих субъектов, гармонизации их интересов на основе приоритетного развития личного интереса, механизма рыночной саморегуляции и невмешательства государства в экономическую життя.
Концепция "экономического человека" в который руководствуется в своей деятельности личными экономическими интересами и потребностями. Пытаясь выяснить побудительные мотивы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, ученый исходил из того, что поведением людей руководит эгоизм и забота о собственной выгоде, "естественное стремление ... к улучшению своего положения". Абстрагируясь от всех других мотивов поведения экономических субъектов, А. Смит писал о том, что личный интерес является главным мотивом, который побуждает людей к сотрудничеству, поскольку "Не через доброжелательность мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а через соблюдение ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших потребностях, а лишь об их выгодах "1.
Поэтому ученый анализировал общество как совокупность эгоистов, сосредоточенных на накоплении богатства. Стоит отметить, что существование эгоистических интересов признавали еще английские философы XVII в. (Т. Гоббс и др.)., Которые трактовали их как разрушительную силу, призывая к государственному авторитаризму. А. Смит воспринял эти идеи и был солидарен с французскими рационалистами (К. Гельвецием и др.)., Провозгласившие человеческий эгоизм естественным фактором общественного прогресса. В связи с этим ученый делал особый упор на значении личного интереса как мощного стимула прогрессивного развития человеческого суспильства.
Таким образом, в основе аналитической модели "экономического человека" (gomo economicus), введенной А. Смитом, лежат предположения, что индивид как субъект экономических отношений являются:
независимым, способным принимать самостоятельные решения;
эгоистичным, таким, который стремится максимизировать собственную выгоду;
рациональным, способным сравнивать выгоды и потери и оценивать последствия своих действий;
информированным о своих потребностях и возможностях их задоволення.
Учение о "невидимую руку рынка" - механизм стихийной координации экономического поведения и согласования экономических интересов субъектов хозяйствования в условиях рыночной конкуренции. Трактуя рыночный механизм как "очевидную и простую систему обычной свободы", А. Смит утверждал, что рыночная экономика устроена таким образом, что индивид (экономический человек), который "имеет в виду лишь собственный интерес ... преследует лишь собственную выгоду ... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения ... Преследуя собственные интересы, человек часто реально служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится это делать ".
Таким образом, стихийные объективные законы рыночных сил спонтанно обеспечивают приоритетность общественных ценностей и направляют усилия отдельных индивидов, которые не думают о содействии общественной пользы, в русло общих интересов. Именно благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через реализацию их частных интересов рыночная экономика целесообразным образом обеспечивает общественные потребности и генерирует эффективное распределение ресурсив.
Обоснования экономической политики государства, основанной на принципе "lai88ez faire". Исследуя "естественный порядок" как теоретическую модель экономики свободного предпринимательства, А. Смит уделял большое внимание анализу предпосылок эффективного действия "невидимой руки" рынка. Он понимал, что преимущества рыночной экономики реализуются лишь при условии существования системы сдержек и противовесов совершенной конкуренции, включения в определенные институциональные рамки свободной игры экономических интересив.
Ученый писал о том, что преимущества рыночного механизма саморегулирования оказываются в условиях, когда "каждому человеку, пока она не нарушает законов справедливости, разрешается совершенно свободно действовать по своему усмотрению в собственных интересах и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого лица и целого класса ".
Исходя из того, что свободная игра рыночных сил не имеет нарушаться никакими внешними факторами, А. Смит враждебно относился к любой монополии, которая "является большим врагом хорошего хозяйства", сводя на нет чудесные свойства "невидимой руки". "Монополисты, - писал ученый, - поддерживая постоянную нехватку продуктов на рынке и умышленно не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы ... значительно выше их естественной нормы". Поэтому А. Смит осуждал исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, которые, по его мнению, ограничивали конкуренцию и мобильность ресурсив.
Отстаивая "естественную гармонию" (некое равновесие, которая стихийно устанавливается в экономике при отсутствии вмешательства извне), А. Смит требовал отмены государственной регламентации промышленности и торговли, отмечая, что "Политика вмешательства порождает очень важную неравенство в общей сумме выгод и невыгод различного применения труда и капитала, ограничивая ... конкуренцию "1. По мнению ученого, правительство должно быть освобожденным от тяжкой обязанности, при выполнении которого возникают постоянные разочарования и для правильного осуществления которого недостаточно никакой мудрости и знаний, - от обязанности руководить трудом каждого человека, направляя ее в сторону, благоприятный для благосостояния общества .
Однако отстаивая принципы экономического либерализма, А. Смит не отрицал участия государства в хозяйственной жизни. Он писал о том, что естественный устройство должно опираться на свободное взаимодействие частных интересов в рамках и под защитой права. По мнению исследователя, в рыночной экономике государство должно выполнять "три весьма важные обязанности":
Ограждать общество от насилия и вторжения других независимых суспильств.
Ограждать каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить надлежащее осуществление правосуддя.
Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, в создании и содержании которых могут быть заинтересованы отдельные лица или небольшие групи2.
Эта трактовка роли и функций государства в дальнейшем получило название концепции "государство - ночной сторож".
А. Смит высказывался за государственное регулирование минимума заработной платы, нормы ссудного процента, временные протекционистские меры, направленные на защиту новых и потому еще слабых отраслей. Анализируя функции государства, ученый обосновал "четыре основных правила налогообложения":
пропорциональность: "Подданные государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и сил, то есть согласно доходу, каким они пользуются под протекцией и защитой государства";
определенность: "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть понятным и четким для плательщика и для любого другого лица" ;
удобство: "Каждый налог следует взимать в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее его платить";
необременительность: "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству".
4.2. А. Смит как основатель экономической науки 4.2.2. А. Смит о сущности и источники богатства