5.7. Теория спроса и предложения

Реальная ценность товара, согласно этой теории, равна фактической цене, которая устанавливается на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров (услуг).
Спрос и предложение являются реальным отражением состояния рыночной экономики, противоречия между интересами хозяйствующих субъектов - покупателей и продавцов. Способом решения этого противоречия является формирование рыночных цен к установлению равновесия между спросом и предложением, а следовательно, воспроизведения стимулов для экономических субъектов производить и покупать товары. Это достигается при таких цен и объемов товаров, когда количество товара, который продается, полностью удовлетворяет потребность в нем. Именно при таких условиях образуется цена равновесия - такой уровень цены, при котором предложение соответствует попиту.
Экономическое положение товаропроизводителя зависит от рыночной цены его товаров. Последняя подвергается воздействию двух факторов - спроса и пропозиции.
Спрос - это платежеспособная потребность в определенном товаре. Иначе говоря, это сумма денег, которую покупатели готовы заплатить за нужное им благо,
Спрос зависит от доходов покупателей, потребности в товарах (услугах) и цен на последние, т.е. он повышается при росте доходов, снижение цен или одновременного действия этих факторов, и наоборот. Эта зависимость получила название закона попиту.
В целом величина спроса обусловлено преимущественно ценой товара: чем ниже цена на некое благо, тем выше спрос на него. Количественную зависимость спроса от изменения цен на товары называют эластичностью спроса. ее измеряют как отношение роста объема спроса к снижению цен (в процентах).
Предложение - это количество товаров и услуг, которые предлагаются к) продаж на рынке по определенной циною
Предложение также зависит от цены: чем она выше, тем выше предложение со стороны продавца, поскольку последний заинтересован получить как можно больше денег от продажи товаров (услуг), что составляет его экономический интерес. Эту зависимость называют законом предложения. Количественная зависимость предложения от изменения цен на товары получила название «эластичность предложения». ее измеряют как отношение (в процентах) рост объема предложения к росту цин.
Закон спроса и закон предложения отражают экономические интересы субъектов рынка - покупателей и продавцов. Согласование этих интересов достигается при таком положении рынке определенного товара, если при определенной цене вся его количество может быть продана, т.е. когда наблюдается рыночное равновесие. Если цены на определенный товар превысят цену равновесия, возникнет избыток продукции. Тогда продавцы вынуждены снижать цены, чтобы избавиться от запасов и получить определенную прибыль для дальнейшего развития своего хозяйства. На снижение цен покупатели отреагируют дополнительным попитом.
Если цена реализации будет ниже цены равновесия, возникнет повышенный спрос, что приведет к дефициту. Это, с одной стороны, способствовать росту цен, а с другой - стимулировать производство этого товару.
Кроме изложенных выше теорий, которые предлагают определенные модели определения ценности товара, существуют и другие, в частности теория факторов производства и информативная теория стоимости. Последняя приобретает все большее значение в эпоху перехода к постиндустриальному обществу и сопровождается заменой материально-вещественных элементов производства на идеально-духовные, прошлого труда на живую, интеллектуальную, которая становится доминуючою.
Каждая из рассмотренных теорий отражает различные стороны экономической жизни. Как показывает практика, ценность товара обусловлена различными факторами, в частности затратами живого и овеществленного труда, степенью полезного эффекта, спросом и предложением и т..
5.6. Теория предельной полезности 5.8. Закон стоимости и его функции