18.1. Причины вмешательства государства в рыночный механизм

Государство является прежде всего политическим регуляторным механизмом. Это институт, масс публичную власть и специализированный аппарат регулювання
общественных видносин
Главная задача государства заключается в сочетании интересов личности, коллективов и обществе, обеспечении властного регулирования при сохранении саморегулирования и саморазвития суспильства.
В течение XX в. происходило усиление роли государства в экономике. Особенно эти процессы ускорились во второй половине прошлого века, что нашло выражение в расширении функций государства, развития новых форм и методов экономической политики, которые не только уменьшают негативное влияние отказов рынка, но и способствуют нормальному воспроизведению, социальной стабильности и поддержке макроэкономической ривноваги.
В последние десятилетия в развитых странах под влиянием информационно-технологической революции, развития многоукладности экономики и глобализации экономических связей происходит расширение и усложнение регуляторных функций государства, увеличиваются государственные расходы. Так, они выросли с 46% ВВП в 1990 г. до 50% и более - в начале нового тисячолиття.
Сферы деятельности государства в рыночной экономике приведены на рис. 155.
Воссоздание условий конкуренции заключается в том, что выработка товаров и услуг должно дополняться движением денег, ценных бумаг, информацией, знаниями, что возможно лишь при условии действия соответствующих юридических законов, нормативных документов. Исходя из этого, государство создает юридически институциональные основы рыночной экономики защита прав собственника (ст 41 Конституции Украины); антимонопольное законодательство (cт. 42 Конституции Украины); социальной защите населения {ст. 46 Конституции Украины), защита покупателей (cт. 42 Конституции Украины).
Согласно этих основ государство издает законы, нарушение которых может привести к искажению рыночного ценообразования и действия законов ринку.
Покупателем продукции от государства является правительство, которое покупает оружие, почтовые, транспортные услуги тощо.
Как субъект, несет денежные затраты, государство играет роль агента для перераспределения доходов в пользу тех, кто нуждается в помощи. Такие расходы называются трансфертными, или передаточными. Они социальным обеспечением (велфером). Трансфертные платежи не учитываются в ВВП.
Устранению причин нарушений в работе рыночного механизма достигается вмешательством правительства в экономическую деятельность через ее регулирования в обход законов рыночной конкуренции.
Основные причины нарушений в работе рыночного механизма можно объединить в четыре группы: внешние экономические эффекты общественные блага; факты неделимости; монополизм.
Внешние экономические эффекты - это издержки, которые являются внешними для участников процесса производства, которые создают товар
Поясним это на следующем примере. Металлургическое предприятие в процессе производства сбрасывает в реку производственные отходы, загрязняет атмосферу ядовитыми веществами. В результате ухудшаются экологические условия влечет заболеваемость населения. При определении цены металла учитывают затраты на сырье, оплату труда, амортизационные отчисления, затраты на электроэнергию, воду, с внутренними для производства. Одновременно в рыночных условиях не учитывают затраты на защиту окружающей среды. Итак, если не принять определенные меры относительно этого предприятия, оно будет продолжать загрязнять реку и атмосферу. Для того чтобы предотвратить это, нужно принять специальный закон, определяющий допустимые пределы загрязнения. В законе может быть предусмотрено несколько вариантов относительно указанной ситуации: полный запрет сброса в воду и выброса в атмосферу ядовитых веществ, уплата штрафа за загрязнение окружающей среды. Это будет способствовать оздоровлению довкилля.
Общественные блага - это блага, которые потребляются всеми членами общества поровну и часто колективно
К ним относятся оборона, охрана общественного порядка, государственное управление ", энергетическая система и т.д.. С момента их выработки они автоматически потребляемых каждым членом общества независимо от того, заплатила за них человек или нет. Общество производит такие общественные блага, несмотря на то, является их производство прибыльным или убыточным. Ведь трудно представить себе, чтобы охрана общественного порядка осуществлялась на сугубо рыночных началах. Для обеспечения общественных потребностей правительство облагать населення.
Факты неделимости. В условиях рынка с экономической и социальной точек зрения существования конкуренции в определенных отраслях, сферах деятельности не всегда целесообразно. Это обусловлено тем, что последняя дает свободу выбора относительно объемов предприятия. Если же мощности производства с экономической точки зрения нужно свести к минимуму, возникают факты неподильности.
Например, электростанция и сети электропередач могут в минимальных размерах удовлетворять спрос на эти товары на рынке. Иначе говоря, если экономически целесообразно, чтобы спрос на определенный товар или потребность удовлетворял один производитель, возникает «естественна. монополия».
Если люди являются владельцами идеи, технологии, это порождает асимметрию в распределении информации, или естественную монополию. В результате возможно уменьшение объемов производства, ухудшения качества продукции и повышения цен. С общеэкономической точки зрения выход конкурентов на рынок этой продукции является нежелательным. Таким предприятиям предоставляются субсидии в виде компенсаций убыточных услуг. Это может быть обусловлено, например, необходимостью удовлетворения определенных национальных интересов. При таких условий, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны «естественных» монополистов, требуется вмешательство государства, а именно: 1) государственный контроль на соответствующем рынке за частными предприятиями (по цене, прибыли, качества и условий поставки) 2) огосударствление, то есть превращение таких предприятий на державни.
Монополизм искажает рынок, приводит к тому, что рост уровня цен происходит искусственного уменьшения объемов производства. Для уменьшения влияния монополии требуется вмешательство правительства, которое предусматривает ликвидацию монополии или ее регулювання.
Итак, факторы, которые препятствуют развитию свободного ценообразования, конкуренции и рынка, является неотъемлемой составляющей развитой экономики и могут быть устранены только вмешательством государства в процесс воспроизводства. Вследствие этого современный рынок с рынком регулируется государством через правовые акты, которые закрепляют рыночные отношения, широкое использование договорных отношений, финансирования развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защите населения, налоговую, кредитную, банковскую систему, ценообразования и т.д. для достижения целей, определенных социально-экономической политикой страны. Все ныне существующие развитые экономические системы являются системами, которые основываются на объективных законах рынка (спроса и предложения, конкуренции, свободного ценообразования и др.) и механизме государственного регулирования.
Глава 18. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 18.2. Функции государства в рыночной экономике