ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономическая история, или история народного хозяйства является важной учебной дисциплиной, которая преподается на всех экономических специальностях высших учебных заведений. Она возникла на стыке исторических и экономических наук. Как самостоятельная дисциплина она сформировалась в XIX в. (В Украине курс впервые читался в Харьковском университете в 1858/59 уч. Году) на основе последовательного распространения и использования историко-генетического метода познания экономических явлений и процессов. Поэтому вполне понятным является ее тесная взаимосвязь с различными отдельными экономическими дисциплинами и, прежде всего, с экономической теорией, обобщения и теоретические выводы которой должна иллюстрировать и пидтверджувати.
Экономическая история является чрезвычайно важным предметом в системе экономического образования: она закладывает в сознании студента основы экономического мышления и логического анализа экономической действительности. Прослеживая изменения форм хозяйственного развития, процессы формирования и развития определенных хозяйственных систем, экономическая история дает возможность увидеть, как осуществляется сам ход преобразований, главные достижения в области технического прогресса или экономической политики, которые либо сами являются результатом социально-экономических преобразований, или становятся поводом, предпосылкой экономических зрушень.
Экономическая история дает реальное видение долгосрочных тенденций экономического развития. Если статистика и социология рисуют характеристики современного состояния экономики, то экономическая история - картину исторического движения от прошлого к современному, без чего невозможно увидеть тенденции экономического развития, достаточно полно раскрыть современное его состояние и причины тех или иных явлений, которые его характеризуют, подтвердить правильность или раскрыть ошибки современной экономической политики, наконец, обосновать ее перспективы. В сочетании с историей экономических учений, экономическая история играет фундаментальную роль в формировании экономиста-практика, исследователя и педагога, ведь формирует у него критическое мышление, «объемное» видение социально-экономических процессов и явищ.
Долгое время историко-экономическим исследованиям в нашей стране не уделялось должного внимания, занижалась и роль дисциплины в подготовке профессионалов-экономистов. Но на современном этапе, в период формирования новой концепции экономического развития независимой Украины, определения путей перехода к рыночному хозяйству, экономическая история постепенно возвращает свои утраченные позиции. Соответственно растет и потребность в специальной, особенно учебной, бук-ратури.
Предложенные тексты лекций по экономической истории подготовлены авторским коллективом в соответствии с типовой программой курса, принятого на Всеукраинской научно-методической конференции «Проблемы преподавания экономической теории» 26-28 апреля 1999 г. (г. Киев) и разработанной в соответствии с ней рабочей программы курса, утвержденной на заседании кафедры «Размещение производительных сил» КНЭУ (протокол № 1 от 27 августа 1999 г.).
Тексты написаны авторским коллективом в составе преподавателей кафедры «Размещение производительных сил» Киевского национального экономического университета: доц. Н. А. Тимочко (темы 1, 2, 3, 6, 7, 11, 13); доц. А. Пучко (темы 4, 5), ст. выкл. Л. М. Рудометкин (темы 8, 9, 10); доц. А. А. Маслов (темы 14, 15), а также ст. наук. сотр. Р. Д. Толстов (Институт экономики НАН Украины) (тема 12).
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ